Крепче держись за баранку…

4 апреля 2019
0
1284

Без четырехколесного друга современный человек просто бы везде опаздывал. Сегодня водительские права получают не только работающие, но и школьники, которым исполнилось 18 лет, а также пенсионеры. Много за рулем женщин. В автошколе «Орал» основное число курсантов – дамы. Инструкторы и преподаватели уверены: водят автомобиль они ничуть не хуже мужчин и аварийных ситуаций практически не создают. Женщины недооценивают свои силы, а потому стараются ездить аккуратней, в то время как мужчины излишне самоуверенны. Нетрудно догадаться, что из этого получается.

Николай Константинович Собалевич инструктором по вождению работает около 20 лет, до этого возил руководителя одной из организаций. Обучил не одну сотню курсантов. Самые первые из них теперь уже опытные водители. Они узнают Николая Константиновича в учебном авто и в знак уважения уступают дорогу.

Он говорит, что имеет дело с совершенно разными людьми. Одни схватывают все на лету, другие никак не могут справиться с самыми простыми вещами. Есть и те, кто совсем не чувствует автомобиль. Николай Константинович уверен: они вряд ли когда-нибудь сядут за руль. Скорее всего, их водительское удостоверение так и будет пылиться где-то.

Каждое движение курсанта контролирует, любую оплошность поправит, ведь под его ногами «подстраховка»: то же самое – газ, тормоз, сцепление. Не скрывает, иногда сдают нервы, но приходится держать себя в руках и продолжать объяснять, что сделано не так. Не скрывает, аварии с участием учебной машины были. Но тут же добавляет – не по их вине. Как правило, эти случаи связаны с непониманием других участников дорожного движения того, что курсант способен действовать нестандартно. Например, может резко притормозить. И именно поэтому несколько раз их стукали сзади.

– Мне всегда так и хочется сказать возмущенным автовладельцам: ну ты что, сам не был учеником, таким же чайником, забыл? Неужели сразу сел за руль и поехал? – говорит инструктор.

По программе на практику выделено 14 часов. Но чаще всего курсанты оплачивают дополнительные занятия. Маршрут определен. На нем прослеживаются все знаки, есть выезд на главную и второстепенную дороги.

Дина Галиева очередная его ученица. Девушка переживает, хотя это уже пятое практическое занятие. Автомобиля своего у нее пока нет, но собирается купить. За несколько минут инструктор сделал ей несколько замечаний. Во-первых, она забыла пристегнуть ремень, во-вторых, машина резко дернулась и заглохла, а значит водитель резко отпустил педаль сцепления. Сложности в управлении авто добавляют выбоины на дорогах. Николай Константинович подбадривает: «Трудно в учении, легко в бою».

Игорь Анатольевич Краснов один из лучших преподавателей по теории вождения этой автошколы. Что доказал и областной конкурс, в котором он не так давно участвовал. Вошел в тройку лидеров, точнее занял второе место. Опыт у него огромный. Обучает каждого курсанта два месяца. Времени вроде бы не так много, но все его подопечные сдают экзамен. Хотя с недавних пор это совсем непросто, ведь оценивает ответы теперь компьютерная программа. К слову, вождение также приходится сдавать на машине, напичканной датчиками. Количество ошибок считает компьютер. Ответ сразу отражается на мониторе, а также итог: сдан экзамен или нет.

Теорию он преподает 12 лет. За это время вывел свою методику. Объяснять старается в доступной форме, на понятном новичкам языке и с юмором. Его слушатели признаются, каждый урок преподносится педагогом очень интересно. Подробно рассматриваются аварийные ситуации, распространенные ошибки начинающих водителей.

– Я по профессии учитель математики и информатики, окончил ЗКГУ, работал в школе № 16, – говорит он. – Как-то меня встретил директор автошколы, поинтересовался, чем занимаюсь, и предложил преподавать у них. Я согласился, хотя волновался. Для начала посетил занятия другого педагога Павла Игоревича Кабардинского. Он умел заинтересовать курсантов, донести информацию как можно проще, хотя правила дорожного движения – вещь серьезная. Я стал работать по тому же принципу.

Задача Игоря Анатольевича – обучить правилам дорожного движения. Здесь все как в математике – формулы, которые нужно вызубрить и уметь применять на практике. При этом ничего не упуская из виду.

За два месяца курсанты должны научиться многому, в том числе общаться с сотрудниками дорожной полиции, а главное, доказывать свою правоту.

– Не горит фара, водителя остановили и оштрафовали. Ездить он не имел права, а вот добраться до дома или до шиномонтажки, где бы ему устранили неполадку, мог.

Сам Игорь Анатольевич старается правила не нарушать. Но последние претензии сотрудников дорожной полиции к нему помнит. На заднем сиденье сидел внук, который не был пристегнут. Оштрафовали. Но тут все претензии, как говорит он сам, обоснованы, так что ему пришлось заплатить. Своих учеников предупреждает: если не хотите расставаться с деньгами, не нарушайте и знайте свои права.

– Вообще необучаемых нет, – считает он. – Любой человек может освоить управление автомобилем, даже самый, казалось бы, безнадежный. Но нередко люди сами себе ставят психологическую блокировку. Моя задача перевести курсанта из разряда пешеходов в разряд водителей, научить вести себя с точки зрения человека, который находится за рулем, а не на тротуаре. В принципе это под силу каждому, просто одним потребуется больше времени.

Не видит различий и в возрасте. Например, самой пожилой курсанткой была пенсионерка, которая окончила автошколу и получила права.

Игорь Анатольевич категорически не согласен, что женщина за рулем – это обезьяна с гранатой. У него масса примеров женщин-отличниц, как по теории, так и по практике.

– У меня была девушка, которая очень боялась, и инструктор даже сделал вывод, что вряд ли она будет ездить. Но в итоге вызубрила теорию и стала хорошо водить автомобиль. На какое-то время мы потеряли друг друга из вида. И был такой случай, когда я выезжал с перекрестка, на котором не обозначена главная дорога. Народ уверен, если Т-образный перекресток – главный тот, у кого дорога шире. Мне никто не уступал. Хотя у одних была явная помеха справа. В итоге по правилам единственная машина все-таки остановилась и пропустила меня вперед. Я выезжаю, рукой даю знак «спасибо». И тут мы видим друг друга, оказывается, за рулем сидит та самая Ирина. Мне было очень приятно.

Семейная пара Андреевых решили вместе получить права. У супруга они были, но он их потерял. Жена только набирается опыта. Машина в семье есть, поэтому глава семьи хочет быть полностью уверенным во второй половине, прежде чем передаст руль жене.

Культура вождения – главное, что волнует преподавателя. Хотя, отмечает он, ситуация меняется в лучшую сторону.

– Должны быть доброжелательные взаимоотношения на дороге, взаимовыручка, без этого никак, – говорит он. – Разве захочется уважать человека, который нахамил тебе на дороге? Нет! Каким бы ты сдержанным и воспитанным ни был, невольно разозлишься в ответ. И что получается? Настроение испорчено у обоих. Между прочим, хамство и негатив в большинстве случаев заразные, передаются воздушно-капельным путем. Или сложно было остановиться, чтобы помочь завести машину кому-нибудь?

Своих курсантов и педагог, и инструктор учат не только правильно ездить и знать свои права. Немало времени они уделяют этой самой культуре и уважению.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top