На теплоходе музыка играла

24 октября 2019
0
1543

«Письмо позвало в дорогу», «Тему подсказывает жизнь» – многим людям старшего поколения знакомы эти газетные рубрики советской эпохи. Вот и мой коллега Ярослав Кулик тоже подсказал тему. Говорит, что побывал в Самаре, катался по Волге на теплоходе «Москва» с буфетом на нижней палубе и с ностальгией вспоминал нашу «Москву», ходившую по Уралу. «Идём по Волге, а мне всё дачники наши на «Москве» вспоминаются, экскурсии, дискотеки и то, как мы ездили на ней готовить репортажи о строительстве моста через Урал. Какой теплоход мы не уберегли, один на весь Урал!» – восклицает Ярослав… Увидев его снимки, одна молодая журналистка воскликнула: «И такое судно ходило по Уралу?! Никогда бы не подумала».

Народная «Москва»

В 2020 году исполняется 35 лет, как появилась «Москва» на Урале и произвела настоящий фурор. Никто тогда и подумать не мог, что народный уральский теплоход окажется там, где такой техники – завались, а Уральск лишится современного комфортабельного судна.

В 1985 году Уральское речное пароходство берёт курс на обновление пассажирского флота и повышение культуры обслуживания пассажиров. Капитану Николаю Меньшикову, механику Юрию Токареву и мотористу Олегу Чувашову поручается ответственная командировка в Москву – получить одноимённое судно и перегнать его по Волге и Каспию в Уральск.

Н. МеньшиковРечники знали, что покупали: суда проектов Р51 и Р51Э («Москва») не только успешно работали на реках Советского Союза, но также экспортировались в Европу и Египет.

Комфортабельное двухпалубное судно экскурсионно-прогулочного типа «Москва» мощностью 300 л.с. имело длину 38 м, максимальную осадку 1,2 м при пассажировместимости 400 человек, и развивало скорость 25 км/ч. В светлом салоне на нижней палубе установлены мягкие кресла, имелось помещение для буфета и санузел. С верхней палубы, также пассажирской, открывался отличный обзор. Теплоход оборудован современными техническими средствами для проведения культурных мероприятий, в том числе экскурсий и дискотек.

Позади Волга, бурный Каспий. И вот родной Урал. Что творилось на берегах и в прибрежных посёлках во время остановок! Люди приветливо махали руками вслед, желали доброго пути.

Особенно обрадовались «Москве» жители Калмыкова и Чапаева: «Вот это теплоход! Здорово! Молодцы речники! А он будет ходить из Чапаева в Уральск?» – интересовались сельчане.
И не случайно. Они ведь уже ездили с ветерком на «Зарнице» в Уральск, это, говорили они, лучше, чем «трястись в пыльном автобусе».

На «Москву», ещё не дошедшую до Уральска, началось настоящее паломничество.

– Во время остановок люди осматривали «Москву» семьями, радовались и говорили, что и до нас дошёл технический прогресс: будем ездить по Уралу с комфортом, – вспоминает Меньшиков.

Работники же рыбнадзора просто влюбились в «Москву», также прогуливались по судну, восхищаясь им.

Зимовал теплоход в Учужном затоне вместе с дебаркадером (сейчас он находится в кемпинге «Мечта») и многими другими судами. Навигация 1986 года стала для «Москвы» первой.

Меньшиков и его экипаж работали едва ли не круглосуточно: на Козинский и Меловые горки это до отказа заполненное пассажирами судно ежедневно делало 3-4 рейса. Между «дачными» рейсами – экскурсии: школьники, студенты, учащиеся техникумов. Катались на «Москве» и отдыхавшие на турбазе «Уральская» дети из Чернобыля, где в том же 1986 году случилась страшная авария на АЭС.

Очень грамотно, профессионально работал с Уральским пароходством и экипажами «Москвы» тогдашний руководитель турагентства Константин Котов. С его подачи на теплоходе не только проводились экскурсии, но также оборудовали буфет.

С появлением на Урале «Москвы» пассажирские перевозки стали ПРИБЫЛЬНЫМИ. Позже, когда капитаном теплохода стал Юрий Астраханкин, на ней даже проводились дискотеки, которые приобрели у молодёжи фантастическую популярность. Однако вскоре Речной Регистр этот вид отдыха запретил из соображений безопасности.

Дело в том, что многочисленные отдыхающие собирались в основном на верхней палубе, что нарушало устойчивость теплохода и увеличивало нагрузку на отдельные части корпуса.

Пароходство планировало купить вторую «Москву», а затем полностью обновить пассажирский флот судами типа «Московский» и «Фонтанка». Прорабатывался вопрос об открытии пассажирской линии УРАЛЬСК – ЧАПАЕВО, на которой могла бы ходить «Москва».

Чуть не растащили

Но тут грянули перестройка, экономический кризис, наводнения 1993 и 1994 годов, начался массовый исход уральцев с дачных участков. «Москва» всё чаще стояла на приколе, её начали грабить.

Речники восстановили судно, на котором стали регулярно проводиться выпускные вечера для школ Уральска, но постоянной команды на «Москве» уже не содержали.

В 1999 году руководитель АО «Уралречфлот» Аргин Шаленов предлагал уральским бизнесменам взять «Москву» в аренду, проводить на ней корпоративные мероприятия для предпринимателей. С улучшением экономической ситуации можно решить, как ЕЩЁ ЛУЧШЕ использовать теплоход. Но СОХРАНИТЬ ЕГО ДЛЯ УРАЛЬСКА! Однако вышло иначе.

Удар в лоб

В Уральск зачастил представитель фирмы «ЮКОС» по фамилии Назаров. Фирма настойчиво пыталась купить «Москву»: мол, как судно придёт в Астрахань, деньги сразу заплатим… «ЮКОС» настаивал: перегнать теплоход на Волгу должен тот, кто пригнал его на Урал – капитан Меньшиков.
Сделка состоялась. В Уральск приехали трое молодых речников с Волги, а Меньшиков начал готовиться к ответственному рейсу.

Во время перегона по Каспийскому морю случился сильнейший шторм. Всю конвертовку (обивку) с теплохода тотчас смыло, затем выбило лобовые стёкла в пассажирском салоне, в который хлынула вода. Пришлось заделывать окна матрасами и всем, что попалось под руку.

Меньшиков на верхней палубе стоял по колено в воде. Ветер крепчал, вода прибывала, положение становилось критическим. Волгари испугались и сказали, что уходят на сопровождавший «Москву» буксир, и капитану пора уходить. Но Меньшиков не ушёл… Пришлось повернуть обратно. Он успешно довёл судно до Атырау.

Шесть дней чинили «Москву». Без происшествий дошла она с тем же буксиром до Астрахани, затем одна – до Новокуйбышевска. Меньшикова уговаривали остаться на Волге, но он не согласился: далеко ведь уже не молод, да и не мог он уехать с родного Урала, которому отдал лучшие годы своей жизни.

На те же грабли

А уральцы и гости города до сих пор спрашивают: «Где «Москва»? Почему на ней детей не катают? Почему не сохранили для города этот теплоход?»

Директор ТОО «Судоремонтный завод» Владимир Самсонов неоднократно заявлял: «Мы можем построить современный комфортабельный теплоход для наших горожан типа «Фонтанка» и «Москва». Техническое оснащение и кадры есть. Были бы инвесторы».

Напомним, что в 2014 году ТОО «Судоремонтный завод» построило одну «Фонтанку». Многие в Уральске тогда обрадовались: ну, наконец-то! Хватит ездить на каких-то колымагах постройки 1960-х годов! Но радость оказалась преждевременной: судно ушло к тому, кто заплатил деньги – в Атырау, областному акимату.

В 2014-2015 годах мне доводилось неоднократно беседовать на эту тему с акимом Уральска Алтаем Кульгиновым. Он отметил, что современный теплоход городу нужен, но денег нет…

Между тем, Самсонов во время нашей недавней встречи подтвердил, что предприятие готово построить вторую мелкосидящую «Фонтанку» и «Москву» – было бы финансирование. По некоторой информации, заказчиком «Фонтанки» вновь может выступить акимат или какая-то другая структура из Атырау. Так что судно, если оно будет построено, туда же и уйдёт. А Уральск снова окажется с носом.

«На теплоходе музыка играет, а я одна стою на берегу…» На «Москве» не то что играла – гремела музыка в прямом и переносном смыслах на весь Урал. Потом при попустительстве местных чиновников, простите, загремели с «Москвой» и пассажирскими перевозками под фанфары Уральск и пароходство. Юрий Константинович Астраханкин незадолго до своей кончины говорил мне: «Пароходство и Уральск ОЗОЛОТИЛИСЬ бы на «Москве».

Давайте честно признаемся: профукали. Не профукать бы ещё раз…

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top