Кто защитит покупателя?

18 мая 2023
0
2474

Ежегодно около 40 тысяч граждан начинают потребительский спор. Но даже те, на чьей стороне правда, зачастую не могут отстоять свои права. Причины – слабое знание законов. В 2019 году при Министерстве торговли и интеграции создан Комитет по защите прав потребителей. В регионах начали работать его территориальные подразделения. Также активную работу ведут общественные объединения. В Уральске ОО «Западно-Казахстанское общество по защите прав потребителя» создано в 2015 году, возглавляет его Дарина Шамуратовна Телагисова.

– Дарина, расскажите о деятельности объединения, что изменилось за это время?

– Мы с вами встречались в 2019 году, тогда наше объединение отрабатывало грант Центра поддержки гражданских инициатив. Проект работал по всей республике, проводили активную информационную и консультативную работу. Организовывали встречи со специалистами, причем не только в городе, но и в районах, обучающие тренинги для юристов. Последние два года тендера по теме защиты прав потребителей нет. Почему-то посчитали, что наша работа не имеет значимости, так как мы не устраиваем массовых мероприятий, не организуем флешмобов. Никто не видит, что каждый день к нам приходили люди, которым мы помогаем отстоять свои права потребителя. А насколько это важно, можно показать на простом примере. Небогатая семья очень долго копила или оформила в кредит дорогой телевизор или холодильник, а через какое-то время бытовая техника, без каких-либо причин, вышла из строя. Естественно, идут в магазин, просят сделать замену или вернуть деньги, но в ответ разводят руками, объясняя, что магазин здесь ни при чем. Что делать в этом случае? Не все знают. Кто-то в итоге придет в комитет по защите прав потребителя, и дело примет официальный характер. Но закон требует, чтобы до суда потребитель смог урегулировать спор при помощи медиатора или представителя общественного объединения. Так как нет средств, нет своего кабинета, его же нужно арендовать, нет юриста, который помог бы бесплатно для клиента разобраться в ситуации, потому что нам не чем ему платить. В общем на данный момент мы существуем за счет личной инициативы.

– Вы провели контрольную закупку молока. Что в итоге?

– 20 апреля произведен закуп молочной продукции. Четыре образца сданы в отделение гигиены питания санитарно-гигиенической лаборатории РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы» Комитета санитарно-эпидемиологического контроля МЗ РК по Западно-Казахстанской области для проведения исследования на их соответствие по следующим параметрам: маркировка, органолептика, кислотность, плотность, жир, СОМО (массовая доля сухого обезжиренного молока). Согласно протоколам исследований, образцы в количестве 3-х штук не соответствуют требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», так как упаковка не содержит информацию на государственном языке. Конечно, лучше, если бы исследование провела частная независимая экспертиза, но такой в городе нет. В область приезжал вице-министр торговли, и я поднимала этот вопрос. Но пока дело обстоит так: чтобы провести независимую экспертизу, мы должны отправить товар в Астану, Алматы или Актобе и ждать результата почти месяц. Если бы у меня были деньги, я бы, к примеру, проверила всю детскую молочную продукцию, которую нам завозят из России. Раньше детское питание покупали в специализированных магазинах. Сейчас его реализует оптовый рынок, о содержимом остается только догадываться. Проверила бы фарш и мясо, ту же курятину, которую ввозят в страну. К местным производителям претензий нет, их проверяют, к тому же в любой момент их могут призвать к ответственности, и это они понимают.

– По какому поводу чаще всего возникают претензии у покупателей?

– Причиной может стать все что угодно – бытовая техника, мебель, обувь, продукты. Зимой обратилась женщина, которая купила норковую шубу. Надела ее несколько раз, и обновка стала облазить. В магазине сказали, что плешь появилась из-за того, что она натерла ее рюкзаком. Никакого паспорта на шубу не было. Хотя по закону ей должны предоставить сертификат качества. Мы помогли составить претензию, в итоге стороны смогли договориться. Продавец не захотел, видимо, получить огласку. У нас нет своего юриста, так что мы просто объясняем, с чего следует начать решать проблему. Отправляем к юристам, дальше они уже сами договариваются. Но станет ли потерпевшая сторона платить юристу сначала 4 тысячи за консультацию, потом еще 8 тысяч за услугу, если цена туфель, которые порвались через несколько дней после покупки, 7 тысяч тенге? Стоит ли игра свеч, ведь еще нужно будет заплатить судебную гос-пошлину и попытаться выиграть дело. Очень много поступает жалоб на интернет-торговлю, на покупки товара через банк.

– Можно обратиться с жалобой в Интернете?

– С 2021 года граждане, столкнувшиеся с несправедливостью в отношении потребителей, могут обратиться за помощью в ведомство. Сообщить о нарушении потребительских прав можно через сервис_e-tutynushy.kz, позвонить на «горячую» телефонную линию или написать письменное обращение. Но до того как обратиться в уполномоченный орган, потребителю нужно в обязательном порядке попытаться урегулировать проблему непосредственно с продавцом. Однако если в течение 10 дней продавец не отреагировал на жалобу, она поступает в Комитет по защите прав потребителей. В итоге эта жалоба все равно попадает в Департамент по защите прав потребителей или к нам.

– Как подстраховаться, чтобы не попасть впросак?

– Сохранять чеки, гарантийные талоны, заключать договора, но главное – внимательно читать их, ведь многие из нас, покупая товар в кредит, подписывают его автоматически.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top