Кто организовал погром церкви?

12 мая 2016
0
1935

В последнее время в Казахстане уделяется большое внимание вопросам религии. И это неудивительно: религия – особая, тонкая, деликатная сфера человеческой деятельности, не терпящая грубого администрирования. С другой стороны, к ситуациям, когда нетрадиционные религиозные течения побуждают людей к дестабилизации общества, государство не может оставаться безучастным и усиливает борьбу с религиозным экстремизмом. Всё это находит понимание в обществе. Но чтобы это понимание укрепилось, необходимо и верующим, и атеистам нести достоверные знания по истории религии, её взаимоотношений с властью и обществом в целом. Здесь важно поставить во главу не пресловутый «классовый подход», не интересы узкой группы лиц, а объективный анализ, опирающийся на архивные документы. Тогда многие казавшиеся бесспорными «истины» предстанут совсем в другом свете.

Пример такого строго научного, спокойного, делового подхода к ним демонстрирует Владимир Карпов – известный писатель, академик, фронтовик, лауреат Государственной и международных премий, автор популярных в СНГ и за его пределами книг, в том числе «Полководец», «Маршал Жуков», «Генералиссимус».

В годы послевоенной разрухи Советскую Россию поразил жестокий неурожай, пишет Карпов в книге «Генералиссимус». При ВЦИК была создана Центральная комиссия помощи голодающим, которой руководил глава законодательной власти Михаил Калинин.

Глава Православной Церкви патриарх Тихон 22 августа 1921 г. издал воззвание «О помощи голодающим», призывая к благотворительным пожертвованиям. Председатель Реввоенсовета, нарком по военным и морским делам Лев Троцкий обращается с запиской к членам Политбюро ЦК РКП(б) с предложением о создании секретной комиссии по изъятию церковных ценностей из московских церквей для закупки хлеба за рубежом для голодающих. Совет Народных Комиссаров назначает Троцкого «особоуполномоченным СНК по учету и сосредоточению ценностей». Однако будущий ярый оппозиционер использовал это как ширму для дел куда более «крутых».

В какой-то степени с ним был солидарен и председатель СНК Ленин. Он направил членам Политбюро секретную записку, поводом для которой стало сопротивление изъятию церковных ценностей в городе Шуе. В записке говорится:

«Нам во что бы то ни стало необходимо произвести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое государственное строительство в частности, и никакое отстаивание нашей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов (а, может быть, и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь…».

В капитальном научном исследовании Н.А. Кривовой «Власть и церковь в 1922-1925 гг.» (Москва, АИРО-ХХ,1997 г.) сказано:

«Назначением М.И. Калинина – председателя официального высшего органа советской власти Президиума ВЦИК – председателем комиссии реализовывалась затея В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого прикрыть самовластие партии и ГПУ «легальными» органами власти.

В схеме Л.Д. Троцкого основной силой осуществления компании в стране должна была стать разветвленная сеть секретных подготовительных комиссий на местах с параллельно существующими ширмами для прикрытия – официальными комиссиями… Создавалась двойная система особой конспирации, когда за плечами официальных комиссий советской власти действовал реальный механизм изъятия церковных ценностей в виде партийно-чекистских секретных комиссий Л.Д. Троцкого».

На Калинина было оказано сильнейшее давление, его заставили подписывать подготовленные Троцким распоряжения по разгрому Русской Православной Церкви. Но вот настал момент, когда терпение «всесоюзного старосты», как тогда часто называли Михаила Ивановича, лопнуло. Этого никак не ожидал Троцкий, верховодивший в Политбюро ввиду болезни Ленина.

Дело в том, что по указанию Троцкого и Ленина в Шуе был проведен суд Ревтрибунала над 24-мя священнослужителями, четверо из которых были приговорены к расстрелу. Далее Карпов вновь приводит цитату из исследования Н.А. Кривовой «Власть и церковь в 1922-1925 гг.»:

«Узнав о приговоре, М.И. Калинин на следующий же день 26 апреля 1922 г. телеграммой «вне всякой очереди» от имени Президиума ВЦИК предложил сессии Трибунала приостановить исполнение смертного приговора. Случай неординарный, несмотря на то, что ВЦИК безусловно обладал правом помилования. Пренебрегая установками В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и директивами Политбюро ЦК РКП(б), М.И. Калинин посмел ослушаться и выступить как Председатель Президиума ВЦИК».

Что тут началось! Троцкий был взбешен. Политбюро осудило поведение Калинина и утвердило расстрельный приговор Ревтрибунала.

Карпов подчеркивает, что Генсек Сталин к антирелигиозной акции троцкистов относился отрицательно и пытался снизить накал репрессий. Но в те годы Сталин еще не обладал такой властью, которая позволяла бы открыто противостоять Троцкому.

Делегаты 12-го партийного съезда осудили грубые, репрессивные приемы антирелигиозной борьбы, как несоответствующие программе партии. Опираясь на мнение делегатов и решение съезда, Сталин издал циркулярное письмо ЦК РКП(б) №30 «Об отношении к религиозным организациям».

В нем подчеркивается, что «нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения – не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков».

Далее Сталин приводит многочисленные примеры надругательства над православными храмами и репрессий духовенства и подчеркивает, что все это только играет на руку контрреволюции.

Поэтому ЦК постановляет запретить закрытие церквей, молитвенных помещений по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации или путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних.

Запретить «аресты религиозного характера, поскольку они не связаны с якобы контрреволюционными деяниями служителей церкви и верующих».

Церкви и верующие, как пишет Карпов, были ограблены троцкистами нагло и безжалостно. Только на 1 ноября 1922 г. было изъято ценностей на сумму 4 650 810 р. 67 к.

Все изъятые под предлогом помощи голодающим ценности в действительности пошли совсем на другие цели. Определенный процент – Троцкому, о чем сказано в постановлении Политбюро: «Реввоенсовет немедленно получит из числа драгоценностей на 25 миллионов рублей… сумма эта предназначена на мобилизационные запасы, не облагается налогом и при определении военной сметы не учитывается». Троцкому также шли огромные суммы на осуществление его главной мечты – разжигание мировой революции.

В письме Ленину, Красину, Молотову 23 марта 1922 г. он требует денег немедленно: «…для нас важнее получить в течение 1922-23 г.г. за известную массу ценностей 50 миллионов, чем надеяться в 1923-24 г.г. получить 775 миллионов для наступления пролетарской революции в Европе, хотя бы в одной из больших стран».

Самые ценные антикварные вещи под наблюдением Троцкого направлялись в Госмузей, который возглавляла его жена Троцкая (Седова).

Самое интересное состоит в том, что большевики, захватившие в 1920 г.

золотой запас империи, в церковных ценностях не нуждались: в этой кампании, как особо подчеркивает Карпов, у троцкистов преобладала богоборческая цель, и вместо ожидаемых Лениным «сотен миллионов» и «миллиардов» золотых рублей они получили тысячную долю того: больше у Церкви не было.

Позднее, укрепив свою власть и разгромив троцкистов, Сталин издает документы, защищающие православие. Ввиду их особой важности и показательности есть смысл процитировать такие документы полностью.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь! СТРОГО СЕКРЕТНО. Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ. №1073 19. 12 сентября 1933 г. т. Менжинскому В.Р. 12.09.33 г.

В период с 1920 до 1930 годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них (оставшихся) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников. Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.

На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества.

Органы советской власти и рабоче-крестьянской милиции ОГПУ обязаны принимать меры (вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности) по охране памятников архитектуры древнего русского зодчества.

СЕКРЕТАРЬ ЦК (И. СТАЛИН).

А вот еще один документ.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь! СТРОГО СЕКРЕТНО. Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ. №1697 13.11.11.1939 г. товарищу Л.П. Берия. Выписка из протокола № 98 заседания Политбюро ЦК от 11.11.1939 г. Решение от 11 ноября 1939 года. Вопросы религии.

По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:

Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.

Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за №13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православноверующих, отменить.

НКВД СССР произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить на наказание, не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.

Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащим иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.

СЕКРЕТАРЬ ЦК (И. СТАЛИН)

Троцкий был изгнан из СССР, однако церковные погромы продолжали его сторонники. Вопросы сохранения уцелевших храмов как памятников архитектуры и, конечно же, вопросы освобождения невинно осужденных находились под постоянным контролем ЦК партии. Об этом свидетельствует следующий документ.

«Товарищу СТАЛИНУ и в №1227 «б» 224989 г. Москва. СПРАВКА.

Во исполнение решения ПБ ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 года за №1697 13, из лагерей ГУЛАГ НКВД СССР освобождено 12 860 человек, осужденных по приговорам судов в разное время, из-под стражи освобождено 11 223 человека. Уголовные дела в отношении их прекращены. Продолжают отбывать наказание более 50 000 человек, деятельность которых принесла существенный вред советской власти. Личные дела этих граждан будут пересматриваться. Предполагается освободить около 15 000 человек.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР Л. БЕРИЯ. 22 декабря 1939 г.

Далее Карпов обращает внимание на еще одно важное обстоятельство. Сталин как бывший ученик духовной семинарии (он учился в ней в городе Гори и был исключен за революционную деятельность – А.С.) прекрасно понимал роль Церкви в жизни страны.

4 сентября 1943 г. к нему был вызван Г.Г. Карпов – председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Как пишет Г. Карпов в своих воспоминаниях, по инициативе главы государства состоялась его встреча с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Они рассказали о нуждах Церкви и предложили восстановить совещательный орган – Священный Синод, упраздненный в 1935 г. под давлением троцкистов.

Сталин предложил помощь в проведении архиерейского Собора. Узнав, что его планируют созвать через месяц, Генсек обратился к Карпову: «Нельзя ли проявить большевистские темпы и собрать Собор через 3-4 дня? Мы доставим епископат в Москву самолетами…». Так и было сделано, Собор состоялся 8 сентября 1943 г. Синод был восстановлен.

Услышав от Карпова предложение об организации при Верховном Совете СССР отдела по делам культов, Сталин очень удивился и сказал, что надо создать при Правительстве более солидный орган – Совет по делам Русской Православной Церкви. И он был создан.

Только опора на факты, документы, а не на эмоции, вызванные сменой политической конъюнктуры, будет способствовать выявлению истины.

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top