Каждый выбирает для себя

1 июля 2021
0
1271

«Плевать, если я заболею, я себе поставить банки сумею. И мне ничего, блин,
не надо, лишь бы ты ходила голая рядом» («Градусы»). «А я один на участке деревья удобряю навозом, ты приезжай ко мне, моё счастье, хоть кораблём, хоть паровозом» («Уматурман»). Такая ЧУШЬ, не имеющая ничего общего с музыкальным искусством и поэзией, круглосуточно несётся сегодня в радио- и телеэфире. Особенно по «Русскому радио». И всё это слушает молодёжь. Примитивные, построенные на трёх аккордах, мелодии, и набор словесной похабщины воспринимаются сегодня как эталон – такие «навозы» и «паровозы» и, конечно же, «голые» побеждают в хит-парадах, формируя вкусы новых молодых слушателей. А как формировались вкусы у моего поколения?

 

В марте 1982 года в Уральске гастролировала группа (или, как тогда писали ВИА – вокально-инструментальный ансамбль) «Пламя». Его основу составили бывшие участники ансамбля «Самоцветы», покинувшие в 1975 году своего руководителя Юрия Маликова из-за творческих и других разногласий.

По всему Советскому Союзу гремели суперхит «Пламени» композитора Владимира Шаинского на стихи поэта Михаила Танича «Идёт солдат по городу» (этой песне «Аргументы недели» в майском номере посвятили большую статью), «На дальней станции сойду» и другие, в основном лирические, песни. Многие посчитали, что музыканты «Пламени» и дальше продолжат двигаться по наезженной колее. Но произошло неожиданное: группа обратилась к рок-музыке.

Во время моей учёбы на истфаке тогдашнего УПИ им. А.С. Пушкина наш студент Жарас Шунаев сообщил, что вчера побывал в «Ворошиловском» ДК на концерте ВИА «Пламя», и пятеро его участников шеренгой стояли на сцене …без голов. Как позже выяснилось, уральцы одни из первых в СССР познакомились с новой, революционной, как позже напишут музыковеды, программой группы «Пламя» – «Кинематограф». Её основу составили композиции руководителя ансамбля Сергея Березина на стихи поэта-фронтовика Юрия Левитанского.

Режиссёр концерта намеренно, синим квадратом, так поставил свет, когда группа исполняла композицию «Квадратный человек». Она открылась необычно – громким скрипом двери, звуками тяжёлых шагов и пишущей машинки.

«Квадратный человек, сам чёрт ему не брат, в саду его растёт квадратный виноград. И явственно видна, пока он говорит, квадратная Луна в глазах его горит». Таких «квадратных человеков» – формалистов, приспособленцев, готовых подогнать всё, в том числе в литературе, искусстве, журналистике под некий стандарт, – зло высмеивал Аркадий Райкин. Где бал правят «квадратные человеки», там нет места ТВОРЧЕСТВУ.

«… и по спине сквозит нездешним холодком, когда он мне грозит квадратным кулаком».
Интересно, что два направления в своём репертуаре музыканты «Пламени» показали на контрасте. Первая часть концерта 29 марта, на котором довелось присутствовать, абсолютно не смотрелась: звучали лёгкие лирические песни, но всё это уже БЫЛО. Статичность музыкантов откровенно раздражала.

В начале второго отделения привычная для ВИА духовая секция «испарилась». Две гитары, синтезатор, ударные – типичный роковый состав. Под мощные ритмы рока по-новому, динамично и современно зазвучала поэзия Юрия Левитанского в композиции «Монолог» в исполнении солиста Валерия Белянина:

«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя».

Третьекурсником знаменитого института философии, литературы и истории Левитанский добровольцем ушёл на войну, её дорогами прошёл четыре с лишним года до Праги. Потом участвовал ещё и в той, что шла на сопках Маньчжурии. Он из того поколения, которое представлено в советской литературе Слуцким и Быковым, Гудзенко и Баклановым, Орловым и Окуджавой.

Литературовед Юрий Болдырев писал:

«Его (Левитанского – А.С.) поэзия постоянно стремилась к тому, чтобы расшевелить, пробудить, вызвать к жизни, к действию и к росту всё лучшее, что есть в человеческих душах, всё истинно доброе и прекрасное».

Левитанский особо ценит и защищает нравственную свободу человека, что и нашло отражение в композиции «Монолог». Как о самом большом несчастье пишет Левитанский и невнимании, о несостоявшейся любви, дружбе: «Жизнь прошла – как не было. Не поговорили». Песню «Не поговорили» также исполняет группа Сергея Березина.

 

Сам автор стихов Левитанский подарил ему свою книгу «Кинематограф», которая дала название новой концертной программе.

В 2017 году в Новосибирске смонтирован отличный клип ансамбля «Пламя» на песню «Кинематограф» (музыка Эдуарда Колмановского), в котором использованы архивные кинокадры начала ХХ века.

Поразительно, как музыкантам «Пламени» удалось органично соединить жёсткость и упругость ритмов рока с поэзией Юрия Левитанского!

Сначала звучит продолжительное вступление на синтезаторе в духе Эдуарда Артемьева. Вот в кадре локомотив, переворачивающийся танк, легендарный Чарли Чаплин, круговерть городов – звучит голос солиста группы «Пламя», исполнителя суперхита «Снег кружится», ныне покойного Юрия Петерсона:

«Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса заставляют меня плакать и смеяться два часа. Быть участником событий, пить, любить, идти на дно… Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!»

В том же году ансамбль «Пламя» с рок-сюитой на стихи Ю. Левитанского выступил в Алма-Ате и других городах Казахской ССР…

На следующий день после концерта бегу в книжный магазин и покупаю сборник стихов Юрия Левитанского. С той поры и по сей день он – мой любимый поэт. Вот так формировались наши вкусы – замечательными музыкой и поэзией, пропагандирующими ВЫСОКУЮ ДУХОВНОСТЬ. И отличным исполнителями, такими как московская группа «Пламя».

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top