Конек-Горбунок: полет над временем

7 июля 2022
0
934

Спектакль «Конек-Горбунок», поставленный Русланом Джумахметовым, главный режиссер театра Островского Оксана Малуша назвала театральным событием. И для многих уральских театралов это действительно событие. И не только потому, что это очень яркая, красочная, динамичная, музыкальная масштабная постановка. Спектакль со сказочным сюжетом, без претензий на связь с современностью, тем не менее, дает ощущение чего-то незыблемого, исконного, настоящего, жизнеутверждающего – того, на что и сегодня можно и должно опереться. Возвращением к истокам, назвала это Оксана Малуша.

«Музыкальный сказ о том, как крестьянский сын Иван, прозываясь дураком, станет истинным царем. По мотивам одноименной сказки П. Ершова. Спектакль для семейного просмотра», значится в афише. И это действительно так: светлый, лирический и фееричный спектакль интересен как юному, так и искушенному зрителю.

Великолепные костюмы, танцы, юмор, потрясающие пантомимы, декорации, режиссерские и актерские находки создают на сцене атмосферу праздника и уверенности в том, что какие бы козни ни строили главному герою, Добро обязательно победит Зло. Как и должно быть в сказке и – в жизни. Эпиграфом к спектаклю могли бы стать слова Пушкина из другой сказки: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!». И слог ершовского стиха такой же легкий, запоминающийся, родной – как в пушкинских сказках. И песни, и костюмы, и музыка, и вера в чудо – все наше.

В спектакле заняты почти все актеры театра, много развернутых массовых сцен, которые сопровождает хоровое пение. Но даже в таких сценах каждый актер не безликий статист, а персонаж, участник действа.

Спектакль начинается с массовой сцены: крестьяне в посконных рубахах и лаптях с песней машут косами, собирают урожай. Музыка в спектакле оригинальная, ее написал дирижер и композитор Никита Говоров. И она очень органично ложится на текст и на действия, которые происходят на сцене.

Все, что есть в русских сказках, которые, по признанию Пушкина, восполняли «недостатки его воспитания», есть в этом произведении Ершова, и это воплотили актеры на сцене. Все герои – такие знакомые и близкие. Ведь какую русскую сказку ни возьми, тут и три брата: один умный, другой так и сяк, а третий и вовсе дурак. И Царь-девица, и Жар-Птица, и Чудо-Юдо рыба Кит, и кони златогривые, и конечно, Иванушка-дурачок, который вовсе не дурачок, а просто доверчивый, простодушный и бескорыстный русский Иван, которого все стараются обмануть, а он доказывает правду, борется за справедливость, проходит через все испытания и выходит из них победителем.

Помогает ему в этом чудесный Конек-Горбунок, обаятельный и трогательный, которого играют Марина Будаева и Виктория Сторожевских (во втором составе). Конек то игривый, то спокойный и мудрый, слов у него немного, но тоненькое жеребячье ржанье и пантомима выражают его настроение. Выразить это помогают его «аршинные» уши, которые, в зависимости от ситуации, то поднимаются, то падают.

Это к тому, что костюмерам пришлось проявить немало мастерства и фантазии – сшить такую ушастую шапку для Конька, шикарные костюмы для Кобылиц, Жар-Птицы, Солнца, Месяца. Для этих сказочных персонажей сверкающий наряд, танец, передающий пластику норовистых лошадей, пантомима – главный способ самовыражения.

Спектакль настолько хорошо слеплен (если так можно сказать о постановке), что трудно выделить работу какого-то отдельного театрального цеха – все проявили свои таланты в полной мере: художники, декораторы, костюмеры, хореографы, актеры. Тщательно продуманы освещение, световые эффекты.

Спектакль воспринимается как единое целое. Декорации настолько гармоничны, что в глаза не бросаются, но легко переносят зрителя от хлебного поля в крестьянскую избу или царский дворец, или даже за облака, по которым несется догонять хитрых братьев или выполнять царские капризы Иван на своем Коньке. А Рыба Кит, из пасти которой, как будто прямо в зал выплывают корабли – это вообще шедевр для театральной сцены с ее малыми возможностями и полный восторг для детей. (Художник-постановщик и видеопроектор Максим Будаев, бутафоры Олег Чумаков и Сакен Жангазиев).

Гениально просто решена сцена с волшебным котлом, из которого Иван выходит красавцем, а Царь, пожелавший омолодиться и жениться на юной Царь-Девице, в котле не сварился, а превратился в младенца. Омолодился! «Новорожденного» с лицом царя и в короне (это ж надо было сделать такую куклу!) под хохот зрителей передают на руки «кормилице».

Отца трех братьев и Царя играет Илья Таранов. Оба трясутся от немощи, глуповаты, благодушны, Царь, конечно, самодур, но впечатления злодея не производит. В сказке вообще нет явных злодеев – ленивые, жадные братья, льстивая и лживая царская челядь. Простодушие Ивана хорошо передал актер Василий Бурля, а хитрость и жадность старших братьев актеры Алексей Юшко и Юрий Недопекин. У них тоже по две роли: Воеводы и Стрельца.

Чувствуется, что коллектив театра, готовясь к премьере, работал дружно, слаженно и с увлечением.

Кажется, что удовольствие от спектакля получают не только зрители, но и сами актеры от своей игры. Как сказал однажды Лев Толстой: «Высшая степень мастерства есть та, при которой не видно усилия, забываешь о художнике». А ведь подготовка этого спектакля потребовала много труда и усилий всего творческого коллектива и, конечно, «художника» – режиссера-постановщика Руслана Джумахметова, который недавно стал лауреатом профессиональной премии за режиссуру спектакля «Маленькая Баба Яга», и вот новый успех.

– Я думала, «Маленькая Баба Яга» – лучшая работа Руслана, оказывается – нет, – сказала Оксана Малуша, отметив «грандиозный рост» молодого режиссера.

Спектакль «Конек-Горбунок» – это подарок не только детям, но и взрослым, всем нам.

– Оторвите своих детей от гаджетов, придите с ними на спектакль. Возможно, этот поход в театр останется у них в памяти на всю жизнь, – сказала главный режиссер театра.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top