На новый уровень

22 сентября 2016
0
1724

За время, прошедшее после VI съезда судей, в судебной системе РК произошли значительные изменения по укреплению имиджа независимости судебной власти. Лидер нации, выступая на XVI съезде партии «Нұр Отан», выдвинул пять институциональных реформ: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчётное государство.

Среди важнейших проблем в судебной системе Глава государства назвал систему отбора судей, закрытость судебной системы.

Одним из конкретных шагов для решения всех вопросов, возникающих в судебной сфере, Президент определил ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности, упрощение и оптимизацию судопроизводства.

Именно этим было обусловлено принятие Конституционного закона от 4 декабря 2015 года № 437-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам Высшего Судебного Совета, судебной системы и статуса судей», которым были внесены изменения и дополнения в ст. 17 Конституционного закона РК от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которая гласит: «1. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Таким образом, если ранее существовали 3 судебных инстанции: первая, апелляционная и кассационная, то теперь, после рассмотрения дела в апелляционной инстанции, оно рассматривается уже кассационной судебной инстанцией Верховного Суда, что значительно упрощает судопроизводство, делая его доступным и быстрым.

Также важным изменением является перевод Института правосудия из состава Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан под эгиду Верховного Суда: «7. При Верховном Суде функционирует Академия правосудия». Разумеется, очень правильное решение, потому что это обеспечит более тесную связь теории с судебной практикой и позволит готовить судей, которые будут хорошо владеть не только теоретическими знаниями законов, но и существующей судебной практикой.

Актуальным и значимым решением вопроса подготовки профессионального и компетентного судьи стало внесение изменений в ст. 29 Закона, которая гласит, что судьей районного суда может быть назначен гражданин, имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии; сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения); успешно прошедший оплачиваемую годичную стажировку в суде с отрывом от основного места работы и получивший положительное заключение пленарного заседания суда (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения); прошедший полиграфологическое исследование.

Ранее для кандидата, претендующего на должность судьи, достаточно было иметь высшее образование и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет, а также прохождение стажировки от 3-х месяцев до 1-го года в зависимости от стажа работы, в течение которой, разумеется, затруднительно пройти достаточную подготовку для работы судьей, и даже, зачастую подобные стажировки носили формальный характер.

Внедрение высоких технологий и электронного судопроизводства является еще одним поводом отдать предпочтение работникам судов, которые, работая в системе, уже досконально владеют навыками посредством программ ЕАИАС, ЕСЭДО, «Төрелік», базой данных «Закон», знание которых обязательно для любого судьи и которые являются неотъемлемой частью судопроизводства. Это немаловажное подспорье для начинающего судьи, который, хорошо зная программу и процесс, имеет возможность больше уделять времени юридической стороне дела. Кроме того, владение навыками работы пользовательскими программами значительно упрощают поиск необходимой информации, составление процессуальных документов, изучение и обобщение практики рассмотрения дел, существенно облегчая процесс адаптации начинающего судьи к работе.

При отборе кандидатов в судьи внедрена система специального исследования с тем, чтобы оценить морально-нравственные качества кандидата, уровень его ответственности, коммуникабельности, способности противостоять коррупционным правонарушениям. Ведь именно морально-нравственные, психологические качества кандидата переплетаются с его профессионализмом.

Ужесточение требований к кандидатам в судьи будет способствовать подготовке грамотных, профессиональных судей, исключит в дальнейшем возможные жалобы на их некомпетентность, а также укреплению авторитета судей и судов в целом.

В целях обеспечения доступа к правосудию, укрепления судебной системы страны, повышения качества правосудия, адаптации судопроизводства к потребностям общества и государства, в Республике Казахстан сделаны решительные шаги и на законодательном уровне.

Одним из методов обеспечения доступного правосудия и упрощения судопроизводства является разработка и принятие новых Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального Кодексов, соответствующих международным юридическим стандартам и принципам, и направленных на искоренение недостатков в организации деятельности судов, культуры судопроизводства, необоснованной волокиты и бесконечного откладывания дел и предусматривает повышение доступности правосудия, использование современных информационных технологий и широкое применение примирительных процедур.

Важным вопросом является разработка и принятие нового Этического кодекса принципов и правил поведения судей, который основывается на международных нормах, а именно, на Бангалорских принципах поведения судей, которые гласят, что «поведение судьи должно соответствовать высокому статусу его должности. Образ действия и поведение судьи должны поддерживать уверенность общества в честности и неподкупности судебных органов. Недостаточно просто осуществлять правосудие, нужно делать это открыто для общества».

Задачи, поставленные Президентом перед судебным сообществом, позволили повысить имидж судебной системы республики, существенно упростить и оптимизировать судопроизводство, сделать его более доступным населению, достичь повышения уровня доверия населения к суду.


19. УСИЛЕНИЕ ПОДОТЧЁТНОСТИ СУДЕЙ. Разработка НОВОГО ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА СУДЕЙ, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном СУДЕБНОМ ЖЮРИ при Верховном суде страны.

20. ВНЕДРЕНИЕ АУДИО-, ВИДЕОФИКСАЦИИ ВСЕХ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССОВ в обязательном порядке. Судья не должен иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудио- и видеофиксации.

21. Расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым СУД ПРИСЯЖНЫХ ДОЛЖЕН ЯВЛЯТЬСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

22. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЛАНСА МЕЖДУ ОБВИНЕНИЕМ И ЗАЩИТОЙ В СУДАХ за счёт поэтапной передачи следственному судье полномочий по САНКЦИОНИРОВАНИЮ ВСЕХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

План нации «100 конкретных шагов
по реализации пяти институциональных реформ»


Жанар Ешпанова,
судья Специализированного межрайонного суда
по делам несовершеннолетних ЗКО

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top