Люди в клетке

25 октября 2018
0
3857

Мы про них говорили: «цивилизованная Европа».  Они про нас – варвары. Мы были воспитаны не только на Толстом и Достоевском, но и на Руссо, Дидро, Вольтере, Шекспире, Ларошфуко… И верили в «европейскую цивилизованность» потомков великих европейских мыслителей. Но оказывается, в «цивилизованной» Европе еще совсем недавно (по историческим меркам) были… человеческие зоопарки. Представляете: в клетках обезьяны, тигры, слоны и – бушмены, индейцы, зулусы, эскимосы!

Человеческий зоопарк в Бельгии, 1958 год

Представители народностей Азии и Африки нередко помещались в вольерах с обезьянами, ведь считалось, что эти люди – переходное звено в теории эволюции Дарвина. И вот ходили смотреть на живую «иллюстрацию» к этой теории.

«Дикарей» (по мнению цивилизованного мира) силой вывозили с их земель, помещали в клетки и – демонстрировали изумленной публике. Часто строили «этнические деревни» – хижины, яранги, назначали главарей племени, и они должны были демонстрировать посетителям свой быт – изображать охоту, приготовление пищи и т.д. Сейчас тоже строят этнические деревни и даже часто нанимают актеров, чтобы те изображали особенности быта того или другого народа, но это – совсем другое дело. В «их» деревнях люди жили в неволе, а условия их жизни не отличались от условий, в которых содержали животных, а порой были и хуже – ведь поймать человека – женщину, ребенка – проще, чем льва или тигра. Умирали узники зверинцев и от непривычного климата и непривычной пищи.

Когда в зоопарк поступал новый «экземпляр», его тщательно изучали – замеряли череп, фиксировали форму носа, цвет кожи, изучались особенности языка. Потом выдавалось заключение, официальный документ, гарантировавший владельцу подлинность приобретенного им товара – туземца.

К концу XIX века «человеческие зоопарки» работали в Нью-Йорке, Антверпене, Лондоне, Барселоне, Варшаве и многих других городах. «Деревня негров», представленная на Всемирной выставке 1889 года в Париже, за время своей работы привлекала внимание 28 миллионов посетителей. «Цивилизованные европейцы» гуляли вдоль клеток с людьми и не испытывали при этом никаких угрызений совести. Ведь даже самое последнее ничтожество могло чувствовать при этом свое превосходство.

Больше всего выставки людей нравились немцам. Конечно, немалую роль в этом сыграла популярная тогда теория Дарвина. Во второй половине XX века «цивилизованная Европа» осознала наконец, что держит в клетках не обезьян, а людей. Не таких, конечно, цивилизованных, как они сами, но все-таки людей.

Постепенное исчезновение «человеческих зоопарков» произошло в 1930-х годах. Связано это было не только с распространением антирасистских настроений, но и с Великой депрессией, которая снизила спрос на подобные развлечения естественным путем. В 1936 году в итальянском Турине закрылся последний постоянно действующий «человеческий зоопарк».

Но последний такой зоопарк демонстрировался уже после войны, в 1958 году. Тогда на всеобщее обозрение была выставлена целая конголезская деревня. И это не где-нибудь, а на выставке Экспо-58, в самом «сердце» Европы – Брюсселе. Представляете – среди достижений науки и техники, макетов спутников – чернокожие люди. Африканцы, отделенные от посетителей забором, представляли свой «дикарский быт».

Конго стал колонией Бельгии еще во второй половине XIX века. Король Леопольд Второй в 1885 году захватил обширные территории в бассейне реки Конго и провозгласил себя правителем «Свободного государства Конго».

В течение 23 лет Бельгийское Конго являлось личным владением Леопольда, а все его жители стали рабами монарха. Они добывали для него каучук и слоновую кость.

Бельгийские газеты писали, что в Конго проживают жестокие и кровожадные дикари-каннибалы, с которыми необходимо обращаться жестко. Внушить «дикарям» почтение к королю должна была его частная армия, сформированная из представителей африканских племен под руководством бельгийских офицеров.

И называлась такая армия «Общественные силы» (Ничего не изменилось с тех пор: Большой Белый Брат направляет своих военных и руками наемников, ради своей выгоды уничтожает неугодных и проводит свою политику).

В общем, пока одни африканцы убивали других африканцев, погоняли кнутами добытчиков каучука и слоновой кости, которые тысячами погибали от непосильного труда, голода и болезней, король Леопольд богател. Для тех, кто не выполнял нормы по добыче каучука и слоновой кости, «цивилизованный» король учредил средневековые казни – им отрубали руки или убивали их детей. А чтобы конголезцы лучше работали, их семьи брали в залог, вывозили для демонстрации в зоопарках.

В 1904 году во время Всемирной выставки в Сент-Луисе была открыта и антропологическая экспозиция, представлявшая собой все тот же «человеческий зоопарк». Среди его обитателей был Ота Бенга, конголезский пигмей из народа мбути. Директор заведения поместил его рядом с обезьянами, чтобы продемонстрировать неполноценность чернокожих в сравнении с белой расой.

Из-за роста в 140 сантиметров посетители выставки принимали его за мальчика. На самом деле на тот момент ему было 23 года, его похитили во время охоты, на родине у него остались жена и дети.

Американская публика валом валила на «дикаря». Газета New York Times писала: «Ота Бенга… нормальный представитель своей расы или своего племени, умственно развитый не хуже своих соплеменников. Являются ли они примером задержки в развитии и находятся ли ближе к человекообразным обезьянам, чем к другим африканским дикарям, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров, – в любом случае они представляют интерес для интересующихся этнологией, и их изучение может принести большую пользу…».

В американском обществе уже раздавались голоса о недопустимости содержания людей в зоопарках. Но ведь для этого их еще надо было признать людьми…

Человеческий зоопарк в Бельгии, 1958 год

Относительно Бенги, газета цинично резюмировала, что в неволе ему не хуже, чем в своих лесах, и нечего, мол, стонать. «… он, вероятно, чувствует себя не хуже, чем в родной стране, и смешно стонать над выдуманными унижениями, которым он подвергается. Пигмеи превосходно выживают в своих родных лесах, но в человеческой иерархии стоят на очень низкой ступени».

То есть, коли они сочли, что «ступень развития очень низкая», то можно и в клетке держать?

За 30 лет правления Леопольда население Конго сократилось вдвое.

В начале ХХ века о том, что творится в личной колонии короля Бельгии, стало известно в Европе. Но больше всего возмутил «цивилизованных европейцев» не геноцид против коренного населения Конго, а то, что король все доходы от эксплуатации колонии присваивал себе.

К этому времени бельгийцы уже не видели в конголезцах людоедов: теперь они воспринимали их как милых животных, нечто вроде уморительной мартышки или косолапого мишки.

Вот ведь откуда растут ноги теории расизма, подхваченной Гитлером – из этих человеческих зоопарков. Возомнившие себя сверхчеловеками, считают себя вправе уничтожать других, тех, кого считают «недочеловеками», почти животными. Но об этом своем позоре на Западе вспоминать не любят. Теперь они ударились в другую крайность, которая называется толерантность. Дотолентнолись – того и гляди беженцы из африканских и азиатских стран теперь их самих в клетки посадят, отомстят. За что боролись, на то и напоролись?

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top