Казахстанский вариант

16 марта 2023
0
2923

На одной из торгово-производственных выставок, прошедших несколько лет назад в уральском Ледовом дворце, довелось беседовать с уральским предпринимателем, по образованию инженером-механиком. Он попросил не называть пока в прессе свою фамилию: рано ещё, как бы не сглазить. Есть, говорит, одна идея, разработаны модели, опытный образец. Но средств не хватает, можем получить инновационный грант. А занимался уралец… экранопланами!

Экранопланы в Казахстане? Почему бы и нет?! Как заметил мой собеседник, речь идёт о пассажирских мини-экранопланах на 5-6 человек. Наш инженер-предприниматель отлично осведомлён о работах создателя экранопланов легендарного советского конструктора Ростислава Алексеева, создателя экранопланов. Испытания этих супермашин на Каспийском море стало мировой сенсацией.

Экраноплан – гибрид самолёта, амфибии и корабля. За счёт экранного эффекта, отражения воздуха от поверхности воды или земли, он может летать на скоростях 500-600 км/ч над плоскими поверхностями рек, морей и океанов, тундрой. На высоте нескольких метров. Способен приводняться, выползать на берег.

Сегодня есть и такое понятие – экранолёт. Такое судно при необходимости выходит из экономичного режима скольжения на воздушной подушке и поднимается к небесам, чтобы преодолеть препятствия (горы, мосты, ледяные торосы). Такие манёвры обеспечат современные системы управления, радары безопасности.

Советский Союз, Россия – родина сверхтяжёлых экранопланов. Достаточно вспомнить экраноплан КМ-1, который вызвал смятение у западных военных и аналитиков, получивших в 1960-х годах космические снимки испытаний этого гиганта на Каспии со взлётной массой 544 тонны. Потом были десантный экраноплан «Орлёнок» и ударный «Лунь», убийца авианосцев, с шестью противокорабельными ракетами «Москит» на борту. Испытан также на Каспийском море, пуски совершены. Сейчас «Лунь» – музейный экспонат в строящемся под дагестанским Дербентом филиале парка «Патриот».

Но ещё в период испытаний Ростислав Алексеев развивал идею строительства мирных, пассажирских экранопланов. Они проектировались меньших размеров. То, что предлагает уральский энтузиаст-инженер – это дальнейшее развитие идей Алексеева по пассажирским экранопланам. Только вмещать они будут не десятки человек, а намного меньше. Этакий мини-экраноплан.

Ещё одна «профессия» экраноплана – спасательная. Вплоть до страховки экипажей космических кораблей. В условиях Казахстана небольшие корабли-самолёты можно использовать на озере Балхаш, других водоёмах. Возможны совместные проекты с Россией, где сейчас возрождается программа по экранопланам.

Как сообщает еженедельник «Аргументы недели» (2023 г., № 6), в Нижнем Новгороде создан экраноплан «Чайка-2». Это итог совместной работы над проектом А-050-742D научно-производственного объединения «Радар» и ЦКБ им. Р.Е. Алексеева, занимающегося созданием судов на подводных крыльях. Последнее определяет общую концепцию «Чайки», первое формирует комплекс радиоэлектронного оборудования. Можно покупать такую продукцию, но можно производить самим. Необходимы конкретные расчёты возможности производства применения экранопланов и экранолётов в казахстанских условиях.

Но уже сегодня можно сказать, что использование самых маленьких, в «уральском варианте», экранопланов на Каспийском море нецелесообразно: там сильные штормы, волнение. У той же «Чайки» взлётная масса в 10 раз меньше, чем у КМ-1 («Каспийского монстра», как его назвали американцы). Значит, мореходность, способность садиться на воду и противостоять волнам тоже не те. Что тут говорить о ещё меньших размеров машинах! Если у нашей страны появится свой «монстр», тогда можно и на Каспии поработать.

Пресса писала, что в начале нулевых экранопланы-гиганты закончились. Небольшие строятся энтузиастами, но практического и широкого применения они не находят. Трудно сказать, вернётся ли Россия к большим экранопланам, но небольшие будут строиться и уже строятся. Разумно изучить российский опыт, наработки и попытаться наладить собственное производство мини-экранопланов. Скоро это может стать мировым трендом.

Сегодня программы по экранопланам реализуются в США, Иране, Китае. По военным экранопланам им далеко до советско-российских образцов, но в этих странах разрабатываются также машины пассажирского и спасательного классов. Казахстан имеет шанс войти в число производителей мини-экранопланов. Если, конечно, мы пройдём «нулевой цикл» – поддержим наших энтузиастов-самородков.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top