На Сутягином острове

26 июня 2014
0
610

(Окончание. Начало в № 24)

Рисунок из альбома «Уральский туберкулезный санаторий,1947 год»

Кроме основной существовала трапезная церковь, тоже во имя Святителя Николая.

Главный монастырский храм сгорел во время пожара в 1890 году. Из огня смогли вынести антиминс и разместили его в трапезной церкви. Как бы то ни было, но монастырь остался без главного храма.

Инициатором новой стройки в монастыре стал старичок, некий Василий Иванович Махонин. Он жил в лачуге на южном склоне монастырского косогора не один десяток лет и был весьма уважаем за нравственную чистоту. О прошлом старца известно, что он «был солдатом (в стрелках Императорской фамилии), был торговцем, снимал «сады», едва не попав в плен к кокандцам, напавшим на караван; при этом нападении весь изранен и, во время защиты, дал обет посвятить свою жизнь на богоугодные дела». Авторитет среди уральских богомольцев Василий Иванович заработал открытием старинных пещер.

Как-то раз он задумал сделать зимнее помещение для пчел и стал из своей лачуги врываться в склон косогора и «открыл целый ряд пещер прекрасно отделанных; с двумя длинными коридорами и глубокими боковыми нишами, в которых (у некоторых) были сделаны особые выступы, по-видимому, служившие кроватями. В глубине каждой такой ниши на высоте груди взрослого человека, сделаны довольно глубокие ниши, на кои, по всей вероятности, ставились иконы и лампады. Это мы имеем право заключить из того, что в некоторых таких нишах найдены были медные небольшой величины образа». Кроме этого, были найдены вериги в виде свинцовых крестов, соединенных цепями с наплечниками. Весили около пуда. Епископ Оренбургский и Уральский Макарий неоднократно осматривал пещеры, его доброе отношение к Василию Ивановичу еще больше увеличило авторитет последнего перед уральцами.

Заручившись благословением епископа Макария и разрешением на строительство у войскового хозяйственного правления, Василий Иванович обратился к населению с просьбой о помощи в сборе пожертвований.

Строительство нового храма началось на месте, где некогда жил Василий Иванович.

Во время строительства коренными уральцами вспомнились изустные предания о том, что: «На этом-то острове, издавна жили старцы, которые в зимнее время выходили на дорогу из Уральска в Самару и просили подаяние. Летом проезжавшие не встречали старцев… они обходились той растительной пищей, которая в обилии была на острове, а также рыбною ловлею». Современники строительства предполагали, что те стародавние старцы поселились здесь, бежав «от новшеств так называемой Никоновской ереси», т.е. задолго до разгрома Иргизского старообрядчества.

Средств было собрано более чем достаточное количество, что позволило возвести каменную двухэтажную церковь. Начало строительному капиталу было положено несколько раньше. «Богатый Уральский казак, Иван Васильевич Хохлачев (к началу строительства уже умерший – В.К.),… пожертвовал 15000 руб. сер. на построение вновь предполагаемого каменного храма и колокол в 182 пуда 12 ф.».

Верхний единоверческий храм во имя Святой Троицы, а нижний, православный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Оба имеют свои трапезные. В проекте верхней церкви предусмотрели помещение для проживания Василия Ивановича, поскольку при строительстве его жилище разрушили. Подрядчиком строительства был известный в Уральске купец Ф.И. Макаров. По мнению обывателей, строительство он произвел по себестоимости выполненых работ и материалов.

14 сентября 1893 года, в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, состоялось поднятие крестов на купола храма. При этом присутствовали наказной атаман с супругой, вице-губернатор, атаман 1-го отдела Уральского казачьего войска, старший член войскового хозяйственного правления и другие чиновники.

Окончательно храмы обустроены и освящены в 1894 году. Примерно в это же время старец Василий Иванович Махонин подстрижен в схимомонахи с именем Виссарион.

Церковную школу при верхнем Свято-Троицком храме открыли в 1897 году, учительствовал в ней монастырский послушник Сараев Иван Васильевич.

29 декабря 1898 года на монастырском кладбище был погребен блестящий уральский офицер и военный писатель генерал-лейтенант Михаил Павлович Хорошхин. Погребен неподалеку от скончавшейся в 1896 году матери. По прошествии более чем десяти лет, здесь же упокоился атаман 2-го отдела Уральского казачьего войска генерал-майор Иван Павлович Хорошхин, убитый 4 июня 1908 года. Иван Павлович был председателем комиссии по завершению строительства храма Христа Спасителя в Уральске. Благодаря генералу долгострой был завершен. Храм по сей день радует своей красотой, являясь памятью – одному из многих своих строителей. Надгробный камень Ивану Павловичу, единственно сохранившийся от монастырского кладбища, лежит одиноко в траве на краю бывшего монастырского двора.

В 1904 году купцами Кириллом Рассохиным и Петром Сафроновым построена на собственные средства отдельно стоящая каменная колокольня. Находилась она в семи саженях от двухэтажной церкви.

На содержание причта монастырских церквей ежегодно отпускалось 440 рублей из капитала Уральского казачьего войска.

Богослужебных книг в монастыре имелось два круга, один – для единоверцев, другой – для православных.

Последним известным настоятелем монастыря был игумен Антоний. Он происходил из семьи священно-служителей. Учился в Уфимской духовной семинарии, но курса обучения не окончил. 11 февраля 1892 года подстрижен в монахи Оренбургского Богодуховского монастыря, а 26 февраля рукоположен в иеромонахи. 1 мая 1896 года командирован в Уральский монастырь для служения в нижнем православном храме, а с 21 августа назначен управляющим монастырем. 24 апреля 1902 года за ревностное исполнение настоятельских обязанностей награжден Наперсным крестом. 2 июня 1907 года утвержден настоятелем, а 29 июня возведен в сан игумена. Скончался 28 декабря 1918 года в возрасте семидесяти девяти лет.

Во время Гражданской войны монастырь неоднократно бывал в руках то у одной, то у другой противоборствующей стороны, так как его господствующее положение над местностью обеспечивало с колокольни и церкви прекрасное наблюдение. По сей день вокруг можно в изобилии найти картечные стаканы, саму картечь, множество гильз и пуль. В июне 1918 года, во время второго наступления красных войск на Уральск, в церкви монастыря были отпеты жертвы боевых действий из казачьего войска. Это казаки Ново-Деркульского поселка Горбунов Петр Евсигнеевич, Круглов Назарий Федосеевич и казак Ветелкинского хутора Протопопов Яков Исаакович.

В 1923 году в монастыре уже новые хозяева. Там разместилась «Сельскохозяйственная колония инвалидов имени Парижской Коммуны». Новопоселенцы разрешили остаться двум старым монастырским жителям, куда делись остальные – неизвестно. Как ни старалась газета «Красный Урал» описать хорошее житье-бытье колонии, но даже сквозь оптимистические, даже бравурные ноты повествования корреспондента прослушиваются бесхозяйственность и безалаберность новых хозяев по сравнению с прежними. В слова бывшего монастырского послушника Бубнова Николая Петровича, прожившего в монастыре 17 лет, он вложил всю неприязнь к бесхозяйственности. Сам монастырский столяр, он остался в колонии. «Мне везде хорошо – работа была бы. Хозяйство только жалко, коли так работать – все прахом пойдет! А ведь по новому норовите…»

С 1926 года в стенах монастыря расположился туберкулезный санаторий, переехавший сюда из поселка Подстепного.

В народном музее «Старый Уральскъ» хранится фотоальбом санатория, выполненный руками сотрудников, а может быть, пациентов. На лицевой стороне обложки приклеена фотография рисунка, на котором изображен вид санатория в 1947 году. Рисунок выполнен непрофессиональным художником, но достаточно правильно отображает вид бывших монастырских построек с южной стороны.

В настоящее время здесь также борются с туберкулезом, но если большая часть оставшихся монастырских строений используется песоналом для лечения, включая колокольню, то двухэтажная церковь стоит заброшенная и постепенно разрушается. В последние годы советской власти в ней находился клуб, но сейчас необходимость в нем отпала.

Ничего не осталось от большого сада. Монастырское кладбище еще до Отечественной войны превратили в парк со спортивными площадками. На самом видном месте здесь стояла до поры белоснежная статуя Сталина.

Казалось бы, все – исчез из людской памяти монастырь! Однако сотрудники санатория говорят, что нередко неизвестные люди приходят и просят разрешения зайти внутрь территории. Придя, они молятся на здание церкви и на места, где находились кладбищенские могилы. Причем часто молящиеся приезжают сюда не из Уральска и области, а издалека, из России, а может быть, и подалее.

Автор: Владимир Кутищев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top