Маршруты милосердия

20 декабря 2018
0
1088

Эти такси по аналогии с детьми, имеющими инвалидность по тому или иному заболеванию, можно тоже назвать особенными. И не только в силу того, что среди их пассажиров бывают именно такие ребята. Если вы заказали обычное такси и оно почему-то не приехало, то можно вызвать другое. С «особенными» же все обстоит иначе. Здесь сорванная заявка порой чревата серьезными моральными и даже физическими страданиями для того, кому оно было предназначено. Речь о машинах, похожих на микроавтобусы, лобовое стекло которых обычно отмечено желтым квадратом с силуэтом человека в инвалидной коляске.

На днях мне довелось некоторое время побывать пассажиром инватакси и оценить работу этой службы, существующей при областном обществе инвалидов уже около семи лет. Водитель Курмангали поначалу показался не очень разговорчивым, даже замкнутым человеком, но в дороге мы разговорились.

– Особых каких-то прав и преимуществ по сравнению с другими участниками дорожного движения мы не имеем, – сказал он. – К примеру, так же, как и все остальные, терпеливо ждем, пока не загорится зеленый свет. Правда, на дворовую территорию, где проживают наши клиенты, нам все же должны предоставлять беспрепятственный проезд. Но на практике это не всегда бывает.

Мы направляемся в район ремзавода, чтобы забрать инвалида-колясочника и доставить его в поликлинику по месту жительства. Нас уже ждут у подъезда многоквартирного дома. Специальное устройство плавно поднимает пожилого человека, коляска вкатывается в салон машины. Рядом устраивается и помощник, положенный по закону инвалиду такой категории. В этой роли жена нашего клиента.

– Это очень хорошо, что нас теперь обслуживают инватакси, – поделился Х.Т. Рахметов. – Раньше трудно было, ведь городской общественный транспорт в большинстве своем не оборудован соответствующим образом для перевозки колясочников. То же самое можно сказать и об остановках.

Пользоваться же транспортными услугами Халесу Темировичу приходится довольно часто: надо оформлять документы в различных учреждениях, его также нередко приглашают на культурно-массовые мероприятия, проводимые обществом инвалидов, да и в той же поликлинике приходится бывать регулярно.

Интересуюсь, как его встречают в лечебном учреждении.

– Нормально. Ждать в очередях не приходится. Иногда делают даже так, чтобы не подниматься мне наверх: кто-нибудь из врачей обслуживает меня на первом этаже.

Прибыв на место, в поликлинику № 2, водитель, несмотря на свои достаточно преклонные годы, по-молодому выскакивает из кабины и устремляется вслед за своими пассажирами. Хотя это не входит в его обязанности, ему часто приходится сопровождать подопечных до нужного кабинета, офиса. Ведь на пути приходится преодолевать неожиданные препятствия.

Вот и на этот раз общими усилиями втискиваем коляску в узкие двери лифта и таким же макаром выкатываем ее из лифта на третьем этаже. Вопреки словам Халеса Темировича, сказанным перед этим, приема врача нам пришлось ожидать минут двадцать. А потом открывается дверь, и как гром среди ясного неба: пациента сегодня не примут, так как нет его врача-невропатолога. Вот те раз, а ведь днем раньше ему назначили прием именно на это время – после обеда!

Раздосадованные, мы уже собирались покинуть поликлинику, как нас вернули – все-таки обслужат. Видимо, в кабинете узнали о журналисте, приехавшем вместе с Рахметовыми…

На прощание Халес Темирович выразил пожелание, чтобы побольше было специализированных
такси. Двух машин, закрепленных за крупной организацией, – слишком мало. Особенно страдают от этого люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Е.Б. Бекарыстанов

Исполнительный директор службы инватакси Е.Б. Бекарыстанов подтверил, что проблема такая есть. Поэтому здесь к имеющимся двум нанимают еще одиннадцать легковых машин у частных лиц. Конечно, это не спецтранспорт, но хоть что-то…

– Нам в работе сильно мешает еще то, что местными властями поздно проводятся тендеры по инватакси, – посетовал Ерген Булатович. – Обычно это бывает в марте или апреле, а желательно бы – в январе. С начала года эксплуатировать приходится мизерное количество машин, ведь не на что покупать горюче-смазочные материалы, платить зарплату водителям, диспетчерам. И всякий раз в такие дни приходится отказывать людям, которые буквально обрывают телефон.

– И с каждым годом, – продолжил он, – вся эта тендерная канитель приобретает все большую остроту. А с нынешнего года к страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата нам еще добавили инвалидов по зрению и имеющих онкологические заболевания. Если в минувшем году нашими услугами воспользовались почти девять тысяч человек, то только за десять месяцев нынешнего года – уже тринадцать тысяч!

Кстати, штат службы инватакси состоит из людей, имеющих ту или иную группу инвалидности. И это не случайно: такой категории наших граждан обычно трудно устроиться куда-либо на работу. Везде отказы. Прошел через сие мытарства и старший диспетчер Асхат Халесулы, молодой человек двадцати трех лет.

– Да, мне не помогло, что за плечами был и колледж, и ЗКАТУ имени Жангир хана, – сказал он. – По профессии я программист по IT-технологиям, но только здесь, в инватакси, меня приняли, и я уже три года тут в диспетчерской, вместе с двумя коллегами. Работа нравится, хотя порой от клиентов приходится терпеть оскорбления, нам тут закатывают иной раз такие сцены… Но мы проявляем терпение и такт.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top