Любовь в графике

4 февраля 2021
0
1966

Люди, которые с рождения наделены способностью переносить свое восприятие мира на бумагу, уникальны. Художники относятся к той категории людей, которые живут в своем мире, построенном из фантазий, грез, эмоций и ощущений. Каждый из них сам выбирает средство, способное в полной мере соответствовать представлениям об идеальном рисунке и отражать внутреннее состояние человека. Для одних это краски и мольберт, для других белоснежный лист бумаги и карандаш. Художник-график Бекжан Жумабаев, выбравший для себя путь четких линий, образного мышления и изменчивого пространства, как никто другой знает, насколько разнообразным и многословным может быть черно-белый язык графики. И если традиционная живопись требует от автора подчинения сложившимся канонам, то графика отпускает фантазию художника на волю, ограничивая свободу лишь пределами белого листа.

Его работы пластичны и поэтичны, наполнены гармонией и глубоким смыслом. Отражающие светлую печаль и передающие не скрытую ностальгию, они словно останавливают, просят задуматься, обернуться назад, ведь где-то там позади было оставлено, незаслуженно забыто что-то особенно дорогое.

История народа, его судьба, простая и вместе с тем сложная – это то, что в большей степени волнует автора.

– Нужно, – считает он, – беречь все то, что было впитано с молоком матери. Необходимо научиться ценить духовное богатство, переданное в наследство нашими предками.

– Любовь к своему народу заложена в каждом из нас и стереть генетическую память невозможно. Это она навевает образы давно забытой эпохи, – говорит он.

Картины Бекжана правдивы и реалистичны, в каждой точно и по-доброму передан налаженный быт кочевников, живущих по суровым законам степи. Здесь соразмерно переплелись наскальные рисунки и национальный орнамент, арабская вязь и темные контуры. Внутри них сокрыто что-то очень важное, вся суть кочевой жизни. Как наполненные чистой водой сосуды они утоляют жажду и дают напиться.

Несколько лет подряд Бекжан ездит вместе с местными краеведами и историками в экспедиции. Они не ограничиваются территорией области или даже страны. Художник посетил несколько регионов России, в том числе Крым и Ялту.

– Экспедиций было несколько, в разные годы. Организовал их местный краевед, историк Айбулат Курумбаев. Посетили много музеев за это время, исторических мест. Конечно, я как художник все это время работал, делал какие-то зарисовки, наброски, – рассказывает Бекжан. – А во время карантина, уже дома, работал. Всего было написано около 40 картин.

Причем не только в технике графики, я серьезно увлекся живописью.

Сейчас Бекжан открыл небольшую художественную студию, где он не только пишет, но также продает свои работы и принимает заказы.

– У каждого художника есть возможность заниматься творчеством в полную силу. Например, я увлекся еще и вышивкой на машинке.

Картины Бекжана многослойны: внутри юрты раскинулась степь, чуть дальше табуны рысаков, караваны верблюдов, отары овец и кусты саксаула.

Очень точно передает мастер и характер человека: былинный герой, отчаянный и смелый, с прямым пронзительным взглядом, о котором мастеру рассказали историки, грустная красавица, облаченная в традиционное для казахских невест одеяние. Нежной волной с ее головы спадает тонкая вуаль, стыдливо прикрывающая лицо. Старик и внук – представители двух разных поколений, имеют свой собственный, закрытый для постороннего взгляда мир. В обычных темных силуэтах художник смог разглядеть и раскрыть для нас тайну особых доверительных отношений дедушки и внука. Любящая мать с ребенком на руках, мужчина средних лет, за чьей спиной мы видим целый род.

Тема семьи одна из главных для Бекжана. Образы настолько реальны, что не мы, а они внимательно и оценивающе смотрят на нас, как в окна, заглядывая в современность через небольшой лист бумаги.

Мастер хорошо знает, что значит семья и ее поддержка. Добрым, искренним помощником была ему его бабушка, Танзиля. Она воспитывала его с рождения, оценивала первые неуверенные творческие работы.

– Все мои поиски, будь-то путевые зарисовки, эскизы или образные портреты, становятся подготовительным материалом. Планирую создать большую работу, связанную с историей нашего края, собрал огромный материал, идеи есть. Мою графику с 2013 года печатают в познавательном журнале «Дана КАЗ», в книгах местных писателей и поэтов.

И снова образы, воспоминания и ощущение чего-то безвозвратно ушедшего.

Зимняя ночь. За окном завывает вьюга, предупреждает: «На улицу не выходи, не пожалею. Сорву с головы малахай, стану трепать ватник. Проберусь сквозь рукава и стану морозить. Лучше дома. В низенькой саманке, рядом с пылающей печкой и пушистым довольным котом. Смотри на подпрыгивающие языки пламени, слушай треск разгоревшихся поленьев и рассказы бабушки, доброй женщины, знающей о многострадальной судьбе народа, о его обычаях и обрядах все.

Ее образ Бекжан много раз будет рисовать. Картина «Мәңгi бейне» рассказывает о ней. Пожилая женщина с веретеном в руках сидит в ожидании любимого внука. Прядет пряжу, чуть слышно напевает старинную песню и то и дело бросает взгляд на дверь, ведь он должен вот-вот зайти.

– У Пушкина Арина Родионовна, а у меня моя бабушка, – улыбаясь, рассказывает Бекжан. – Она знала много, и слушать ее мне было очень интересно. У нашего народа есть обычай: молодая семья своего ребенка отдает родителям, поэтому меня воспитывали старики. Сколько тепла и любви они вложили в мое воспитание. Возможно, поэтому излучают мои картины добро и ощущение семьи. Рисовал с детства, и бабушка меня поддерживала во всем. Я помню, как тихо она подходила ко мне, приносила чашку айрана и старалась не мешать, только заглядывала через плечо, чтобы разглядеть рисунок.

Бекжан родился и вырос в небольшом ауле Атырауской области. После окончания школы сразу сдал документ в педагогический институт, на факультет художественной графики, но не поступил. У него не было художественной школы. Только со второй попытки мечта сбылась.

В Уральске живет около 30 лет, полюбил его всей душой. По сердцу пришелся ему этот тихий, богатый историческими событиями город. Здесь создал семью, родились дети. Рисует он с натуры и городские пейзажи. Узкие улочки, одинокие скромные домики, старинные купеческие особняки, в общем, все то, что трогает его душу. Это небольшая дань городу, его гостеприимству.

Графика художника висит во многих заведениях города. Он же иллюстрировал книги поэтов М. Баймолды, М. Сергалиева. Около 10 лет Бекжан проработал в школе № 19, где также оставил свой добрый след, украсив рисунками коридоры школы. Преподавал в гимназии эстетического направления.

Фото Ярослава Кулика и Бекжана Жумабаева
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top