Кто сел в лужу?

29 августа 2019
0
1061

«Человеку свойственно ошибаться» – гласит древнее изречение. Но ошибки бывают разные. Порой слышишь такую чушь, что сначала не веришь в неё: может, собеседник шутит? Разыграть тебя решил? Но вроде сегодня не первое апреля.

Бабушка сказала…

Как-то на теплоходе ко мне подсели двое мужчин интеллигентного вида. Один из них, показывая на теплоход «Ангара», спросил: «Как это называется? Катер?» Нет, отвечаю, буксир-толкач. «А такому в Каспийское море можно выходить?» «Лучше этого не делать: перевернётся. Даже более крупные суда терпели крушение…» «В этой луже?!»

Довелось услышать целый букет таких глупостей, что хоть святых выноси. Якобы максимальная глубина Каспия 100 метров. Оно маленькое, здесь царит штиль, затхлый воздух и вообще Каспий скоро высохнет… Спрашиваю, откуда такие сведения? Как и следовало ожидать, «один знакомый рассказал». Осталось в эксперты бабушек занести. Помните, у Вячеслава Добрынина, «…бабушки-старушки, ушки на макушке»?

Легче всего покрутить пальцем у виска и закончить разговор. Но в том-то и беда, что подобные пассажи о «каспийской луже» приходилось слышать не только от упомянутых «географов».

Знакомых, бабушек-старушек с «радарами» на макушке оставим в стороне. Обратимся к учёным. Например, данным из книги азербайджанского зоолога, доктора биологических наук Абдула Касымова «Каспийское море» (Ленинград, «Гидрометеоиздат», 1987 год) и более современным источникам.

Каспий – крупнейшее на Земле озеро-море. Его площадь составляет почти 400 000 кв. км, объём воды – 80 100 куб. км. Длина моря – 1040 км, ширина – 435 км, длина береговой линии – 7 300 км, максимальная глубина – 1025 м, средняя – 180 м.

В 1929 году, когда началось понижение уровня Каспийского моря, его площадь достигала 422 000 кв. км, то есть Каспий по размерам ПРЕВОСХОДИЛ Чёрное и Балтийское моря. С 1977 по 1994 годы уровень Каспийского моря поднялся на 2 метра 38 см, затем несколько понизился, снова поднялся, а сегодня колеблется вокруг отметки минус 27 метров ниже уровня океана (минимум зафиксирован в 1977 году – минус 29 метров, общее снижение уровня до 1977 года – 2,5 м). То есть, ныне Каспий лишь немного уступает по площади Чёрному и Балтийскому морям.

Море волнуется раз…

Каспий относится к неспокойным морям. Здесь при сильных ветрах волнение развивается очень быстро и носит неправильный характер, а иногда переходит в толчею. В Среднем и Южном Каспии большую роль в режиме волнения играет наряду с ветровой волной зыбь. Наиболее беспокойное время – с ноября по март, иногда по всей площади моря волнение достигает 6 баллов. Относительно спокойный период – с мая по июль.

Максимальная скорость ветра в районе Нефтяных Камней около Баку составляет 40 м/с – почти вдвое больше силы ветра нашумевшего урагана 5 августа в Уральске. В глубоководных районах Каспийского моря волны во время штормов достигают высоты 7-8 м, а их длина иногда в 10-20 раз превосходит высоту.

На Северном Каспии, как пишет А. Касымов, высоких волн нет, что связано с его мелководностью и наличием льдов зимой. Но даже здесь часто гуляют волны в 2-4 метра высотой. Во время перегона проданной АО «Уралречфлот» на Волгу «Москвы» волной выбило лобовое стекло в пассажирском салоне. Судно едва не затонуло. Но случались и трагедии.

В 2006 году к югу от устья Урала, в районе так называемой Уральской бороздины, в сильнейший ночной шторм пошёл ко дну буксир-толкач «Баку» проекта 911. Экипаж пропал без вести. В 1970-х годах это судно перевозило по Уралу ПГС. Оно больше известного уральцам теплохода «Дастан» (бывшая «Бирюса», проект Р 96Б). Нетрудно догадаться, что бы стало с маленькой «Ангарой», попади она в такие переделки.

Известный советский учёный-гидролог широкого профиля, доктор технических наук Рувим Нежиховский в книге «Наводнения на реках и озёрах» (Ленинград, «Гидрометеоиздат», 1988 г.) писал о каспийских нагонных ветрах.

Чрезвычайно мощный нагон случился 11-15 ноября 1952 года. Скорость ураганного восточного ветра достигла 30 м/с. На северо-западном побережье моря вода в отдельных местах (Каспийск, Махачкала, Сулак) поднялась на 4-5 м и более. Море вышло из берегов. Стремительно продвигающаяся вода затопила ложбины, образуя на обширной территории в 1700 кв.км множество островов и полуостровов.

Вода шла широким фронтом от устья Волги до устья Урала и проникла в глубь материка на 25-30 км. Вскоре наступили морозы, сковавшие землю льдом. Это было самое большое нагонное наводнение за последние 130 лет. Меньшие по размерам наводнения имели место на Каспии в 1877, 1910 и 1974 годах.

Каспийские «монстры»

Когда сообщил своим собеседникам, что в Каспии базируется российская Каспийская флотилия (численность около 100 судов, включая ракетные крейсеры «Татарстан» и «Дагестан» длиной 105-110 метров, осадкой 3-4 метра), военно-морские флотилии Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана, у них едва крышеснос не случился. «Неужели правда?! А подводные лодки есть?»

Согласно официальным источникам, нет, но могут появиться. Иран, например, может запросто перебросить из Персидского залива пару сверхмалых субмарин.

Именно на Каспийском море ещё при СССР состоялись испытания «убийц авианосцев» – экранопланов «КМ» («Каспийский монстр» – так назвали его ошарашенные американцы), «Орлёнок» и «Лунь». Последний имел на вооружении ракеты «Москит», которыми можно расстреливать в океане натовские авианосцы.

Сегодня Россия возрождает программу строительства экранопланов, которые наверняка вновь будут испытываться на Каспии.

Наконец с акватории глубоководного Южного Каспия суда Каспийской флотилии в 2016 году впервые нанесли удар крылатыми ракетами по базам террористов в Сирии. Странная, однако, «лужа»: глубина больше километра, сильно штормит, топит суда, стреляет крылатыми ракетами…

А вот совсем новая информация канала «Россия-24»: в Каспийске будет создан филиал Нахимовского училища. Понятно, что нет смысла создавать его в «затхлом, исчезающем водоёме».

Добро пожаловать в круиз!

Казахстанская газета «CentralAsia-Monitor», другие казахстанские и российские СМИ всё чаще пишут о Каспийском море как крупном транспортном регионе. В нём находятся порты Астрахань (в дельте Волги), Каспийск, Махачкала, Баутино, Актау, Курык, Атырау (в дельте Урала), Баку, Туркменбаши (бывший Красноводск), в Иране – Бендер-Шах и Пехлеви.

Каспийское море – важнейшая часть международного транспортного коридора Север-Юг, к которому проявляют интерес крупные компании и перевозчики из дальнего зарубежья. Власти прикаспийских стран предпринимают энергичные усилия по реконструкции действующих портов и строительству новых. Казахстан, например, построил новый морской порт Курык.

На недавней встрече по Каспию в Туркменбаши российский премьер-министр Дмитрий Медведев отметил огромные возможности развития на Каспийском море ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ОТДЫХА. Ежегодно здесь смогут отдыхать до МИЛЛИОНА человек. Планируется создать флот современных судов, которые будут совершать круизы по Каспию с заходами в порты всех стран региона и через Волго-Донской канал – в Азовское и Чёрное моря. У Каспия есть отличные возможности составить конкуренцию и знаменитым черноморским курортам.

Несмотря на загрязнение вод и другие экологические проблемы, Каспийское море по-прежнему остаётся крупнейшей в мире колыбелью осетровых и районом добычи углеводородов.

Так что Каспий – вовсе не лужа. В лужу сели те, кто распространяет про важный и перспективный со всех точек зрения водоём всякие небылицы.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top