Когда-то был в почёте самовар…

7 апреля 2022
0
996

Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей – один из старейших в Казахстане. Датой его основания считается 1836 год.

Здание, где расположен музей – один из главных, старейших и оригинальных архитектурных памятников города, построенный в 1879 году в мавританском стиле, является памятником архитектуры республиканского значения. В 1980 году здание передано музею. С этого времени начинается новая история этого замечательного памятника архитектуры XIX века.

Уникальный фондовый материал музея, собранный на протяжении всех этих лет усилиями тысяч людей, вызывает заслуженное восхищение как у нас в республике, так и далеко за его пределами. Среди раритетов достойное место занимает коллекция самоваров самых знаменитых тульских фабрик второй половины ХIХ века: братьев Алексея и Василия Баташевых, братьев Шемариных, семейства Тейле и других.

Любая коллекция – акт познания мира; на примере коллекции можно рассмотреть не только строение самоваров, но и их виды, материалы для изготовления, проследить историю «жизни» некоторых изделий.

Самовар всегда служил олицетворением семейного уюта. Он создавал особый колорит. Широкое распространение в России самовары получили в эпоху правления Петра I.

О появлении первых, документально зафиксированных самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой братьями Иваном и Назаром Лисициными изготовлен самовар в небольшом заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди.

К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные черты и те конструктивные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным. Это и наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, колпачка-заглушки.

Чаще всего самовары производились в небольших мастерских, в которых работало всего несколько мастеров, каждый из которых выполнял одну операцию. Это требовало хороших навыков и опыта обработки металлов, а умение изготовить красивый и качественный самовар – показателем мастерства. Для этого на крышке самовара наносились имя, фамилия мастера и город, в котором находилась мастерская.

Для изготовления самоваров использовали латунь, томпак, красную и зеленую медь.

В течение столетий их делали в форме рюмки, яйца, бочонка, репы, вазы, банки и т.д. Самый маленький самовар рассчитан всего на 1 литр. Такой «водогрей» есть и в нашем музее. Он выполнен в виде «шара», его еще называют «эгоистом» или «тет-а-тет».Еще одна важная группа – дорожные самовары, так называемые «походники». Этот экземпляр представлен в экспозиции музея Е. Пугачева.

Основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди. Цена обычного простого составляла около 5 рублей, что было равно месячному жалованью высококвалифицированного рабочего, за те же деньги можно было купить корову. Принято считать, что самовар бытовал во всех слоях русского общества – от царского двора до избы крестьянина. В домах заводили по два самовара: один – на каждый день, другой для праздников и гостей. Их начищали до блеска. Для чистки использовалась зола, глина, что приводило к износу стенок. От регулярных чисток стирались надписи производителя, клейма самоварных фабрик, что объясняет отсутствие данных о производителе на многих старых самоварах.

После революции 1917 года все самоварные фабрики в России национализированы, перепрофилированы на производство военной продукции, производство самоваров стало ущербным, они потеряли в художественном оформлении и разнообразии. С 50-х годов производство угольных самоваров начинает уступать место электрическим, которые выполняли лишь декоративную функцию.

Собрание краеведческого музея включает в себя более 30 самоваров различных форм. Основную часть составляют угольные или жаровые, изготовленные в первой трети XIX – начале XX веков.

Самовары, сделанные руками мастеров, – это подлинные произведения, и мы вправе отнести их к предметам прикладного искусства.

Сегодня жаровой самовар на столе горожанина – это скорее праздник, дань национальному обычаю, чем предмет первой необходимости. Самовар обрел новую жизнь. Ныне его больше созерцают, любуются им.

Коллекция самоваров является памятником художественного вкуса минувших эпох и достоянием, она не только формирует основную часть музейного фонда, но и создаёт базу для развития культуры.

Асылжан Мырзаболатова,
заведующая отделом экспозиции
и организации выставок

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top