На одном дыхании

6 ноября 2014
0
1824

Динамичный, музыкальный, яркий по краскам и исполнению спектакль идет на сцене театра Островского.
Премьера М.П. Старицкого «За двумя зайцами», поставленная главным режиссером Оксаной Малуша, порадовала уральцев.
«На одном дыхании смотрели и хочется еще раз получить удовольствие от игры актеров, настолько они эмоциональны и вжились в свои персонажи», – делятся впечатлениями зрители.

Название пьесы говорит за себя, но тем не менее. Некто Свирид Голохвастый, а действия происходят в Украине, заприметил девушку из богатого сословия, сам он тоже мещанин, но обедневший. Как сказали о нем: «Что имел, то промотал, что наел, то при нем». Упитанный, не лишенный лоска, медлительный, с вальяжной походкой, чуть ироничный и насмешливый – Марк Ларин играет его. Такое чувство, что эта роль написана для него, настолько он в ней органичен.

А девушка… та еще девушка. Когда Проня появилась на сцене, зрители обомлели. Не ожидали увидеть столь вульгарную особу: с дредами, приторно-красными надутыми губами, похоже, она поддалась модному веянию и здесь не обошлось без ботекса, чтобы придать сексуальность, но получился обратный эффект. В лосинах, обтянувших ее пышные формы – девушка без комплексов, как принято сегодня говорить, с наушниками и доносимой из них «гремящей» музыкой… Словом, мы видим пародию на некоторых представителей современной молодежи.

Читатель, вероятно, удивится – с чего это вдруг такие «прибамбасы», пьеса-то из 19 века, когда и в помине ничего подобного не было. А с того, что режиссер осовременил ее, привязав, так сказать, к сегодняшнему дню. И очень удачно! Аплодисменты раздавались после каждого акта, удивляя находками и решениями.

Не скажу нового, заметив, что рассмешить современного избалованного зрителя с каждым годом все труднее, примитив его не устроит. Получилось. У Оксаны Михайловны и актеров. Причем не просто вызвать улыбки и смех, а совместить с проблемами, моралью, чувствами, пошлостью, рвачеством, расчетом – тем, что называется нашей жизнью со всеми ее перипетиями – взлетами и падениями, радостями и горестями.

Чего стоят реплики действующих лиц – лаконичные и в то же время емкие, соответствующие требованиям сегодняшнего дня, когда все спешат, торопятся, не имея времени на личное общение и разговоры. «Ахну дом в два этажа!» – мечтает вслух Голохвастый. Согласитесь, звучит свежо? А ведь мы могли услышать что-то вроде: «Построю дом в два этажа и удивлю всех». Или: «Моя любовь, она же… торчит», – говорит он о своих чувствах Проне. «Пилорамой визжите», – замечает герой-любовник Секлите Пилиповне (Тамара Столярова), матери своей второй пассии. Она же отвечает Голохвостому, как про себя называет Голохвастого: «Не кричать? А шо, покупное оно што ли, горло-то?». «Все повязаны друг с другом, полиция…», в уста главного героя, надо признать, вложен намек на истину. Меняются времена и формы, но суть остается.

Был брак по расчету в те далёкие времена, он остался и сегодня. И хотя чаще женщин обвиняют в этом грехе, а возможно, и в реалистичном подходе к своему будущему, но мужчины также не избегают такой выгоды, прикидывая, что могут «поиметь», женившись на обеспеченной, с положением избраннице, нежели по любви на той, кто не совсем устроен и не состоялся в жизни, как к примеру, вторая героиня пьесы – Галя. Вот и мечется наш герой от одной к другой: к одной тянется сердцем, к другой «притягивают» ее деньги. И абсурдно-саркастично доносятся, лиричные церковные песнопения словно с небес, когда он, преклоня колено, делает предложение той, которую не желает.

Сцена сватовства, когда потенциальный жених приходит в дом, и там выпившие родители Прони пытаются держать марку и показать себя достойно, с честью, но им не удается, да и дочка, вернувшаяся из Лондона, и якобы обучившаяся хорошим манерам, вызывает хохот зрителей. Но с чувством сострадания – девушка на выданье, и пусть далека от совершенства, но в жажде своего женского счастья доверяет проходимцу, и… остается обманутой.

Хороша Наталья Копеечкина (Проня) и в подвенечном платье. Не в качестве модели, а как комедийный персонаж. Далеко не каждая актриса будет принимать весьма двусмысленные позы, использовать какие-либо жесты или пошло танцевать, чтобы в полной мере показать недалекость, деградацию некоторой прослойки общества, перечеркнув каноны и правила приличия как Женщина. Все было в меру, не переходя за грань, где могло бы появиться осуждение, неприятие зрителем. И это стоит дорогого.

Как, впрочем, и каждая другая роль, до мелочей «выписанная» актерами так называемой массовки, где можно просто показаться в мизан-сцене, отстоять, не прилагая усилий. Не было ни одного человека, кто бы схалтурил, ссылаясь на малую роль, с любого персонажа можно писать картину – мимика, выражения лиц, характеры, реакция так и приковывали внимание, каждый был своеобразен и неповторим.

Виталий Котельников замечательно сыграл отца Прони, в чем-то предпринимателя, в чем-то простого мужика, рождающего усмешку, в какие-то моменты находящегося под каблуком у жены и, в то же время – преданного батюшку – вызывающего уважение, переживающего за позор, обрушившийся на семью.

Выход Ларисы Муха публика приветствовала бурными аплодисментами, что и говорить, уральский зритель любит и знает своих актеров, помнит и радуется встрече с теми, кто уже не так часто появляется на подмостках.

Великолепные костюмы и песни Гарика Сукачева, сопровождавшие пьесу, стали важной составляющей музыкальной комедии, оставившей приятные впечатления от профессиональной игры труппы. Пожелаем долгой жизни и многочисленных поклонников пьесе «За двумя зайцами» в исполнении уральских актеров, ну и всем – помнить «мораль сей басни».

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top