Класс дружбы

19 сентября 2019
0
1036

В средней общеобразовательной школе № 9 есть особый класс, именуемый «Шаныраком». Он единственный в своем роде, это – класс дружбы. В школе, где контингент учащихся составляет около 1800 человек, обучаются дети 20 национальностей. В седьмом «Г» тоже интернационал: тут и казахи, и русские, и татары, и украинцы. И таких многонациональных классов в учебном заведении, расположенном в одном из крупных спальных районов на северо-востоке областного центра, много. Но почему все-таки 7 «Г»? – Когда мы в минувшем году думали, на базе какого класса организовать клуб дружбы, то свой выбор остановили на нем, – рассказывает учитель истории Г.А. Кужахметова. – Дело не столько в его интернациональности, сколько в активности ребят, их участии в общественной жизни большого школьного коллектива. Редкое мероприятие, акции, в том числе и те, что проводятся по инициативе или с участием областной Ассамблеи народа Казахстана, обходятся без них. И все это находит понимание и поддержку со стороны классного руководителя Татьяны Юрьевны Кошелевой. Бывает так, что учащиеся сами являются инициаторами некоторых из них.

Наше государство является многонациональным и многоконфессиональным, где под единым шаныраком мирно живут и трудятся представители более чем 130 национальностей и народностей, и в девятой школе решили внести свой скромный вклад в политику государства по укреплению межэтнического мира, согласия и стабильности, организовав клуб дружбы.

Впрочем, в школе и прежде большое внимание придавалось воспитанию учащихся на национальных традициях, культуре. Ставилось всегда целью прививать им чувство любви и уважения как к языку и культуре коренного народа, так и к языкам и культуре других этносов, проживающих в регионе и республике в целом. В то же время в воспитательной работе обязательно придерживаются того, чтобы приобщать подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям. Это делается не только непосредственно на уроках, но и во внеурочное время, на различных культурно-массовых мероприятиях.

Особенно это наглядно и ярко проявляется во время празднования Дня языков. И ежегодно к этому знаменательному дню приурочиваются декады. С мероприятиями, на которых учащиеся демонстрируют владение разными языками, в том числе государственным. Особенно часто в эти дни можно услышать стихотворения и песни на казахском, русском, украинском языках. Притом делают так, чтобы, допустим, ребенок русской национальности исполнял что-нибудь на государственном языке, а его сверстник-казах – на русском.

В учебном заведении есть школьники некоренной национальности, которые не только прекрасно поют и читают стихи на казахском, но и свободно владеют им в бытовом обиходе.

Очень заметным событием стала общешкольная выставка поделок «Мой Казахстан». В ней участвовали ученики начальных классов. По работам, выставленным на всеобщее обозрение, у зрителей складывалось впечатление о том, каково прикладное искусство, по крайней мере в общих его чертах, у разных народов, проживающих в нашем Приуралье. Ученики средних классов тоже не остались в стороне от этого и охотно показывали театральные инсценировки обрядов и обычаев того или иного этноса.

Особую значимость этому мероприятию придало то, что в нем с удовольствием участвовали и родители детей.

Каждый класс самостоятельно выбирал, какую национальность он будет в этот день представлять.

– У каждого народа множество тех или иных традиций, обрядов и обычаев, – говорит Гульнара Азербулатовна. – И нередко представители других национальностей или вообще о них ничего не знают или, в лучшем случае, имеют довольно отдаленное представление. И мы решили восполнить этот пробел в своей школе. И показывать все зрелищно, интересно, понятно и поучительно. Лучше всего – через концерты. Наши подопечные с самого начала отнеслись к этому очень серьезно. Подготовив костюмы и прочую необходимую для этого атрибутику, они же активно участвуют в организации концертов по случаю того или иного праздника: Наурыз, День единства народа Казахстана, День Победы.

В школе занимается немало талантливых детей, и трогательно наблюдать, когда старшие помогают младшим в разучивании танцев, песен, в подготовке театральных постановок.

Наиболее массовый характер всегда приобретает празднование Наурыза. Обычно действо, в которое вовлекаются не только школьники, учителя и родители, но и просто жители микрорайона, происходит в просторном школьном вестибюле. Накрываются столы с угощениями, звучит музыка и поздравления. Юные участники художественной самодеятельности выступают с концертной программой, специально подготовленной к этому дню.

Ко Дню единства народа Казахстана, отмечаемому Первого мая, была подготовлена выставка, цель которой ознакомить с особенностями жизни и обычаев разных этнических групп, населяющих Приуралье. На этой масштабной выставке можно было увидеть практически все – от национальных блюд, костюмов, домашней утвари до произведений искусства и литературы, созданных мастерами того или иного народа. Во время экскурсий по ней, которые проводили люди в национальных костюмах, посетители почерпнули много интересного об истории и жизни разных народов.

Этот день оставил неизгладимый след в душах как детей, так и взрослых.

– Среди наших ребят нередко оказывается столько много желающих участвовать в праздничных мероприятиях, – сетует завуч Наталья Александровна Марыксина, – что мы сталкиваемся даже с определенными трудностями. Например, не хватает национальных костюмов. Изготовить их – нынче дорогое удовольствие, не каждой семье это по карману. Взять их на время в областной Ассамблее народа Казахстана, как это делают некоторые вузы Уральска, не удается – нашим деткам они просто не по росту. Приходится иногда обращаться с просьбами к другим школам города, как-то взаимно друг друга выручать.

С особой чуткостью и вниманием в девятой школе относятся к людям старшего поколения. Они шефствуют над ними, устраивают встречи с ветеранами педагогического труда. А на День Победы 9 мая проводятся памятные акции, объединяющие разные поколения, под общим названием: «Я помню, я горжусь».

С некоторых пор в школе стали глубокий интерес проявлять к людям, оставившим заметный след в истории края и республики.

И с радостью выявили, что потомки некоторых из них учатся рядом, в их заведении. Как, например, правнуки участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Темира Масина. Одна из улиц областного центра носит его имя.

И эта краеведческая работа, в которую вовлекается все больше ребят, продолжается.

Немало из рассказанного осуществляется в рамках Года молодежи, являющегося частью большого проекта, ориентированного на обеспечение преемственности поколений.

А еще здесь хорошо помнят о принципе «единство в многообразии», о котором Нурсултан Абишевич Назарбаев говорил на сессии Ассамблеи народа Казахстана в конце апреля нынешнего года в столице.

– Этот принцип означает, что облик современного независимого Казахстана формируют все 130 этносов, – отмечал он, – представители которых называют себя казахстанцами. Это наше золотое богатство, которое надо беречь, как зеницу ока. Носители разных культур и языков, мы все – дети казахстанской земли, любовь к которой нас объединяет.

Много внимания и сил уделяется пропаганде спорта и здорового образа жизни. Стало давно обычным делом проводить фестивали, забеги, народные игры, флешмобы.

В школе создана нетерпимая обстановка в отношении таких порочных явлений, как курение, алкоголизм, наркомания. Специальные классные часы, где обо всем этом доходчиво и убедительно рассказывается, – лишь небольшая часть того, что повседневно делается в профилактических целях.

Коллектив класса дружбы, как и другие их сверстники, осознает, что для будущего процветания страны необходимы стабильность, согласие и взаимопонимание между разными этносами. И этому они учатся в своей школе, которая является как бы мини-государством в государстве.

Фото предоставлено администрацией СОШ № 9
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top