Когда реки в беде

11 августа 2016
0
2273

В последнее время благодаря усилиям Республиканского государственного казённого Уральского предприятия водных путей дноуглубительные и дноочистительные работы на Урале возобновились. Однако перед этим они не проводились почти 20 лет. Почему?

Казнить. Нельзя помиловать

В конце 80-х – начале 90-х годов о расчистке третьей по протяженности реки Европы – Урала, как и вообще о судоходстве на ней, было лучше не упоминать: у союзных и республиканских инстанций была ясная установка – ликвидировать Уральское речное пароходство, а с ним – и судоходство на Урале. Мол, губят речники рыбу, утюжат реку баржами, а значит, пора речной флот выбросить на свалку истории. А тут еще поставки красной рыбы за рубеж стали срываться… Речников, пытавшихся убедить, что нельзя вот так, с кондачка, решать судьбу судоходства, высокие лица, в том числе с учеными званиями, и слушать не хотели: речники, говорили они, защищают «честь мундира».

Да, крутая каша заваривалась, ведь сам председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков поставил задачу к 1986 году ликвидировать Уральское речное пароходство. Но оно почему-то продолжало работать, хотя и в условиях больших ограничений – отправлять разрешалось один состав в сутки. В 1981-1982 годах почти половина флота пароходства была принудительно продана в другие бассейны.

Именно в конце 80-х годов Урал начал зарастать камышом, тальником, на реке участились заморные явления. А расчищать Урал-батюшку было нечем. Если до 1981 года в пароходстве имелось 9 земснарядов и землечерпалок, в том числе чехословацкого производства высотой с трех-этажный дом, то после «оптимизации» флота осталось два стареньких маломощных земснаряда типа «УР». Расчистка Урала от топляков и карчей (они, кстати, выделяют углекислый газ, что ухудшает условия обитания рыб) не только для улучшения условий судоходства, но, прежде всего, для сохранения экосистемы Урала, стала задачей №1. Решить ее можно было только с помощью техники речников – земснарядов, карчекранов и плавкранов. Но так как пароходство находилось в глубокой опале, о такой расчистке даже заикаться тогда было нельзя. А Урал продолжал гибнуть.

Скорая помощь

В 1995 году казахстанская газета «Транскурьер» писала: «Все твердят о спасении Урала, всем нужен Урало-Каспийский канал, но никто в это дело не вложил ни рубля, кроме Уральского пароходства, давно разоренного».

Вот именно! В 1988 году по просьбе Приуральной районной рыбинспекции Уральское пароходство расчистило плавкраном захиревший приток Урала – Рубежку, после чего там вновь появилась рыба. Много сил и средств отвлекалось на такие мероприятия в Гурьевском речном порту, который тогда входил в состав Уральского речного пароходства…

В 1993 году на ремонт в затон имени В. Чапаева пришло из Атырау ихтиологическое судно «Профессор Ю.Ю. Марти». Находившаяся на его борту старший научный сотрудник института рыбного хозяйства Елена Бокова в беседе с начальником пароходства Владимиром Мясниковым заявила, что Урал превратился в болото, завален топляком и ему необходима скорая помощь: расчистку реки нужно срочно возобновить. Это и была конкретная оценка ситуации, новый аргумент ихтиологов по отношению к судоходству, но уже со знаком «плюс».

Технику – в дело!

И вот стена непонимания и запретов дала трещину. Во время приезда в Уральск в августе 1994 года министр экологии и биоресурсов Казахстана Святослав Медведев ясно дал понять, что следить за экологическим состоянием Урала должны те, кто на нем работает, поэтому не должно быть никаких препятствий расчистке Урала средствами пароходства.

Академик А. Яншин в книге «Уроки экологических просчетов» (1988 г.) предлагал углубить дельту Урала с целью обеспечить проход рыбы на нерест. Лишь в начале XXI века Урало-Каспийский канал был расчищен, на что выделялись деньги из республиканского бюджета. А как же сам Урал?

В 2005 году Уральское предприятие водных путей получило новый земснаряд, правда, маломощный. Другая такая машина была списана. Карчекран у путейцев тоже остался один.

В том же году ТОО «Судоремонтный завод» построило и спустило на воду малогабаритный земснаряд, который купило одно из частных предприятий для работы в карьере. Возродившееся предприятие строит сегодня насосные станции, паромы, пассажирские суда… Однако для Урала нужны высоко-производительные земснаряды и землечерпалки. Чтобы построить их в Уральске, необходимы большие деньги и время. Покупку такой техники за рубежом речники не осилят, поэтому без помощи республиканского бюджета не обойтись. Раньше за навигацию пароходство расчищало 70-80 перекатов, сегодня гораздо меньше.

С другой стороны, небольшие земснаряды вполне годятся для расчистки Чагана и Деркула. С сооружением плотины Чаган в нижнем течении превратился в водохранилище. Во многих туристических изданиях Чаган называли «самой рачьей рекой в мире». Сегодня ее впору назвать самой нерачьей. Зарегулирование Чагана создало подпор воды не только в нем, но и в Деркуле. Обе реки практически не имеют течения, заиливаются, их воды бедны кислородом. Особенно это касается русла Чагана выше плотины. Вот где нужна речная техника!

А разве это не касается других притоков Урала, стекающих с Общего Сырта – Ембулатовки и Быковки? По своей длине и водности они сопоставимы с Рубежкой и тоже заиливаются.

На заре перестройки в местной прессе было опубликовано письмо одного пенсионера, который предлагал «пройтись землечерпалкой по старице Урала в Перевалочной роще», облагородить бывшее русло Урала и превратить всю эту территорию в парк.

Уже который год ходит по Уралу буксир-толкач «Батыр» с плавкраном, который углубляет русло, в том числе и около стелы. А в 2014 году здесь хорошо поработал земснаряд (на снимке). Продолжились дноочищение и углубление русла Урала и в последующие навигации. Надо только разрешить речникам делать отвал песчано-гравийной смеси не в русло, а на берег, чтобы использовать ее в строительстве.

Гонения на пароходство, распродажа флота, разгром путевого хозяйства, приведшие к прекращению дноуглубительных и дноочистительных работ, кажутся сегодня каким-то бредом. Воистину, ломать – не строить. Поэтому об уроках прошлого надо всегда помнить.

Автор: Александр Суетин
Фото автора

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top