Кому в КСК жить хорошо

29 октября 2015
0
1956

Их дома подключили к теплу одними из первых – паспорта готовности к отопительному сезону в ПКСК «Коммунальник» были готовы уже в середине лета. Здесь не привыкли откладывать дела на потом: и потому в подвалах «Коммунальника» всегда сухо, в подъездах – чисто и светло, а в квартирах есть вода и тепло.

Председатель потребительского кооператива собственников квартир «Коммунальник» Татьяна Роточкова с утра вся в делах – просматривает журнал аварийных заявок от жильцов подведомственных им домов, тут же по рации отдаёт распоряжения столярам, занятым остеклением окон в подъездах, и успевает объяснить пришедшей на приём бабушке, что её претензии по поводу тепла небеспочвенны, но причиной еле живых батарей может быть не только низкое давление воды в трубах, но и большое количество шлаков внутри самого радиатора.

– Начался отопительный сезон – посыпались жалобы на отсутствие тепла в квартирах, – объясняет она уже нам. – На каждое обращение наших жильцов мы реагируем, выезжаем, разбираемся. В пятиэтажках с температурой ещё терпимо, где-то по вине самих жильцов радиаторы старые не заменены, где-то воздух недоспустили, а вот в девятиэтажках на Евразии в трубах не хватает давления, поэтому там холодно. По нормативам, с ТЭЦ вода в отопительную систему должна подаваться под давлением 6 атмосфер, а сейчас в трубах только 4. Мы вызывали тепловую инспекцию, зафиксировали всё это документально, чтобы жильцы знали: вина в отсутствие тепла лежит не на КСК, а на «Жайыктеплоэнерго». Мы сделали всё, что от нас требовалось, но если циркуляции горячей воды в трубах нет, тепла в домах не будет.

Наша собеседница рассказывает, что готовиться к отопительному сезону в их ПКСК начинают ещё в апреле, чтобы получить паспорта готовности к зиме уже в июле.

– Едва в квартирах отключают отопление, мы начинаем проводить опрессовку системы теплоснабжения, – объясняет она. – Для этого у нас есть всё оборудование, агрегаты. Никого со стороны не нанимаем, всё делаем своими силами. Где необходимо, меняем запорную арматуру, розливы, красим трубы теплоизоляционной краской «Броня». Чтобы у нас был беспрепятственный проход в подвалы, расчищаем все завалы старья, что за зиму натащили жильцы. Наши дворники целыми днями вытаскивают остатки стройматериалов, старую мебель, вещи. Но на следующую весну всё повторяется – люди опять превращают свои подвалы в настоящую свалку, и чтобы добраться до труб отопления, нам опять приходится самим всё оттуда убирать.

Потом доходит очередь до самих квартир, и тут уже ситуация сложнее.

– Чтобы проверить систему отопления в доме, мы должны обойти все квартиры, кладовки, но нередко люди не пускают нас на свою жилплощадь – уезжают, уходят в момент опрессовки, – отмечает Роточкова. – Хотя по каждому дому заранее вывешиваем объявления и просим в назначенное время быть дома кому-то из живущих в квартире. Но если в какой-то из этих закрытых квартир начинают течь трубы, жильцы сразу находятся и начинают звонить к нам с претензиями. Тогда и объясняем, что трубы в квартирах имеют свойство ржаветь, их необходимо менять, следить за ними. Многим нашим домам уже по 30 с лишним лет, радиаторы в них давно или ржавчиной изнутри все забились, или краны на них проржавели. Наши слесари по возможности ремонтируют трубы в квартирах, но менять всё капитально должны сами жильцы, в обязанности КСК это не входит…


– Люди в нашем ПКСК платят абонентскую плату в размере 26,4 тенге за квадратный метр жилплощади, – рассказывает Татьяна Роточкова. – Кто-то говорит, что это много, и нам не за что платить. Но все наши работы заактированы, любой жилец может прийти и посмотреть, какие работы были проведены в его доме, какие материалы были использованы – на все дома у нас заведены отдельные папки, где вся история ремонтов, улучшений, которые произведены там нашими сотрудниками. У нас дворники и диспетчеры работают за минимальную зарплату, мы поднимаем нашу абонентскую плату только тогда, когда повышается месячный расчётный показатель, чтобы и их зарплата чуть-чуть росла. У остальных сотрудников она не меняется годами, поэтому молодёжь к нам не идёт. Все сотрудники работают по 10-15 лет, не уходят только потому, что многие уже предпенсионного возраста, друг к другу привыкли, сроднились.


Татьяна Михайловна отмечает, что уже много лет их кооператив встречает зиму без аварий. Всё потому, что коллектив следит за порядком в подведомственных домах буквально круглые сутки.

– Мы работаем с 8 утра и до пяти часов вечера, – рассказывает она. – В это время наши жильцы могут прийти, позвонить, оставить заявку, если в подъезде разбили окно или забилась канализация. Наши бригады слесарей, мастеров реагируют на эти обращения практически сразу же. После пяти часов и до утра в конторе остаётся дежурный специалист, который записывает все жалобы и при нештатной ситуации вызывает мастеров на участок. Я сама всегда на связи, бывает, и в выходные звоню, чтобы узнать, нет ли аварий, порывов водопровода, канализации.

Татьяна Михайловна признаётся, что в работе она не мёд. Бывает и строгой, и требовательной. В системе ЖКХ уже более 30 лет. Пришла работать в домоуправление №4 после окончания строительного техникума ещё в 1981 году, в 1997 году, когда предприятие было реорганизовано, возглавила ПКСК «Коммунальник».

– У меня в подчинении почти сто человек, – говорит Роточкова. – Все работаем над тем, чтобы в обслуживаемых нами домах бесперебойно подавались вода, газ, тепло, чтобы в наших дворах и подъездах было чисто. Я сама должна контролировать, как идут работы, люблю порядок – такой уж у меня характер. Поэтому иногда без крепкого словца в адрес коллег не обходится. Думаю, по-другому в нашем деле не получится. Но я бываю и мягкой. Мне жалко своих сотрудников. Я знаю, что дворникам несладко приходится каждый день работать на ветру и холоде. Поэтому к осени-зиме стараюсь заранее купить им тёплую спецодежду, перчаток побольше, удобные мётлы. И у слесарей тоже трудный участок – они и аварии в теплосети устраняют – чуть не голыми руками в кипяток лезут, и канализации пробивают зимой, когда вся одежда и руки на морозе покрываются коркой вонючего льда – есть у нас такие проблемные общежития на проспекте Евразия, где жильцы кидают в туалеты буквально всё: от картофельных очисток до памперсов и устраивают нам заторы в канализации чуть ли не каждую неделю. В таких ситуациях я сама стараюсь на месте аварий быть, чтобы поддержать ребят морально, если нужно и медицинскую помощь оказать, и одежду сменную привезти.

Что касается моральной поддержки от жильцов домов, то с этим у этого образцового ПКСК сложнее.

– Мы находим понимание лишь у тридцати процентов жильцов, – откровенно признаётся Татьяна Михайловна. – В основном это пенсионеры, которые ценят наш труд, вовремя делают абонентскую плату, благодарят за порядок и чистоту во дворах и домах. Ещё процентов сорок – это люди, которые к нам относятся скептически, платят за услуги от случая к случаю, они говорят: «Метёте только дворы, а больше ничего не делаете. Кинете весной кусок шифера на крышу – вот и все ваши дела. А плату требуете весь год». Им не хочется вникать в то, что мы тот самый шифер вовремя должны закупить, и гвозди, и доски. А ещё нужно песок заготовить вовремя, чтобы весной в детские песочницы насыпать, а зимой – на дорожки. И вентили нужны, и краны, и ещё куча всяких инструментов, чтоб при любой нештатной ситуации всё под рукой было. Многим кажется, что тепло, вода к ним из воздуха поступают, и никаких проблем при их подаче в дома не возникает. Это обидно. Ещё обиднее становится, когда на суде оставшиеся 30 процентов наших жильцов (это ярые ненавистники КСК, которые не платят взносы годами – прим. авт.) начинают кричать, что за все годы ни разу не видели, чтобы у них в домах что-то делалось. Когда мы показываем им все наши журналы, рассказываем, что делаем, они умолкают. Но… как не платили нам, так и продолжают не платить.


– Чтобы спускать воздух из труб системы теплоснабжения, нужно всего-навсего установить в квартирах на пятых этажах домов краны Маевского, – отмечает Татьяна Роточкова. – Тогда не придётся сливать воду из системы, придумывать что-то целой бригаде слесарей. Цена этого крана – копейки, но уговорить наших жильцов купить его, чтобы облегчить жизнь себе и нам, стоит кучу нервов и сил. Люди годами зреют, чтобы приобрести этот кран, устанавливают его наши мастера за пару минут, а воздух через него спускают за считанные секунды.


Сейчас в КСК «Коммунальник» сезонные работы идут своим чередом: электрики проводят профилактику электрощитов во всех домах, кровельщики и столяры заняты остеклением окон в подъездах, бригада бетонщиков ремонтирует приподъездные козырьки и ступени.

Два юриста кооператива тоже не  сидят без дела: они готовят иски в суд – жильцы задолжали «Коммунальнику» свыше 38 миллионов тенге (это в среднем по 700-800 тысяч тенге по каждому дому).

– Нам часто ставят в укор, что мы редко делаем ремонт в подъездах, не облагораживаем территорию, – говорит Татьяна Роточкова. – Все это можно делать, если бы все жильцы вовремя оплачивали абонентскую плату. Вообще я считаю, что работа КСК была бы более эффективной, если бы жильцы были с нами в одной сцепке, болели душой за свои дома. А этого пока нет. Когда люди кричат на нас на собраниях, оскорбляют, что мы ничего не делаем, хочется каждого крикуна взять за руку и на недельку устроить к нам на работу, чтобы сам убедился, что забот нам хватает. В «Коммунальнике» много энтузиастов, которые просто не могут делать свою работу спустя рукава.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top