Колеса диктуют вагонные

8 августа 2019
0
1421

В первое воскресенье августа в Казахстане традиционно отметили День работников транспорта, который раньше назывался Днем железнодорожника. Мало кто знает, что он был учрежден еще в XIX веке, а в Казахстане стал первым среди профессиональных праздников. К тому же этот год для уральских железнодорожников отмечен несколькими юбилейными датами: 125 лет железной дороге на земле Приуралья, 85 лет высшей профессиональной награде – знаку «Почетный железнодорожник» и 45 лет образования Уральского отделения дороги Казахских железных дорог.

Хотя официально годом основания железнодорожного транспорта Казахстана считается 1904-й, когда началось строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги, но все же первые стальные рельсы по территории современного Казахстана прошли в 1894 году от Покровской Слободы (ныне г. Энгельс Саратовской области) до Уральска. Общая протяженность составила 369 км, из них 113 км – по казахстанской стороне. Так что фактически железной дороге на территории Казахстана в этом году 125 лет!

Праздник учрежден в 1896 году Николаем II и приурочен ко дню рождения императора Николая I, при котором началось строительство железных дорог в Российской империи, и отмечался в конце июня. Поначалу в этот день в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом. После Октябрьской революции 1917 года День железнодорожника отменили вместе со всеми «царскими» праздниками и «вспомнили» лишь в 1936-м году в ознаменование торжественного приема железнодорожников-передовиков в Кремле руководителями большевистской партии и Советского правительства во главе с Иосифом Сталиным.

До 1935 года отрасль отставала от бурных темпов социалистического строительства, партия и правительство принимали меры, направленные на усиление технической реконструкции и улучшение работы транспортной системы, что дало результаты. К июлю 1935 года среднесуточная погрузка поднялась до 73000 вагонов против 53000 вагонов в 1934-м. Это была победа на важном участке хозяйственного строительства. Для повышения эффективности работы в Кремле проводились всесоюзные совещания рабочих и стахановцев транспорта, в которых принимали участие лучшие паровозники, путейцы, движенцы, вагонники, связисты, работники заводов транспорта. Наряду с решением производственных задач на таких совещаниях прозвучала идея о возрождении Дня железнодорожников. Правда, в противовес «царскому режиму» профессиональный праздник решили сделать днем «максимальных трудовых усилий во славу Родины». Этот день стал первым профессиональным праздником в Стране Советов. Он отмечался поначалу 30 июля, но после смерти Сталина его перенесли на первое воскресенье августа.

Для Казахстана этот день тоже стал первым профессиональным праздником. В середине 1930-х годов в республике уже был Турксиб, а на западе – Рязано-Уральская дорога протянулась до Илецка и дальше. В 1935-м пошел пассажирский поезд «Москва-Уральск», в декабре 1936 года первая в Казахстане женщина-машинист паровоза Злиха Темиршиева провела первый поезд на построенном участке пути Уральск-Илецк, с 15 мая 1938 года через Уральск стал курсировать поезд «Москва-Алма-Ата».

Сегодня общая протяженность путей по области составляет более 475 километров, а в Уральское отделение входит 38 раздельных пунктов, в том числе 20 станций, где трудится почти 2500 железнодорожников, сложилось много трудовых династий. Большое внимание уделяется молодежи, развито наставничество и преемственность поколений, средний возраст работников составляет 30-35 лет. Заботой окружены ветераны отрасли. Из 410 состоящих на учете пенсионеров один – участник Великой Отечественной войны, 98 тружеников тыла, 47 инвалидов, 16 награжденных знаком «Почетный железнодорожник».

Этот профессиональный праздник несколько раз переименовывался, в том числе и в независимом Казахстане. В 1998-м он был переименован в День работников транспорта и связи и отмечался во второе воскресенье августа, но с 2003-го года вновь перенесен на первое воскресенье августа Знак «Почетный железнорожник» был учрежден ЦИК СССР в 1933 году, окончательно утвержден в 1934-м и до сих пор явлется высшей наградой для отрасли. За прошедшие 85 лет его удостоены почти 170 тысяч человек.

Идея сохранения единого знака «Почетный железнодорожник» для постсоветского пространства претворена в жизнь в 1993 году на заседании Совета по железнодорожному транспорту, проходившем в Алма-Ате, в работе которого приняли участие представители железнодорожных администраций всех бывших союзных республик. Тогда же подписано Соглашение о награждении знаком и льготах, предоставляемых государствами – участниками Содружества. В соглашении говорилось, что награждение проводится по аналогичному порядку, который установлен положением о знаке «Почетный железнодорожник» МПС СССР.

Лица, награжденные знаком «Почетный железнодорожник» на территории одного государства и изменившие постоянное место жительства или работы в связи с переездом в другое государство, железнодорожная администрация которого является участницей Соглашения, пользуются льготами, установленными по новому месту жительства для награжденных этим знаком. И нумерация у знака идет сквозная еще со времен СССР. Ведь железнодорожники никогда не разъединялись.

К слову, членами Совета по этому транспорту являются главы железнодорожных администраций и органов управления транспортом государств-участников Содружества – Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, ассоциированные члены Совета – Болгария, Грузия, Латвия, Финляндия; участвуют в работе Совета по отдельным договорам Литва и Эстония, статус наблюдателя при Совете имеют Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей и Железные дороги Исламской Республики Иран.

С 1894 года участок дороги до Уральска входил в состав Рязано-Уральской железной дороги. В 1916-м создана служба движения на станции Уральск, в 1939-м сам узел Уральск с прилегающими участками от станции Озинки до разъезда Денной стал самостоятельной единицей со своими службами ДН – движения, ПЧ – пути, ТН – тяги, ВЧ – вагонный участок с оперативным подчинением ДН Уральск, в хозяйственном – Управлению дороги.


СПРАВКА:
КТЖ является самой многочисленной компанией в Казахстане: около 1% населения страны занято в железнодорожной отрасли.
Казахская железная дорога, образованная в 1958 году, протяженностью свыше 11 тысяч км, была самой крупной в СССР.
20 февраля 1986 года в Казахской ССР поставлен мировой рекорд: по Целинной железной дороге проведён состав в 440 вагонов общим весом 43,4 тысячи тонн и длиной 6,5 км.
За последние пять лет национальный железнодорожный перевозчик увеличил объем контейнерных перевозок из Азии в Европу в 100 раз.
Все регионы Казахстана соединены скоростными поездами «Тулпар-Тальго», которые могут ходить на скорости 150-200 километров в час. Такими поездами с обеими столицами соединена и Западно-Казахстанская область.


В 1946-м организовано Уральское отделение дороги – НОД, который был первичным производственным органом с правом юридического лица. Эксплуатационная длина отделения дороги составляла 498 км и располагалось на территории Саратовской, Уральской, Оренбургской и Актюбинской областей. В 1948 году в Уральске появился первый тепловоз, а к 1953 году грузовые перевозки осуществлялись тепловозами серии 2ТЭЗ, стали укладываться рельсы более тяжелого типа, построены 26 домиков для локомотивных бригад и 48 – для работников других служб на улицах Локомотивная и Паровозная, возведены первые двухэтажные кирпичные дома, которые стоят и по сей день, сдано 1000 кв.м жилья, построены перекидной мост через железнодорожные пути у здания вокзала, стадион «Локомотив».

В 1953 году Уральское отделение дороги передано в ведение Оренбургской железной дороги, в 1962-м расформировано и объединено с Актюбинским отделением с присвоением статуса подотдела и правом только оперативной организации движения поездов. Руководил им ветеран Великой Отечественной войны, почетный железнодорожник, инженер А.Н. Крахмалев.

А 1 августа 1974 года начало функционировать вновь открытое Уральское отделение Казахской железной дороги. Начальником назначен Т.А. Альтаев. С 1978 по 1998 год отделение возглавлял Омыртай Сахтанов, при котором на станции Илецк вместо 16 стало 33 пути, на станции Желаево вместо четырех путей – 10, построена новая станция Уральск-Товарная с 6 путями. Для увеличения пропускной способности внедрено вождение сдвоенных и строенных поездов, на станциях Яик и Уральск-Товарная построены специальные пути с выходом на перегон, в 1983 году в Уральске построен новый вокзал, привокзальная площадь приобрела современный вид.

Своими силами построена больница на 150 коек и поликлиникой на 200 посещений в смену, ныне ТОО «Медицинский центр». Возведены бытовые корпуса на станциях Уральск и Илецк, энергоучастка, локомотивного депо, дистанции пути, цех большого периодического ремонта тепловозов, колесно-роликовый цех вагонного депо, новые АТС в Уральске, Илецке, Казахстане, механизированный пункт подготовки вагонов на ст. Казахстан, реконструированы локомотивное и вагонное депо. Жилья построено 120500 кв.м, в том числе три девятиэтажки, а также два детских сада.

Большому испытанию на прочность подверглось отделение дороги в период реформ и оптимизации железнодорожного транспорта в Казахстане. В пять раз упали перевозки грузов и пассажиров, погрузка и выгрузка – в три раза, штат работников уменьшился в два раза. В самостоятельное «плавание» отправились организации социальной сферы, предприятия локомотивного хозяйства, связи, строительства и так далее. Железнодорожники приобрели опыт выживания и развития в рыночных отношениях.

В 1998 году Уральское отделение дороги преобразовано в Уральское отделение перевозок, начальником назначен А.А. Сатыбалдиев, затем Н.О. Сахтанов. Подъем предприятия начался с 2009 года, когда все плановые показатели были выполнены, и среди 14 отделений в Казахстане Уральску присвоено I место. С 2001 по 2016 годы отделение возглавляли К.С. Кажиденов, Д.Д. Есимбеков, С.Ж. Кабдешов, С.Б. Кульмуханов.

В 2016-м отделение перерегистрировано в филиал АО «КТЖ-Грузовые перевозки» – «Уральское отделение ГП», директором которого назначен Дархан Куланбаев, при котором эксплуатационные и экономические показатели выполняются, предприятие лидирует в рейтинге по безопасности движения. За эти достижения он награжден знаком «Почетный железнодорожник».

Анара Байжанова
Фото: Ярослав Кулик

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top