Миры Сакена

12 февраля 2015
0
5686

«Странный… точнее, картины его странные, и видел себя он… собакой», – делится мнением один из посетителей дома-музея Сакена Гумарова, имея ввиду автопортрет художника, где он ассоциирует себя с животным. «Изображения в виде кусочков, будто из разбитых цветных стеклышек, которые складываются в рисунки, как в детском калейдоскопе, – поддерживает другой. – Над ними надо думать, это тебе не пейзаж, где понятно: вот дерево, а там река».
20 лет нет уральского художника, о котором мало говорили при жизни, и все больше тянутся люди к его творчеству сегодня.

В день его памяти в доме-музее собрались художники, почитатели таланта, друзья и те, кто был знаком с живописцем тем или иным образом. Вспоминали минувшее, обсуждали работы, которые всякий раз воспринимаются по-разному.

О потрясающих эмоциях, испытываемых при взгляде на картины, поведал начальник областного управления культуры Даулеткерей Кусаинов, подчеркнув, что уральцы гордятся талантливым земляком, внесшим в сокровищницу живописи необычайные по палитре и философии работы. Выразил слова благодарности организаторам дома-музея в трудные 90-е годы, когда совершенно не было средств на развитие культуры и искусства, люди были озабочены зарабатыванием денег на хлеб насущный. Упомянул и о поддержке художника представителями средств массовой информации, которые доносят до читателей, слушателей и зрителей просветительское зерно, знакомят с выдающимися произведениями. Заверил собравшихся в том, что управление культуры будет содействовать пополнению фонда музея авторскими работами, вызывающими живой интерес поклонников изобразительного искусства.

«Прекрасный художник, неординарный человек, его картины знают и ценят далеко за пределами Родины, – говорит заслуженная артистка Казахстана Жумаганым Рахимова. – Мы переехали в Уральск во время перестройки, и так получилось, что Ашир Молдагаинов – композитор, мой супруг, Сакен Гумаров – художник, и Владислав Ирхин – поэт, сдружились. Что оставалось нам, их женам? Мы тоже познакомились. Сакен сказал, что мы вовремя приехали, в стране начались серьезные преобразования, в том числе в культуре и искусстве. В городе построили новый Казахский драматический театр, открыли институт искусств, творческим людям предоставили большую свободу и возможность реализации своих способностей.

Его работы философские, – продолжает солистка областной филармонии имени Курмангалиева, – в них заложен определенный смысл, и почти каждый может увидеть себя со стороны, найти какое-то сходство или созвучие мыслей. Верно подметил Сакен: земля Приуралья благодатна, она вырастила много одаренных людей. В их число входит и он. Обычно о таких говорят: «Бог поцеловал», имея ввиду, что Всевышний одарил талантом».

«Соловей», как еще называют Жумаганым Рахимову, преподнесла музею диски со своими музыкальными записями, среди которых песня о Сакене в исполнении солистов филармонии. И сама спела песню «Ақжайық өмірі», проникновенно, придав вечеру особое очарование. С ее голосом словно интенсивнее вспыхнул свет, и картины Сакена заиграли ярче, завибрировали, перекликаясь и перетекая красками в своих неожиданных формах. Как, впрочем, и названиях. Он творил циклами: «Тюркские древности», «Бестиарий», «Ожидание», «Головы и фигуры», «Белый гусь» и другие.

Откуда такие образы и ассоциации? Из детства, юности и всего того, что пришло позже. Родился Сакен Нажиметдинович в 1937 году в Букеевщине. Босоногим мальчишкой бегал по знойной степи, барханам, и уже тогда его воображение рисовало причудливые образы, в голове «взрывались» необычные мыслеформы. Лежа на земле, на берегу реки, он часами наблюдал за жизнью животных, насекомых и водных обитателей, которые впоследствии воплотились на полотнах, как, например, крошечная улитка, которой посвящена серия работ. Однако не уверена, что кто-то из любителей живописи сходу поймет, что именно это существо запечатлено в живописных произведениях: «Дракон», «Соната в год Дракона», «Невеста Дракона», «Фа-мажор для дракона». То же самое можно сказать и о других картинах; посетители подолгу задерживаются рядом с ними, разгадывая сакральный смысл.

Вот такая нерядовая живопись у Сакена, как и он сам: художник, режиссер, поэт, актер, философ.., вмещающий в себя все эти творческие ипостаси, одни от рождения, другие приобретенные. Член Союза журналистов СССР, за плечами которого ГИТИС им. Луначарского (Москва), ЛГИТМИК (Ленинград), собственный опыт и взгляды, нашедшие свободную импровизацию на холстах. Где непременно имеют место иероглифы, символы, пояснения, своеобразная инопись, словно зашифрованные послания для будущих поколений. Понятно, что у каждого творца есть свои почитатели, те, кому созвучны образы, полет фантазии, ритмы. Кстати, о ритмах.

Уже после ухода в мир иной Сакена Нажиметдиновича, при непосредственном участии мажилисменов В.В.Киянского и А.М.Жамалова вышла книга-альбом «Звездные ритмы Сакена Гумарова», содержащая иллюстрации картин, автобиографию, психологический портрет и много другой интересной информации о творчестве и мировоззрении художника, раскрывающей его внутренний мир. Процитирую: «У Сакена фантазия и реальность были настолько переплетены плотными нитями истории, что часто были неразделимы. Он жил как бы в нескольких мирах сразу: в одном он был прорицателем, в другом – прекрасным актером и режиссером, великолепным поэтом и чтецом – в третьем, музыкантом – в четвертом, экстрасенсом – в пятом. Наверное, об этом он поведал языком красок в картине «Семь состояний Сакена Гумарова».

Помимо Уральска его работы выставлялись в Алматы, Москве, Киеве, Будапеште, Вильнюсе и других городах, собирая самые восторженные отзывы. «Идущему по Пути! Сакену Гумарову! Ваше тончайшее чувство света потрясло меня и доставило радость, глубоко благодарен Вам за Ваше искусство, проникновение в миры медитации души…». Ян Колтунов, ректор народного университета КСП «Космос», г. Москва.

Ты без меня уходишь, жизнь моя.
Несешься.
А я все медлю,
Прежде чем сделать шаг.
Ты переносишь куда-то бой,
Вот как меня покидаешь ты.
Я никогда за тобой не спешил.
Не могу разобраться в твоих подарках.
Самая малость нужна мне –
Но ты ее никогда не приносишь…

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top