Курсом консолидации

5 сентября 2019
0
610

На XXVII сессии Ассамблеи народа Казахстана Первый Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «В Казахстане создана разветвлённая инфраструктура обеспечения мира и согласия. Она способствует проведению системной работы. «Ветвями» АНК стали научно-экспертные советы, советы общественного согласия, советы матерей и многие другие структуры… Постоянное развитие этих структур отражает особое отношение государства к сфере межэтнических отношений». Яркое тому подтверждение – развитие института местного самоуправления в регионах.

С хозяйским подходом

Большую работу в этом направлении проводят депутаты Уральского городского маслихата. Ещё в 2012-2014 годах они организовали несколько различных встреч, «круглых столов», на которых обсуждались способы и виды деятельности по вовлечению каждого жителя в управление городом.
В связи с введёнными поправками в Конституцию РК и принятием Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении» органы местной представительной власти получили более широкие полномочия.

Развитие региональных территорий, укрепление мира, единства и согласия в немалой степени зависят от взаимодействия всех уровней власти, начиная от районных, городских и областных маслихатов до Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан. Опыт Приуралья показал необходимость такого взаимодействия и эффективность в управлении делами как округа, так и города в целом.

При активной поддержке депутатов городского маслихата создали временную комиссию по местному самоуправлению и организовали обсуждение этой темы за постоянно действующим «круглым столом» с целью выработки механизма реализации Закона.

– Внедрение горожан в процесс местного самоуправления из объекта власти переводит его в субъект власти, вдохновляет на решение проблем местного значения, на исполнение патриотического и гражданского долга, а также способствует развитию неравнодушного отношения к положению дел в своём посёлке, районе, городе, – отмечает бывший секретарь Уральского городского маслихата Анис Истелюев.

Но это и есть укрепление межэтнического согласия! Ведь люди разных национальностей, участвуя в МСУ, больше контактируют, сплачиваются, вместе решают насущные проблемы.

На базе АТиСО открылась Уральская школа молодых муниципальных кадров. Её директором стал кандидат юридических наук, доцент, декан юрфака Академии труда и социальных отношений Мереке Габдуалиев.

Первый набор школы в количестве 50 человек состоял в основном из студентов АТиСО, представителей молодёжных общественных организаций «Альянс студентов Казахстана», «Ғасыр», «Жас Отан», «Голос молодёжи», «Совет молодых учёных ЗКГУ им. М. Утемисова», ОЮЛ «Ассоциация молодёжи Западно-Казахстанской области», сотрудников местных исполнительных органов. По окончании заседания им вручили сертификаты о прохождении семинара-тренинга «Развитие местного самоуправления и молодёжь».

Школа муниципальных кадров проводила также деловые игры, дискуссии, опросы общественности на тему МСУ, изучала опыт местного самоуправления в других странах. Слушатели школы участвовали в разработке уставов территориальных органов общественного самоуправления (ТООС) и других нормативных актов по организации самоуправления, формирования кадрового резерва МСУ…

Молодёжь с таким энтузиазмом восприняла идею местного самоуправления и переданные ей в ходе семинаров навыки, что активно включилась в реализацию Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении». Именно молодёжь предложила организовать в городе конкурс внедренческих проектов по вопросам городского хозяйства и сообщества. Эту идею поддержали депутаты городского маслихата.

Чувство локтя

Консолидации жителей Уральска, развитию в городе принципов толерантности и согласия способствовала и работа 20 общественных муниципальных округов (ОМО). Их возглавили депутаты городского и областного маслихатов соответственно их избирательным округам. ОМО стали своеобразным буфером, диалоговой площадкой между народом и властью.

В каждом ОМО назначили исполнительных директоров, за округами закрепили участковых инспекторов, представителей санэпидстанции, членов ветеранских организаций. Отработали механизм финансирования, выделили помещения, снабжённые техническим оборудованием и оргтехникой. Общественные муниципальные округа тесно сотрудничали с коммунальными службами и предприятиями.

В основу ОМО взят опыт создания и методы работы органов местного самоуправления, создаваемых в период предвыборных кампаний. Первый пилотный проект реализован на основе округа № 15, который представлял секретарь Уральского городского маслихата Анис Истелюев.

Позже его опыт внедрён в округах депутатами Александром Ажгалиевым (округ № 20), Александром Потиченко (округ № 6), где активные граждане на общественных началах и в тесном сотрудничестве с органами власти сами решали проблемы. Содержание исполнительных директоров округов взяли на себя депутаты городского маслихата.

Они проводили рейды совместно с закреплёнными за данными участками службами ГОВД, горСЭС, КСК. Эти рейды показали эффективность таких общественных объединений. Акимат Уральска наделил большими полномочиями исполнительных директоров ОМО, которые предъявляли серьёзные требования к физическим и юридическим лицам.

Горожане знали, что можно прийти в общественную приёмную округа, рассказать о своих проблемах. Люди почувствовали, что о них заботятся. Уральцы находились в курсе всех проводимых дел в городе. Успешно выполнялась задача общественных муниципальных округов – побудить граждан плодотворно и корректно сотрудничать со всеми коммунальными структурами.

Работу ОМО начали с создания паспортов округов. Они содержали следующие сведения: сколько социальных и производственных объектов, объектов малого и среднего бизнеса, количество населения в округе с разбивкой на группы по национальности, полу и возрасту. Отдельным пунктом определяли социальное и материальное положение семей с учётом работающих и безработных, число инвалидов, ветеранов войны и труда, многодетных семей, семей, нуждающихся в социальной помощи, трудных подростков, места сбора неблагополучных элементов общества и т. д.

После анализа всей информации об округе составлялся план работы общественных муниципальных округов. Председатели ежемесячно сдавали отчёт о проделанной работе в центральный аппарат ОМО и аппарат Уральского городского маслихата.

Благодаря внедрённой системе удалось решить многие вопросы по проблемным участкам города, до которых у властей чаще всего не доходили руки. С другой стороны, жители города, принимая непосредственное участие в выявлении и решении проблем округа, где они сами проживают, активизировались, приобрели опыт и знания, куда следует обращаться при возникновении различных ситуаций.

Тем самым во многом удалось изжить в городе иждивенческое отношение к общему имуществу и развить в людях ответственность за свою территорию, свой дом, двор, улицу. У жителей появилась возможность почувствовать себя хозяевами округа не только с позиции потребителей и пользователей, но и с позиции ответственных за его развитие.

Позже такой опыт был использован в создании ГККП «Управление делами» городского акимата, которое стало выполнять функции общественных муниципальных округов, только его содержание и выплаты заработной платы сотрудникам заложили в бюджет Уральска.

Доводилось много раз готовить репортажи о сходах по вопросам местного самоуправления, развития ОМО. На них, как правило, была хорошая явка. Приходили даже скептики, которые на собраниях КСК вообще не появлялись, и, конечно, молодёжь. Мало, что называется, напрямую объяснять людям, что единство и согласие – это хорошо. Оно ещё лучше, полнее достигается в ходе совместного решения насущных вопросов. Это вырабатывает в людях чувство локтя, взаимовыручку, готовность помочь своему соседу.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top