Купол, крест и небо

28 октября 2021
0
1967

У Поклонного креста в Коловертном наши батюшки отслужили поминальный молебен, и запах ладана поплыл над могилами к Уралу. Кое-кто пытался подойти к знаменитому Коловертнинскому яру поближе, но пробраться через обрыв, которым заканчивается кладбище, и через лес, не смогли. А на этом яру бывали и Алексей Толстой, и Аркадий Гайдар, и Валериан Правдухин, и Михаил Шолохов.

(Окончание. Начало в №№ 4142)

Бакенщик Милетей Чапурин, знавший на Урале каждый яр, ерик, коловерть, часто сопровождал их, а Аркадий Гайдар гостил в их доме. Несколько лет назад мы подъезжали к этому дому, уже тогда он был полуразрушен, а табличку, что в этом доме гостил писатель Гайдар, которую установил Николай Чапурин, украли.

Сегодя Коловертное выглядит пустынным: согласно переписи 2009 года, в поселке проживало 256 человек. А по данным 1899 года, в Коловертном – 84 двора православных и 300 дворов старообрядцев (умножить на количество членов больших семей, цифра получится внушительная). По той же переписи 222 года назад в Прорвинском поселке было 72 семьи православных и 120 дворов старообрядческих. От Прорвинска не осталось ничего – разрушен полностью.

Из Коловертного мы едем в Скворкино. Церковь Петра и Павла, построенная здесь в 1899-м году, стояла у въезда в поселок. То, что от нее осталось, и сегодня видно еще с трассы. Но она настолько изуродована, что наш водитель не сразу понял, что это – бывший храм. Он давно превращен в МТС, машины и трактора заезжают прямо вовнутрь, стоят вокруг. Удивительно, что при таком многолетнем варварском использовании, здание прочно стоит на возвышении, и кирпичная кладка не разрушена.

В отличие от Коловертного и Скворкино, где церкви строили недалеко от дороги, храм Успения Пресвятой Богородицы в Большом Чагане стоит в центре поселка. Но его голубые купола с золотыми звездами видны издалека. В 21 веке церковь строили долго и непросто. Никто в поселке не помнил точно, где стоял и как назывался храм, разрушенный здесь вскоре после революции. После того как жители поселка на сходе приняли решение о восстановлении церкви, стали искать место, где она когда-то стояла. Храм хотели назвать в честь пророка Илии. Но когда искали место и копали шурфы, обнаружили старинную кладку.

– Среди красного кирпича лежал белый камень. В его углублении найдена медная пластина с надписью, несколько десятков медных монет и три серебряные. Надпись на пластине гласила: «Здесь находился алтарь Господа Бога нашего в честь Успения Божьей матери, построенный при Александре III в 1882 году».

Когда пластину показали в Уральской епархии, владыка Антоний сказал, что сама Богородица чудесным образом указала место и во имя кого будет построен новый храм, – рассказывает краевед Владимир Кутищев и объясняет, что так назывался один из приделов церкви Николая Угодника.

Церковь начали возводить в 2005-м году. За благое дело взялись предприниматели Анатолий и Игорь Николаевы – отец и сын. Но энтузиазма и средств хватило только на закладку фундамента и начало возведения стен. Три года здание без крыши стояло под дождем и снегом. И тогда инициативу взяли в свои руки местные старожилы. Инициативную группу создали пенсионерки Елена Плетнева, Тамара Серебрякова, Лидия Глазкова. Стали собирать пожертвования на продолжение строительства храма.

Крупных предпринимателей в Большом Чагане нет, тем не менее, предприниматели братья Мякушины и Манукян помогли народной стройке. Подключились предприниматели из Уральска. Помощь стройматериалами оказала Валентина Михно, Юрий Плотников финансировал электрификацию, Михаил Маштак – газификацию храма.

– С самого начала возобновления строительства большую помощь оказывал уральский предприниматель Александр Чернявский. Им были заказаны и доставлены новые купола, приобретены кирпич и другие материалы.

Многие сделали свои посильные денежные вклады в строительство, благоукрашение и благоустройство храма. Например, прихожанин храма Николай Александрович Смолин выполнил все кузнечные работы, – рассказывает Владимир Кутищев, сам непосредственно принимавший в этом участие.

Освятили храм в 2014-м году.

Мы подходим к двум могилам недалеко от церкви. Владимир Кутищев рассказывает, что эти захоронения неподалеку от алтаря обнаружены, когда проводили работы вокруг строящегося храма. В одном погребен священник прежней Николаевской церкви Терентий Исаакович Хохлачев. Он служил здесь со дня освящения храма, был попечителем местной церковно-приходской школы. При нем к Никольскому храму пристроены два придела: правый в 1884-м – году Свято-Троицкий и в 1894-м году левый – Успенский. Тот самый, закладную доску которого найдут через сто с лишним лет. В том же 1894 году на церкви возведен новый купол, построена колокольня, церковная территория обнесена оградой.

«Усилия и труды Терентия Исааковича не остались тщетными, в 1890 году, на поселковом сходе благодарная паства вынесла решение. «Прихожане церкви святителя Николая: в 1-м Чаганском поселке Чаганской станицы Уральского казачьего войска 25 февраля 1890 г. на поселковом сходе постановили в ознаменование 15-летней службы при церкви священника Терентия Хохлачева, примерной его жизни и неустанной его заботливости о благонравии прихожан и о детях, обучающихся в местной школе, при которой он в продолжение 8 лет состоит попечителем, соорудить на добровольные пожертвования икону с надписью в нижней кайме:
«Сооружена усердием благодарных прихожан о. Т. Хохлачеву» и икону эту поднести ему», – пишет Кутищев в своей книге об уральских храмах. Скончался священник в 1898 году, прихожане похоронили любимого батюшку у стен церкви.

– Второе обнаруженное захоронение представляло из себя кирпичный склеп, внутри которого находился гроб, обитый металлом. По местному преданию, вблизи старой церкви погребен старец Антипа, который мог исцелять болезни прикосновением посоха, – со слов местного жителя передает Владимир Кутищев.

Краевед установил, что старец Антипа – это Антип Петрович Наручкин, сборщик податей Православного Палестинского общества в Иерусалиме. В «Списке должностных лиц Императорского Православного Палестинского Общества на 1 января 1900 г.» в разделе «Сборщики» указан действительный член общества с 12 ноября 1891 года, благотворитель, сборщик, крестьянин Пензенской губернии села Подлесная Тала Антип Петрович Наручкин. О том, что именно он похоронен в Уральске свидетельствовало и сообщение в «Уральских войсковых ведомостях», что 19 мая в 1916- го года в 1-м Чаганском поселке в ограде местной церкви произошло перезахоронение останков старца Антипия, перевезенных с кладбища Покровского монастыря. Также в газетной заметке отмечалось, что «… Антипий был служитель в св. Палестине… по прибытии оттуда он стал врачевателем… Как врачеватель, он имел популярность».

А на колокольне церкви Александровского подворья в Иерусалиме есть три колокола с надписями – отлиты «стараниями А. Наручкина в св град Иерусалим».

Наверное, нет ничего удивительного в том, что старец Антипий «почил в бозе» в Покровском монастыре Уральска. Ведь сборщики ездили во все пределы «Руси обширной», а уральские казаки денег на веру не жалели. И, возможно, выбрал он Покровский монастырь своим последним прибежищем в этой жизни.

Возле могил священника Хохлачева и старца Антипия установлен крест с храма Христа Спасителя в Уральске.

Церковь Успения в Большом Чагане оставляет впечатление радости и праздника своей скромной красотой, ухоженностью территории, где есть фруктовый сад. Сажали его всем миром, и многие жители поселка приняли в этом участие.

А за оградой сада – остатки памятника героям гражданской войны. На барельефе изображен красноармеец в буденовке со звездой, очень похожий на молодого Ланового в роли Павки Корчагина. Памятник обнесен колючей проволокой. С какой целью, непонятно. Уберечь его от дальнейшего разрушения это не может. Видимо, это символ: сначала веру загоняли за колючую проволоку, а теперь наоборот. По масштабу трагедии это, конечно, несопоставимо. Но в моральном плане равнозначно. Помню, что многие жители Б.Чагана возмущались тем, что этот памятник выкинули на задворки. Кидаться из одной крайности в другую, похоже, в наших традициях.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top