На гребне волны

31 марта 2016
0
1608

«Если говорить откровенно, то мои воспитанники добиваются призовых мест после полугода занятий, отбивая их у тех, кто тренируется по пять-шесть лет, и мне хочется работать всё больше и больше», – говорит Асан Саматов, руководитель студии современного танца «Urban Style», завоевавший порядка 90 первых мест на танцевальных чемпионатах Казахстана и СНГ.

Парень не преувеличивает, стоит набрать в поисковике его имя, как тут же выйдет множество видеороликов о его безоговорочных победах. «Джу – Асан!», «Асан – Роман!», «Пермь против Казахстана!» – объявляет ведущий чемпионатов и на танцпол выходят противники баттлов. И это надо видеть: уралец неизменно на высоте, как бы соперники ни старались. У него больше пластики, цельности, неожиданных фишек, вызывающих восторг у публики и задевающих самолюбие противника. В то же время сам остаётся спокойным, на его лице ни тени переживания, ни усилий. А между тем, не знает, какая музыка зазвучит и как придется импровизировать.

При всем этом он скромный, не кичится своим танцевальным мастерством и достижениями подопечных, занятия ведет ровно и зрело. И родители, приходящие в студию за детьми, уже привыкли к их репликам: «Наш тренер побил всех в России!», «Он опять «сделал» соперников!», «Я смогу, как он?». Эта своеобразная оценка уже стала нормой в устах тех, кто занимается молодежными танцами в стиле Hip-Hop.

– Асан, это любимое увлечение или нечто большее, ты даже открыл студию?

– Уже не просто хобби – образ жизни, желание идти в ногу со временем. Танцы, как спорт и любое другое направление в искусстве – это постоянное развитие. Некоторые говорят: «Ну, подумаешь, танцы, что они дадут?» Заблуждаются. Видимо, в их сознании укоренилась картинка с народным танцем, когда на сцену «выплывают» одинаково одетые участники. Не хочу никого обидеть, если кому-то нравится быть третьим в пятом ряду, пожалуйста, а мне – скучно. В танце человек должен проявлять свою индивидуальность и совершенствоваться, а не из года в год механически выполнять заученные движения вроде робота.

Обучение организую по-своему: тренировки три раза в неделю, помимо них небольшие лекции о культуре, танцевальных направлениях, рассказываю о людях, стоявших у истоков, привнесших что-то свое в необычный стиль, о продвинувшихся командах, показываю новые движения, объясняю, что они означают, их вариации. Кроме этого смотрим видео, слушаем музыку, без нее танец – просто «сотрясание воздуха», все должно быть в комплексе и взаимоувязано.

– Как ты «зацепился» за так называемые танцы улиц?

– Смешно вспомнить.., – он улыбается. – Мне было лет четырнадцать-пятнадцать, брату Асету на пару лет больше, тогда мы жили в Фёдоровке, райцентре Теректинского района. Шел 2005 год, по телевизору крутили видео-ролики зарубежных команд, и узнать что-либо ещё об этом не представлялось возможным, интернета не было, тренеров тем более. Единственное, чем мы пользовались, магнитофоном «Вега», переписывая друг у друга музыку. Что мы сделали с братом? Вынесли из зала всю мебель, ковры и начали тренироваться. Родители ахнули, но подумали: побегают, потанцуют и успокоятся, но не тут-то было. До этого я играл в футбол, оставил, тренер понял меня. Два-три года мы «варились в собственном соку», и, приезжая в город, в качестве зрителей наблюдали за баттлами на соревнованиях. По окончании школы, переехав в Уральск, продолжил занятия. Когда мне было 19, впятером собрались и взяли в аренду помещение. Несколько недель к нам никто не приходил, а потом повалили, на второй месяц у нас занималось человек семьдесят, это был настоящий бум в городе – повальное увлечение хип-хопом и брейк-дансом.

– Помнится, на чемпионатах «Djеm Party», «Мастер-Баттл» и других ты неоднократно завоевывал звание чемпиона, сейчас только тренируешь?

– И участвую в турнирах, но не в областных, здесь взял уже все номинации, объехал и казахстанские города, побывал в соседних российских, а также в Москве, Казани. Понял, что, не выезжая на соревнования, не смогу двигаться дальше; считаю, нельзя чему-то научиться и остаться с этим на всю жизнь. Ездить в другие города на турниры, мастер-классы, получать новые знания, прорабатывать это и передавать ученикам – только так можно удержаться на гребне волны. Вокруг – конкуренты, и я, начал вдалбливать информацию в учеников, чтобы осваивались быстрее. Они вырастают, разъезжаются по городам, и, где-то участвуя, тоже занимают призовые места.

– Смотрю, в соцсетях у тебя столько единомышленников, «границы» студии расширились?

– Студия – одна из главных целей. Я ездил по мастер-классам, видел красивые залы. В то время был уже женат и надо было вкладываться в семью, но и студия нужна, не знал, как разорваться. Выиграл несколько чемпионатов, один из них в Атырау «King of the beat» в 2012 году, если не ошибаюсь. Это было что-то вроде «Танцор против диджея», когда надо было не просто танцевать, а выразить эмоции, изобразить что-то. Приз составил сто тысяч тенге. Конечно, хотелось потратить на удовольствия, но я купил… зеркала для студии, заплатил аренду, – говорит он. – Больше ни на что не хватило, аппаратуру пришлось брать в кредит. Потом вновь выиграл, и меня пригласили в качестве гостя, итоговое задание для участников – попытаться отбить титул у чемпиона…

– И как, отбил? Сейчас молодежь буквально наступает на пятки.

– Нет, – качает головой. – На выигранные деньги я приобрел паркет в студию. Каждый день появляются молодые танцоры, талантливые, амбициозные, старшие – обретают вторую жизнь. Это как волна, кто-то держится долгое время, потом опускается, его не видно, опять поднимается. У меня тоже было так, несколько лет подряд я сносил все. Каждую неделю бьешься, доказываешь, потом устаешь, уходишь в затишье, затем появляешься вновь – взрываешь.

Мне говорят: «Ты все время торчишь в студии, когда делаешь все остальное?». Если я не буду отдаваться этому, я ничего не добьюсь. С 2010 года выиграл все чемпионаты по западному региону, мне это уже неинтересно. В Киргизии вошел в «Топ-8» танцоров, где участвовали страны Средней Азии, выиграл в Башкирии, Татарстане. Только первых мест было 90, не говоря об остальных, «Топ-16» вообще не считаю.

Отдаешь время и сердце, и это уже не просто работа, но и воспитание детей. В студии преподают в основном мои ученики или те, с кем общались косвенно. Сам до часа ночи тренируюсь.

У некоторой части молодежи достаточно примитивное представление о танцах, путают стили, смешивают их, не имеют представления о том, что танцуют. Я – за чистоту, грамотность, качество танца, который помогает расти физически и духовно и переводит на другой уровень мышления, надо только настойчиво работать, – подчеркивает Асан.

– А что ещё?

– В 2008 году поступил в институт на экономический факультет, мама настояла, она финансист с большим стажем, а в 2010-м добровольно оставил. Хотел на хореографический, но понял, там другие программы и в современных танцах это ничего не решает, роль играет сертификат. У меня их три – международных, дающих право на преподавание, не считая других.

Выезжаю на мастер-классы. В последний раз тренировался с французами четыре дня в Тольятти, там проходит ежегодный танцевальный лагерь, куда отовсюду съезжаются призеры.

Пишу музыку, иногда вживую играю на чемпионатах. – Асан включил айпад и заиграл на нём. Ритмичная, зажигательная мелодия вырвалась наружу. – Если человек упорный и хочет добиться чего-то, он придет к успеху в любой сфере.

Иногда я позиционирую себя деревом в степи, которое растет само по себе, учит чему-то, дает тень, когда нужно, а все остальное приложится, люди приходят и уходят, кто-то остается, кто-то возвращается. Неизменным остается то, что я занимаюсь и тренирую.

– Жена тоже увлечена танцами?

– Для себя. У нас дочь пяти лет Аружан, в принципе тоже танцует, но не хочу подталкивать ее к этому, она еще ребенок, пусть у нее будет детство и все идет своим чередом. Считаю неправильным, если ребенок не наиграется, многие родители, образно говоря, запускают своих детей в какой-то конвейер, и те рано взрослеют. Мое окружение – ребята-танцоры, общаясь с ними, она потеряет интерес к сверстникам, кто будет ее товарищами – ровесники папы? Всему свое время. Она приходит со мной на тренировки, в уголке прыгает, бегает, у нее какие-то свои непонятные танцы, но мне нравится, – его лицо светится отеческой любовью.

– И какие планы?

– Продолжу работу с детьми. По себе знаю, как трудно, когда нет тренера, будь он у меня в свое время, я бы многое преодолел с легкостью, а так пришлось доходить самому, что выработало упорство. И сейчас, если что-то не получается, я перестраиваю всё заново. Моим подопечным легче, я разжевываю все, им остается проглотить. Также буду проводить небольшие чемпионаты, привозить кого-то для мастер-классов.

Никак не могу съездить в Европу. Нужны большие средства и виза, в которой могут отказать без объяснения причин. Надеюсь, что все-таки получится. И это не столько попытка проявить себя, сколько желание почувствовать другую атмосферу, пообщаться с людьми иного менталитета, мировоззрения. Топовых танцоров из Франции, Японии, Германии знаю лично. Хотелось бы побаттлить с ними.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top