Люди на батуте, или «Рассекреченный» космос

25 июня 2020
0
823

В мировых СМИ – ажиотаж, «смятение чувств»: известный бизнесмен Илон Маск запустил космический корабль «Crew Dragon» (так правильно писать, в кавычках, в соответствии с правилами грамматики). На американской более продвинутой двухступенчатой ракете «Falcon» с НЕ российскими «РД-180» (на них они давно летают), а можете себе представить, американскими двигателями. Мол, утёрли нос России, «Роскосмосу» и лично его главе Дмитрию Рогозину. Тот однажды пригрозил американцам не запускать астронавтов на МКС на российских «Союзах», а воспользоваться для этого батутом. Илон Маск ответил в Twitter, что батут-то работает! И высказал надежду на дальнейшее сотрудничество с «Роскосмосом». Ну, высказались два мужика, попикировались – с кем не бывает. Никто же не отказывается от российско-американского сотрудничества… При чём здесь утёртый нос и даже «русский ад», как написало одно уважаемое издание?

Космический корабль «МиГ-105» проекта «Спираль»

Очень похоже!

Автору этих строк тоже ой как хотелось порадоваться за американцев: на 63-м году космической эры они научились делать собственные ракетные двигатели и ВПЕРВЫЕ с 2011 года запустили на орбиту свой пилотируемый корабль. Впрочем, стоп. Где-то подобные чудеса мы уже видели!

Например, на Московском авиасалоне МАКС в 2014 году демонстрировался новый вариант советского многоразового корабля «Буран» – «МиГ-105». Вскоре американцы делают такой же «Dream Chaser». И нашумевший «Crew Dragon» подозрительно похож на прототип российского корабля, созданного в 2014 году в ракетно-космической корпорации «Энергия». Изделие «МиГ-105» также выставлялось на авиасалоне МАКС. Так что подождём с восторгами и аплодисментами.

Виталий ЛопотаОб этом и многих других странностях российско-американского сотрудничества в космосе недавно рассказал в интервью главному редактору еженедельника «Аргументы недели» Андрею Угланову в 21-м номере за 2020 г. бывший руководитель РКК «Энергия», член-корреспондент РАН, доктор технических наук Виталий Лопота.

Как отметил А. Угланов, в 2013 году Виталия Александровича «оговаривают, начинается уголовное преследование, в 2014 г. открывают уголовное дело и вынуждают уйти в отставку по обоюдному согласию сторон. Уголовное дело до сих пор волокитят».

В 2007 году Лопота был сторонником многоразового возвращаемого корабля «Клиппер», разрабатываемого в «Энергии» генеральным конструктором Юрием Семёновым. Макет корабля стали выставлять на выставках. Лопота с приходом в РКК «Энергия» нашёл в новом корабле ряд аэродинамических и конструктивных недоработок. Все эти проблемы Виталий Александрович проработал с ЦАГИ (центральным аэрогидродинамическим институтом) в рамках программы «Спираль». И определились с оптимальной конструкцией.

Космический челнок «Буран» совершил триумфальный полёт в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года. Его главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский разрабатывал для программы «Спираль» носитель с возвращаемым суборбитальным планером. Главную функцию в программе выполнял аппарат «Бор». Модификации «Бор-1», «Бор-2», «Бор-3» и «Бор-4» разрабатывала фирма Микояна, поэтому изделию присвоили индекс «МиГ-105».

На этом аппарате отработали аэродинамику, ушли от ударных волн и от перегрева. Схема – «лапоть» или «сапожок», как отмечает Виталий Лопота, ему «очень понравилась – это было именно то, что нам необходимо. С этим я неоднократно обращался к В.А. Поповкину, и когда он был командующим Космическими войсками, и когда был первым заместителем министра обороны: ПЕРЕДАТЬ в РКК «Энергия» ДОКУМЕНТАЦИЮ «МиГ-105», которая была сделана ещё во времена СССР. К сожалению, документация НЕ БЫЛА передана. А несколько позже американская фирма «Sierra Nevada» инициативно представила в НАСА облик нового космического корабля «Dream Chaser», очень похожего на «МиГ-105». При этом НЕ СКРЫВАЯ, что документацию они приобрели в РОССИИ. Сегодня это один из кораблей, на который США делается основная ставка как на пилотируемый корабль будущего».

Охотники за мозгами

Неужели чертежи «Бор-4» или «МиГ-105» могли быть воспроизведены в США? Возникает ещё один вопрос, на который в нынешнюю космическую шумиху почему-то не обратили внимание. Напоминаю: китайский космический корабль «Шэнчжоу» («Летающая лодка»), на котором в 2003 году полетел на орбиту первый китайский космонавт Ян Ливэй, как две капли воды похож на советско-российский «Союз»! Откуда чертежи, товарищи китайцы? И откуда у вас чертежи, господа американцы?

Лопота говорит, что он не следователь и не знает, кто именно передал чертежи, если, конечно, это имело место. Чертежи «должны были быть в Министерстве обороны – у заказчика, и у исполнителей в НПО «Молния» на весь проект и у субподрядчика КБ «МиГ» на космический самолёт (в КБ утверждали, что документация и кальки были переданы заказчику)», – говорит В. Лопота.

На вопрос А. Угланова: «Кто курировал тогда «Роскосмос»? Виталий Александрович ответил: вице-премьер правительства России Сергей Иванов, а «Роскосмосом» руководил Анатолий Перминов.
Как тут не вспомнить историю создания ЭКРАНОПЛАНОВ, о чём доводилось много раз писать в местной прессе.

При Борисе Ельцине американцев пустили не куда-нибудь, а в Каспийск. Они с удивлением лицезрели чудо техники – летевший над Каспием со скоростью 500 км/ч экраноплан «Орлёнок», созданный гениальным советским конструктором Ростиславом Алексеевым.

Ничего НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ у американцев с экранопланами. Они мечтали заполучить документацию на них, а тут для высоких гостей организовали бесплатную экскурсию. Именно американские спутники ещё при СССР засекли над Каспийским морем таинственный объект, который мог двигаться на небольшой высоте не только над водой, но даже по суше (десантный вариант экраноплана). Именно американцы и назвали изобретение Ростислава Алексеева «каспийским монстром».

Алексеев срочно пытался не допустить «разбазаривания» государственных секретов, но его даже не пустили в «демонстрационную зону». Американцы и сегодня «доводят» свой экраноплан. Россия же создала боевой вариант – знаменитый «Лунь», вооружённый ракетами «Москит». Достаточно вывести пару-тройку таких машин в океан и от американских авианосцев ничего не останется.

После вывода морально устаревшего «Луня» из состава Каспийской флотилии Россия после некоторого перерыва возобновила разработку экранопланов. Наверняка будут не только гражданские, но и военные образцы.

Теперь американцев в Каспийск никто не пустит: там по приказу министра обороны РФ Сергея Шойгу создаётся современная военно-морская база. Остаётся либо научиться самим создавать такую технику, либо ВОРОВАТЬ ДОКУМЕНТЫ.

Согласно одной из версий, китайцам каким-то неведомым путём удалось заполучить документацию кораблей «Союз», которой они с блеском воспользовались. Что касается США, то без вывезенного из фашистской Германии создателя ракет «Фау» Вернера фон Брауна не было бы в 1960-1970-х годах никакой американской космонавтики. В Америке всегда не хватало МОЗГОВ, поэтому они активно занимаются научно-техническим шпионажем, скупают учёных по всему миру.

Американский корабль «Dream Chaser»

Вырвать руль

Орбитальный самолёт Лопоте и его команде делать не дали. Они пошли, как он говорит, ЭВОЛЮЦИОННО, от устойчивого капсульного варианта к устойчивой в полёте форме усечённого конуса. Причём запрет на челнок озвучил Краснов – руководитель департамента пилотируемых программ.

Он настаивал на этом при формировании будущих бюджетов с ноября-декабря 2007 года, и Виталий Лопота с соратниками «вынуждены были начать кооперацию с Европой, которая скоро отпала, и мы самостоятельно за скромные ресурсы федерального бюджета продолжали создавать конусный корабль».

В 2013 году корабль ещё раз выставили на МАКС-2013. В 2011-м президент Дмитрий Медведев уже побывал на этом корабле, через два года – Владимир Путин. Однако после 2014 года происходят странные вещи. «Роскосмос вместе с новым руководством «Энергии» изменяют принятые решения по материалам корабля – его предлагается сделать углекомпозитным.

Снова начинается проектирование – перерабатывается уже готовая документация. Тогда-то и появилось название – «Федерация», попавшее в СМИ, затем следующее. ТАК ТЕРЯЛОСЬ ДРАГОЦЕННОЕ ВРЕМЯ.

Андрей Угланов задаёт собеседнику вопрос, что называется, в лоб: «Роскосмосом руководил некто Комаров, и, странное дело, именно в 2014 году НАСА проводит конкурс на создание корабля для доставки космонавтов на МКС и возвращения на Землю. И что вы думаете, побеждает проект, который сильно смахивает на то, что было сконструировано, спроектировано и готово к производству на РКК «Энергия». Как это могло случиться?»

«Буду аккуратен, – отвечает Виталий Лопота. – Всё-таки конструкции кораблей Илона Маска и фирмы «Боинг» имеют примерно одинаковую внешнюю форму с нашим проектом. Не думаю, что Илон Маск добрался до документации «Энергии», отличия там существенные. В самом корабле много отличий, он только внешне похож. Мы в одних условиях летаем. Когда вам нужно 6-7 человек спрятать от внешней среды, которая очень агрессивна, просчитываются оптимальные варианты, и вы придёте примерно к одной форме».

Но весь фокус состоит в том, что в России пришли к этому, по версии Андрея Угланова, почти на 8 лет раньше, как и с космическим самолётом «МиГ-105а». Лопота же уточняет: ЗНАЧИТЕЛЬНО РАНЬШЕ: в 1980-х, при Советском Союзе, когда проектировали корабль «Заря»! Странная «утечка информации»…

И тут главный редактор «Аргументов недели» делает жёсткое заявление: «Мне всё больше кажется, что у нас в «Роскосмосе» сидят какие-то изменники…» А во врезке к интервью, по поводу «продажи чертежей космического самолёта «МиГ-105» американской фирме «Sierra Nevada» и создании в США «самого загадочного в США спутника-убийцы»:

«А те, кто сдал чертежи и технологии, продолжают стоять у руля. Когда Рогозин за всё ответит или отправится на батут, который он приберёг для Илона Маска, чтобы самому отлететь на безопасное от русского космоса расстояние?»

Каково! Может, редактор перегнул палку, что-то преувеличивает? Что нужно сделать для увеличения реальной отдачи российской космонавтики и почему в этом заинтересован Казахстан?

(Окончание следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top