Кому нужны «звёздные войны»

27 апреля 2017
0
1586

На фоне бурной политической жизни планеты космические исследования как-то незаметно отошли на второй план. Между тем вещи здесь происходят воистину удивительные. Один мой знакомый с удивлением вопрошал: куда, мол, подевались хвалёные американские корабли многоразового использования «Спейс шаттл»? Почему американцы до сих пор не построили свою орбитальную станцию и уже много лет летают в космос на советско-российских кораблях «Союз»? Уж не надорвались ли американцы со своей разрекламированной во времена Рейгана программой «Звёздных войн»?

Катастрофа «Челленджера»

Президент Рональд Рейган в начале 1984 года утвердил программу создания в США долговременной обитаемой орбитальной станции. В ходе работ, рассчитанных на 10 лет и потребующих затрат от 4 до 12 миллиардов долларов, предполагалось создать станцию многоцелевого назначения с экипажем 8-12 человек, предназначенную играть важную роль в космической системе ПРО и программе СОИ (стратегической оборонной инициативе). Американские стратеги рассчитывали использовать её для создания в космосе различных военных объектов из составных модулей для обслуживания спутников военного назначения.

На таких орбитальных станциях может размещаться лазерное оружие и самонаводящиеся ракеты. На базе орбитальных обитаемых станций предполагалось развернуть широкую сеть космических объектов: орбитальных складов, мастерских, хранилищ ядерного оружия…

Корабли «Спейс шаттл» представляли весьма сложную космическую систему, которая требовала очень тщательной и продолжительной подготовки к каждому полёту. С первых же запусков корабля, начавшихся в 1981 году полётом «челнока» «Колумбия», его преследовали различные неисправности, которые до поры до времени удавалось ликвидировать без трагических последствий.

После провозглашения Рейганом программы СОИ полётам «шаттлов» стали придавать особое значение. Каждый полёт подробно освещался средствами массовой информации, велись прямые телепередачи со стартовой площадки на мысе Канаверал во Флориде, которые могли смотреть миллионы жителей США.

Целью этой кампании была пропаганда достижений США в освоении космоса, демонстрация их уверенности в успехе создания с помощью кораблей многоразового использования «непроницаемого астрокупола» над всей территорией страны. Для пробивания через Конгресс всё новых и новых ассигнований на программу СОИ нужны были эффектные демонстрации, и Пентагон постоянно подталкивал руководство Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) к уплотнению графика полётов космических кораблей. Астронавт Джон Янг прямо обвинил руководство НАСА в пренебрежении к мерам обеспечения безопасности в интересах соблюдения графика полётов.

Трагедия разыгралась 28 января 1986 года. В это морозное, ясное утро стартовал корабль «Челленджер» с семью астронавтами на борту, среди которых было две женщины. Заработали основные двигатели, затем твердотопливные ускорители. Корабль плавно оторвался от пускового устройства и, набирая скорость, стал стремительно подниматься ввысь. Но через минуту, когда корабль находился на высоте 15 километров, произошёл внезапный взрыв топливного бака, и корабль, превратившись в груду горящих обломков, на глазах у миллионов телезрителей рухнул в океан.

Гибель астронавтов потрясла население Соединённых Штатов, заставила многих задуматься над теми последствиями, которые влечёт за собой милитаризация космоса. Связывая полёты космических «челноков» с планами СОИ, иностранные обозреватели предупреждали, что «это были первые жертвы «звёздных войн». Миллионы американцев, даже из тех, кто безоговорочно поддерживал программу СОИ, с тревогой стали поглядывать ввысь, где в недалёком будущем должны будут разместиться сотни орбитальных станций с оружием.

Кто будет разбираться?!

Американский специалист К. Боумен, решительный противник «звёздных войн», сказал, что исследования, проведённые специальной комиссией Пентагона, показали полную невозможность создания космической системы вооружений, которая гарантировала бы от ошибок и ложных тревог. Комментируя трагедию на мысе Канаверал, он заявил: «Представьте себе, что космический корабль взорвался на орбите в условиях, когда в космосе развёрнуты системы вооружений. Кто мог бы разобраться, был ли такой взрыв результатом неисправности системы корабля или он был уничтожен противоспутниковым оружием? Собственно некому было бы и разбираться, поскольку на взрыв мгновенно среагировали бы компьютеры, управляющие системами, развёрнутыми в космосе. От них поступила бы только одна команда – привести в действие эти системы.  Такова одна из весьма вероятных случайностей, чреватой ядерной катастрофой».

Трагедия «Челленджера» нанесла серьёзный удар по планам Пентагона по доставке на орбиту различных военных объектов и элементов будущей ПРО.

Гибель «Челленджера» дала толчок разработке пилотируемых кораблей второго поколения. В воздушно-космических лабораториях начались работы по проектированию воздушно-космического самолёта Х-30, способного самостоятельно взлетать, совершать полёт в околоземном пространстве и садиться на обычных аэродромах.

Такой самолёт весом 450 тонн под названием «Восточный экспресс» может быть оснащён разведывательной аппаратурой, ракетами, лазерной или электромагнитной пушкой.

На фоне космических неудач американцев следующие шаги Советского Союза были впечатляющими: спустя месяц после катастрофы «Челленджера», в феврале 1986 года, накануне 27-го съезда КПСС, ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту советскую станцию «Мир». А в ноябре 1988 года совершил первый полёт, причём в автоматическом режиме, космический корабль многоразового использования «Буран». Это произвело большое впечатление на американцев: они поняли, что по ряду характеристик «Буран» превосходил «шаттлы». К тому же советский «челнок», выводимый на орбиту самой мощной в мире ракетой-носителем «Энергия», мог выполнять и военные задачи.

С другой стороны, запуски многоразовых кораблей обходились очень дорого. В СССР в условиях нарастающего кризиса программа «Энергия-Буран» была заморожена, а после развала Союза в декабре 1991 года – свёрнута. Американцы после почти трёхлетнего перерыва возобновили запуски своих «челноков» – «Колумбии», «Атлантиса» и «Индевора». С другой стороны, трагедия «Челленджера» несколько отрезвила горячие головы военных. Они, а также журналисты стали внимательнее относиться ко всякого рода докладам, «деловым запискам» и книгам, предупреждающим об опасности непреднамеренного ядерного конфликта.

Ещё в 1985 году в США вышла книга научного сотрудника Гарвардского университета Д. Форда «Кнопка. Система Пентагона для управления стратегическими силами». На основе анализа американской системы управления ядерным оружием, высказываний видных политических и общественных деятелей, а также личного знакомства с работой командных пунктов стратегических ядерных сил он пришёл к тревожному заключению о том, что война может стать следствием сбоев и неполадок в системе.

Только с 1965 по 1985 годы в Вооружённых силах США было зарегистрировано 630 инцидентов с ядерным оружием. Дело приняло настолько угрожающий характер, что этим был вынужден заняться сенатский комитет Конгресса. В докладе указывается: с января 1979 года по июнь 1980 года из-за неполадок в системе предупреждения около 150 раз объявлялись ложные тревоги.

Десятки раз в год офицеры американских ВВС, несущие дежурство в подземном бункере стратегического авиационного командования в Омахе (штат Небраска), принимают тревожный сигнал «Сломанная стрела», оповещающий об аварии одного из носителей ядерного оружия. По счастливому для человечества стечению обстоятельств они не привели к непоправимым последствиям. Вот только некоторые из них.

Его величество случай

В январе 1961 года в небе над Северной Каролиной (США) потерпел аварию американский самолёт В-52. Опасаясь взрыва при вынужденной посадке неисправного бомбардировщика, командир сбросил термоядерную бомбу мощностью 24 мегатонны (больше тысячи «Хиросим»), которая, к счастью, не взорвалась. Когда эксперты исследовали бомбу, то к своему ужасу обнаружили, что из шести предохранителей пять отказали, и лишь шестой встал на пути «мегасмерти».

Нетрудно представить себе реакцию в США в случае внезапного взрыва на их территории заряда такой огромной мощности. Без сомнения, уже через мгновение на десятках командных пунктов стратегических наступательных сил дежурные операторы, разблокировав электронные замки, вдавили бы пусковые кнопки, нанося тысячи ядерных ударов по потенциальному противнику.

В 1966 году в районе небольшого населённого пункта Паломарес в Испании патрулирующий бомбардировщик с ядерным оружием на борту столкнулся с самолётом-заправщиком. В результате катастрофы были сброшены и потеряны четыре водородные бомбы мощностью по 20-25 мегатонн каждая. Хотя бомбы не взорвались, они разрушились, и радиоактивным плутонием была заражена большая территория.

По признанию западных военных специалистов, в случае взрыва этих бомб «было бы уничтожено всё живое на значительной территории Испании, Португалии и Франции».

В сентябре 1980 года на крупнейшей в США авиабазе «Гранд-Форкс» (штат Северная Дакота) в результате аварии загорелся стратегический бомбардировщик В-52 с ядерными бомбами. Пожар продолжался три часа, в течение которых мог каждую секунду произойти взрыв.

А вот ещё пример. В декабре 1984 года на авиабазе Лоринг (штат Мэн) потерпел катастрофу стратегический бомбардировщик В-52. Командование ВВС распорядилось не давать об инциденте никакой информации, и на вопросы коррес-пондентов о том, имелось ли на борту самолёта ядерное оружие, отвечать отказалось.

Вскоре после размещения в ФРГ американских ракет средней дальности в январе 1985 года на американской базе близ города Хайльбронн (земля Баден-Вюртемберг) произошёл внезапный взрыв твердотопливного двигателя ракеты «Першинг-2». Несколько американских военнослужащих погибли и были ранены.

К счастью, к этой ракете ещё не была пристыкована головная часть, однако в 250 метрах от неё размещалось несколько таких же ракет с ядерными боеголовками, несущих боевое дежурство.

С каждым годом роль компьютеров в стратегических ядерных силах мировых держав растёт. Но какова надёжность этих компьютеров? Приведённые в книге Владимира Белоуса «Космическая рулетка Пентагона» (1988 г.) данные просто шокируют.

По расчётам членов лондонского Международного общества «по запрещению счётно-решающих машин», 50 математиков, работающих в течение 200 лет, совершают меньше ошибок, чем современная быстродействующая ЭВМ за две секунды. И это вовсе не голословное утверждение!

При запуске космической ракеты к Венере стоимостью 18,5 млн. долларов, стартовавшей с мыса Кеннеди к Венере, в программе бортового компьютера был случайно пропущен один дефис. В результате произошло значительное отклонение ракеты от расчётной траектории, и её пришлось взорвать по команде с Земли.

 (Продолжение следует)

Автор:  Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top