На то она и скорая

13 июня 2019
0
1600

24 часа в сутки, 7 дней в неделю в центральный пункт диспетчерской скорой медицинской службы поступают звонки от людей, которым понадобилась срочная медицинская помощь. Ежеминутную вахту несут 20 машин, 40 фельдшеров и 12 диспетчеров, которые принимают тревожные сообщения. Диспетчер за пять минут должен передать информацию и уже в течение 20 минут скорая помощь прибудет на место. Правда, в том случае, если вызов не отнесен к четвертой категории сложности.

В центральной диспетчерской рабочая обстановка. Перед компьютерами с телефонами в руках опытные фельдшера. В день сюда поступают до 700 звонков, отвечают на каждый. Иногда звонят шутники, но с ними разбирается полиция.

Анна Владимировна Вавилова тут более 22 лет. Работу свою знает «от и до», но всякий раз переживает, если случай действительно серьезный. Она и сейчас внимательно прислушивается к голосу звонящей девушки. Ей 20 лет и она жалуется на боли в желудке. Опытный медик задает вопросы, что ела, есть ли температура. Совсем скоро и картина болезни вырисовывается до конца. Всю полученную информацию диспетчер параллельно вносит в компьютер. Данный случай относится к четвертой категории сложности и обслуживать его должна неотложка. Но так как больная проживает в поселке Подстепное, а там нет ни поликлиники, ни районной больницы, значит к ней на вызов отправят бригаду скорой помощи.

Со слов заместителя директора по лечебной работе Гульнар Жомартовны Джумагалиевой, часто неотложную службу путают со скорой. Многие высказывают недовольство, почему приходится ждать почти час. А между тем, главное отличие в том, что машина скорой медицинской помощи доезжает в среднем за 20 минут. А вот неотложка прикреплена к поликлинике и обслуживает менее экстренные случаи, той самой 4 категории, и ждать ее возможно придется в течение часа.

Г.Ж. Джумагалиева– Вызов скорой всегда связан с сильным ухудшением самочувствия, поэтому гарантированно она приедет в случае подозрения на инсульт и инфаркт, при потере или нарушении сознания, дыхания, ожогах, падении с высоты, на ДТП, огнестрельные и ножевые ранения, к детям, беременным и роженицам и тем, кто находится в общественном месте, – объясняет Гульнар Жомартовна. – В случае обострения хронических заболеваний приезжает неотложная помощь. И это нужно знать.

Какую категорию присудить вызову – первую или четвертую, решает не диспетчер, а компьютерная система «АДИС», которая в сотни раз облегчила труд фельдшерам и диспетчерам скорой медицинской помощи. К примеру, если раньше диспетчер, принимая вызов, рукописно заполнял соответствующие бланки и журналы вызовов, то теперь вся информация по вызову вносится в компьютерные карты, включающие первичную диагностику и контроль адреса. А также специфические медицинские показатели, поиск по картотеке хронических пациентов и т.п. К слову, любой диалог диспетчера «03» с вызывающим записывается в цифровом режиме и хранится в памяти компьютера, так что всегда можно оценить работу диспетчера. Собрав всю информацию по вызову и задав ее программе, диспетчер получает от компьютера выбор рациональных вариантов обслуживания вызова с использованием имеющихся ресурсов, то есть бригад скорой медицинской помощи. К системе подключены все подстанции, находящиеся в Уральске (в 6 микрорайоне, на ул. Циолковского и в Зачаганске) и приближенных районах, которые с прошлого года также были отнесены к областной системе скорой помощи. Сюда входят – Теректинский, Байтерек, Каратобинский и Сырымский районы.

Запас памяти серверов не ограничен и срок хранения информации – 10 лет. Компьютеры системы имеют много-уровневую защиту, предусмотрено автономное электропитание. Еще один довольно существенный позитивный момент, связанный с внедрением АСУ «АДИС» – служба скорой помощи избавляется от необходимости ведения и хранения бумажных архивов.

Водитель «Скорой» Б. Урасаев

Минутный перерыв, и фельдшер Галина Васильевна Казакова может с нами немного поговорить. Конец смены не скоро, а она уже приняла полсотни звонков. В данной службе Галина Васильевна почти 40 лет. Сначала, точнее 14 лет, сама ездила на вызовы, а теперь принимает звонки. Совсем недавно отправила машину скорой помощи к женщине, которая потеряла сознание, до этого прямо на улице плохо стало мужчине.

– Конечно, помимо того, что мы выясняем ситуацию, стараемся успокоить тех, кто звонит. А это иногда бывает непросто, – рассказывает Галина Васильевна. – Вместо того чтобы говорить, что происходит с больным, кричат в трубку, бросают ее, потом опять звонят. Приходится успокаивать, объяснять, что они должны встретить машину, чтобы сэкономить время.

В 1980 году Галина Васильевна окончила Уральское медицинское училище и, как говорит сама, ни разу не пожалела о выбранной профессии. За сорок лет были и самые тяжелые случаи, когда уставали, валились с ног, но все это компенсировалось осознанием того, что в очередной раз общими усилиями была спасена чья-то жизнь.

В современной машине скорой помощи есть все, чтобы запустить сердце, восстановить дыхание, сделать кардиограмму и передать ее старшему дежурному врачу, который находится здесь же, в центральной диспетчерской. Старший врач Марина Ивановна Рукина внимательно изучает кардиограмму, высланную ей бригадой скорой помощи по ватсапу. Уже через пару минут по телефону дает рекомендации. Задача старшего врача смены – консультировать фельдшерскую бригаду в случае необходимости.

Определить, какие конкретные случаи она считает более серьезными, не берется. Говорит, каждый сложный, если речь идет о жизни пациента.

– Я в скорой помощи работаю с 1985 года, но привыкнуть к гибели человека не могу. Сколько бы ни работал фельдшер, потерю человека переживать очень тяжело. И это правильно. Специалист с каменным сердцем не должен быть на этой службе.

В свободное от вызовов время фельдшера могут передохнуть в комнате отдыха и перекусить. Его, как правило, не бывает. С одного вызова бригада едет сразу на другой. На базу возвращаются лишь для заполнения чемоданчика с укладкой и снова в дорогу. Помогает его собрать Анастасия Долженко. Девушка считается новичком, она работает около 7 месяцев, но уже сейчас с закрытыми глазами может определить, где и что лежит. Нужно сказать, что и от конструкции укладки, состава и доступности вложений во многом зависят оперативность и качество первичной диагностики и оказания экстренной медицинской помощи пациенту.

Г.В. Казакова

– Вы здесь не дождетесь ни одну из бригад, это абсолютно точно, – говорит Гульнар Жомартовна. – И специально вызвать на станцию одну из них я тоже не могу. Эти люди ежедневно, ежеминутно спасают чьи-то жизни, но находятся в тени, у них нет времени на интервью, на фотосессии. В списке опытных работников – Виталий Кузнецов, Айдос Жусупкалиев, Эдик Даулетов, Болатбек Султанов, Юля Тюлигенева, Наталья Дускалиева и другие. 90 процентов нашей команды составляет молодежь. Все они выпускники местных медицинских колледжей.

«Скорая помощь» сама готовит себе кадры. Студенты здесь проходят практику. Так что к моменту выпуска о каждом из них знают все – фамилию, уровень знаний, желание работать в профессии. Лучших приглашают к себе. Совсем скоро сюда придут новые ребята, тоже выпускники медицинского колледжа.

– В пару мы ставим опытного фельдшера и молодого, – объясняет Гульнар Жомартовна. – Один у другого набирается опыта. Как они работают, где именно, нам все известно. Передвижение скорой помощи мы контролируем благодаря компьютерной системе. А оценить качество работы может каждый желающий. У нас есть телефон службы поддержки пациента и внутреннего контроля – 53-34-09. Звонят, задают вопросы, иногда высказывают претензии, но чаще всего благодарят.
Как быстро прибудет скорая, зависит в первую очередь от водителей.

Бауржан Серикович Урасаев работает 14 лет. Сейчас он старший смены. Мужчина довольно показывает свой автомобиль. Водители забыли про «таблетки» и газели, они ездят на современных мерседесах, с полной комплектацией, а это значит – помощь оказывается с первых минут приезда скорой помощи. Его же задача – аккуратно и быстро доставить пациента в больницу.

Каждый из нас хоть раз в жизни набирал номер 103, объяснял причину и нервно ждал. Температура у ребенка, острые боли в животе или высокое давление, мы ждем человека в белом халате. И – знаем, что он точно приедет.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top