На ниве честного труда

17 июля 2014
0
1361

(Окончание. Начало в № 28)

История одного портрета

В запасниках областного краеведческого музея хранится портрет Никиты Савичева. Портрет выполнен карандашом. В правой руке Савичев держит ручку или кисточку, в левой руке чернильницу. Одет в светлую рубаху и сюртук с отложным воротником. Слева на рисунке надпись: «1852 г. Новоалександровское укрепление» и по центру – «рис.Ш». А на обороте рисунка надписи «Портрет этот нарисован в июне 1852 г. в Новоалександровском укреплении Тарасом Григорьевичем Шевченко» и «Портрет Никиты Федоровича Савичева в чине хорунжего. Подарен в войсковой музей Павлом Ивановичем Обротневым (1909)».

История этого портрета такова. В 1852 году Савичев посетил ссыльного Тараса Шевченко в Новопетровском укреплении на Мангышлаке. Там ему сказали, что поэт сослан куда-то в оренбургские степи. Приехав в Уральск, от офицеров Савичев узнал, что Шевченко отбывает ссылку на Мангышлаке в качестве рядового солдата. И он отправляется на Мангышлак. Свои впечатления от встречи с поэтом Никита Федорович описал в очерке «Кратковременное знакомство с Тарасом Григорьевичем Шевченко» («Казачий вестник», 1884).

Вот как описывает Савичев великого кобзаря. «Несмотря на то, что он был как-то сосредоточенным в себе, как будто необщительным, но при всем том был симпатичен, и все его любили; но более любили его солдаты. Тем, что в присутствии его не проявляли ни солдатского цинизма, ни вообще казарменных выходок, усугубленных особенно отрезанною от мира жизнью в степных укреплениях. Перед Шевченко солдатик являлся непосредственным, чистым и искренним человеком – по любви и уважению к Шевченко, которые он так же просто и безыскусственно приобрел. Я был уверен, что он имел и более обширное влияние на солдат и мог бы воспользоваться им для большего очеловечения их, из интереса, свойственного разумному и благородному человеку; но понимал, что его доброе, бескорыстное дело было бы истолковано совсем в противоположную сторону, сочтено за вредную пропаганду. Однако иного солдатика, желавшего выучиться грамоте, он, и то тайком, учил азбуке – и не более».

В 2009 году о портрете, сделанном рукою великого земляка, узнали на Украине. В наш музей был сделан официальный запрос с просьбой прислать копию портрета и данные о нем Украинским национально-культурным центром «Еднання».

Многие считают любимую песню уральских казаков «На краю Руси обширной» народной. Переделав слово «уральских» на донских, терских и т.д. ее пели и поют по всем казачьим станицам. Но, оказывается, слова этой песни принадлежат Савичеву, и уральцы по праву считают ее своим гимном. В Сети даже спор по этому поводу затеяли, но какой-то наш земляк написал: «Подарил мне отец кассету магнитофонную с записью Круглоозерновских стариков (она до сих пор цела) и возил я ее с собой на самый край земли. Пришлось по долгу службы «интердолг» выполнять. По вечерам, если выдавались свободные минуты, над лагерем среди пальм раздавалось родное «На краю Руси обширный, средь Урала биряго-ов…» Сидели мы и слушали, и узнавали мои сослуживцы про уральских казаков, и не было ничего родней и дороже».


СПРАВКА

Ники́та Фёдорович Са́вичев (1820-1885) – писатель, журналист, самодеятельный художник, казак Уральского казачьего войска. Родился и всю жизнь прожил в Уральске, служил в Уральском казачьем войске. Многие из его очерков до сих пор являются ценными научными источниками по истории края, т. к. Н. Ф. Савичев часто обращался к документам войскового архива, бесследно исчезнувшего в годы Гражданской войны. Его исторические и бытовые очерки о жизни яицких (уральских) казаков публиковались в «Уральских войсковых ведомостях», а также в оренбургских и центральных «Казачьем вестнике», «Иллюстрированной газете», «Туркестанских ведомостях» и других изданиях.


ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top