Молодой задор айтыса

2 апреля 2015
0
3600

Шесть пар акынов – молодых мужчин и женщин – порадовали уральских зрителей своим мастерством в честь праздника Көрісу айт и Наурыз. Молодежный творческий центр при поддержке областного акимата и под руководством областного управления культуры архивов и документации организовал региональный айтыс «Тәуелсіздік тағылымы».

Сразу отметим, что традиция көрісу айт – начало нового года, отмечается только на Западе страны, в других регионах Казахстана ее нет. В южных и некоторых других областях словом «көрісу» именуют обряд прощания с умершим. В Приуралье же оно означает обратное – встречу с новой жизнью. Исторически за неделю до дня весеннего равноденствия казахи подсчитывали свой скот, радовались, что долгая зима позади. Они навещали друг друга, готовились к Наурызу. В последние годы традицию эту из домов «вывели» на официальную сцену.

Праздник Көрісу айт в Молодежном творческом центре начался с поздравительной речи акима области Нурлана Ногаева. Айтыс среди акынов Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской областей вел работник культуры Ерик Ахметов. Ведущий – сам айтыскер и в ходе выступлений поддерживал народных артистов.

Зрители с удовольствием наблюдали захватывающую игру слов пар Назгуль Каримовой (Жанибекский район) и Ертая Бимухамбетова (Каратобинский район), Эльдара Ихсанова (Теректинский район) и Бауыржана Шермединова (Сырымский район), Жаркынбека Шынтаева (г. Уральск) и Орынбека Мендикулова (Жангалинский район), Естимиса Мухамбетова (Казталовский район) и Талгата Мыки (Уральск), Шалкарбая Избасарова (Атырауская область) и Мурадыма Мирланова, Аяна Сейтова (Актюбинская область) и Айнабека Бисенгалиева (Акжаикский район).


Из Википедии:

Айты́ш (у киргизов и башкир, от кирг. айтуу — сказ, башк. әйтеш) или aйты́с (у казахов) — импровизированное состязание двух акынов, форма устной народной песенной поэзии. Исполняется с аккомпанементом на народных струнных инструментах (комуз у киргизов, домбра у казахов).

Во время айтыша два сидящих (реже — стоящих) напротив друг друга акына исполняют своеобразный песенный диалог, постоянно передавая очередь, подхватывая слова оппонента. По итогам соревнования выбирается победитель, при этом оценивается как музыкальность и ритмичность, так и сообразительность в парировании аргументов соперника.


– Каждое выступление начинается с көрісу айт, это казахская народная традиция – здороваться за руки, – говорит организатор соревнований, сотрудник молодежного творческого центра Сурамыз Аксисенов. – Я тоже играю немного, играть начал после окончания школы. Половина казахов увлекается айтысом, это же наше исконное народное творчество. Моим сыновьям 5 и 11 лет. Младший пока не интересуется музыкой и поэзией, а старший играет на домбре, ходит в музыкальный кружок. Сам я в свое время окончил музыкальную школу по классу домбры, профильный вуз. Играю и на баяне.

Три года участвует в айтысах 22-летний акын из Сырымского района.

– Айтыс – это подиум народа, с которого рассказывают о социальных проблемах, – рассказывает Бауыржан Шермединов. – Это наше национальное творчество, которое не должно умереть. Молодежь играет очень большую роль в возрождении айтыса. В Западном Казахстане очень много молодых людей увлекается этим видом народного искусства.

– У айтыса свое время. Десять лет назад были другие поэты со своим стилем. Сейчас это немного больше похоже на шоу на сцене, – продолжает молодой участник соревнований. – Многое изменилось, но это в любом случае устное творчество народа. Каким будет айтыс, зависит от конкретного выступающего, его импровизации, таланта.

Соперник Бауыржана – Эльдар Ихсанов из Теректинского района, участник республиканского айтыса – очень сильный, признался сын сырымской земли. К слову, Бауыржан по профессии журналист и отмечает, что задачи у корреспондентов и айтыскеров похожи – поднять проблемные для общества темы.

Участники, смелые словом на сцене, скромны в общении за кулисами. Одна из таких – Назгуль Каримова.

– Занимаюсь айтысом около 20 лет. Соперник – мой сокурсник из Каратобе, он хороший поэт, давно увлекается айтысом. Мы пели о Наурызе, дружбе, прославляли наши традиции. Начинала выступление я, как женщина и давний друг соперника, – рассказала Назгуль. – По материнской линии у нас в роду был айтыскер Шагы ата. Немного пою и терме, но это совсем другой вид искусства. Часто участвую в айтысах, отмечаю интерес молодежи к нему в последние пять-шесть лет. Есть очень хорошие айтыскеры, талантливые, которые могут поднять актуальные для общества проблемы. К примеру, назрел религиозный вопрос, считаю, что на тему экстремизма выступающим надо обратить особое внимание.

Участник из Атырауской области Шалкарбай Избасаров не только сам поет, но и создал на своей малой родине общественное объединение «Айтыс» для желающих совершенствоваться в этом непростом искусстве. Он потомок известного жырау Мурата Монкеулы, прославившегося два века назад как мальчик-айтыскер.


СПРАВКА

Мурат Монкеулы – знаменитый казахский акын, проживавший на территории Атырауской области в 1843-1906 годах. С раннего детства Монкеулы начал сочинять стихи, и вскоре его прозвали «мальчик-акын».

С 1860 года он участвовал в айтысах. Одержал победы над известными поэтами Бала Оразом (1863) и Жаскеленом (1868). В своих песнях Мурат Монкеулы обращался к истории, воспевая любовь к родной земле, храбрость и мужество.

Наиболее известны его толғау «Белый сокол – самая благородная из птиц», «Смерть». В них поэт выражает свой взгляд на жизнь, представляет основы своего мировоззрения.


– Объединению уже три года, к нам ходят самые юные айтыскеры и молодежь – от 12 до 25. Я педагог по образованию. Те, кто приходит, уже талантливы, айтысу невозможно научить, можно только немного помочь начинающему направить или что-то подправить, – говорит Шалкарбай Избасаров.

Паузы между выступлениями заполнили музыкальными номерами – терме и другими. Высокую технику исполнения на домбре показала зрителям ученица уральской музыкальной школы №1 Аружан Жасбуынова. В ее семье традиционно, как и во многих других казахских, предки отлично владели домброй. Что особенно примечательно, девушка учится в специализированной физико-математической школе №11 и продолжить обучение по ее окончании планирует в дальнем зарубежье.

– Сыграла произведение Жанторе «Шалқыма», – поделилась Аружан. – Здесь важны и техника, и нюансы. Если бы у меня был сильный голос, я бы участвовала в айтысе, но, увы, такого нет. Мой дедушка Жасбуын и прадедушка играли на домбре. У меня очень хороший учитель по специальности в музыкальной школе – Аскар Кенжигалиев, он увлек меня игрой на домбре, передал профессиональные тонкости исполнения.

По окончании айтыса руководитель областного управления культуры, архивов и документации Даулеткерей Кусаинов вручил участникам благодарственные грамоты, денежные премии и сообщил о назначении стипендии от имени главы региона шести акынам.

Фото: Ярослава Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top