Казачья душа «Станичников»

29 декабря 2016
0
2607

Ансамбль казачьей песни «Станичники» существует не так давно, но уже успел покорить сердца слушателей. Создала его Галина Вологина. Это не первый коллектив, с которым она работает. Галина руководила ансамблем «Михайлов день», солировала в «Казачьих запевалах». Сегодня «станичников» узнают по колоритному исполнению и красочным костюмам.

– Галина, почему Вы покинули «Михайлов день»?

– Я на протяжении четырех лет руководила этим ансамблем. Состав постоянно менялся. В него входили непрофессиональные музыканты, поэтому признаюсь, работать было сложно. Я же сама окончила отделение хорового дирижирования уральского музыкального училища. Училась у прекрасного преподавателя Гарри Генриховича Ригеля. Его, к сожалению, уже нет в живых. Он многому меня научил, я чувствовала свой потенциал. Именно поэтому мне хотелось видеть в коллективе, которым я руковожу, больше профессионализма.

Состав «Михайлова дня» разный и по возрасту. Но всех участников объединяет одно – настоящая и преданная любовь к песне. Ансамбль и сейчас продолжает активно работать. Он живет своей жизнью, но уже без моего участия.

После него я пришла в коллектив «Казачьи запевалы». Пришла не одна, вместе с сестрой Виолеттой. Она, к слову, до сих пор поет в этом составе, а я создала коллектив «Станичники». Петь под моим руководством она не хочет ( улыбается).

– А с чего начинается ансамбль?

– С поиска единомышленников. Но, я всегда знала, мне нужны люди, которые не только по-настоящему любят песню, а действительно умеют петь. То есть должны быть голос и музыкальный слух. Мысль о создании своего музыкального коллектива вынашивала долго. Собрались на первую репетицию, попробовали, и у нас получилось.

Сложность самодеятельных коллективов в том, что состав периодически меняется. В этом ничего необычного нет. Все мы люди, у каждого свои обстоятельства, причины, по которым участники могут покидать ансамбль. Вроде бы только спелись, а человек уходит. Я достаточно требовательный руководитель. Кому-то это возможно не совсем нравится. Но оправдание мне есть – стремлюсь к качественному исполнению.

Тех, кто покидает коллектив, не держу. Значит, недостаточно любят песню. Тот, кто влюблен в нее по-настоящему, не расстанется. И отсутствие времени и сил, на мой взгляд, отговорка. Когда человек стремится, имеет желание, энергия так или иначе к нему приходит. Для меня эта энергия в творчестве, в самореализации. В жизни важно найти свой путь — именно такой, при котором раскроется душа. У меня всегда есть ради чего жить и к чему стремиться!

– Расскажите о составе коллектива?

– В ансамбле «Станичники» пять вокалистов, аккомпаниатор-баянист Евгений Николаевич Курдюков. Он очень талантливый музыкант. Мы познакомились несколько лет назад, я тогда пригласила его в «Михайлов день». С тех пор поддерживаем общение. От аккомпаниатора так же, как от художественного руководителя, зависит многое. Он ведет за собой, задает тон исполнению.

Надо сказать, Евгений еще и спортсмен. Серьезно увлекается армрестлингом. Совсем недавно стал серебряным призером республиканских соревнований силачей.

Солисты – Александр Плахотный, Светлана Волкова, Анна Сабко, Денис. Его фамилию я, к сожалению, не запомнила. Он с нами не так давно. Поет Денис хорошо. Радует, что молодой человек по-настоящему интересуется народной песней. По его глазам видно, насколько они трогают его душу.

А, как известно, исполнить песню без особого душевного настроя сложно. Казачья песня – это душа. В ней есть глубокий смысл, эмоции, переживания. А что слушают сегодня? «Я тебя хочу»… Надо давать людям музыку, которая бы оставляла в душе светлое, доброе, возвышала человека. В этом, мне кажется, и есть миссия нашего ансамбля. И моя – как его руководителя.

– Откуда лично у Вас любовь к песне?

– Все имеет свои корни. Каждый листик на дереве несет его родословную. Так же и человек… По линии отца я – казачка. Вместе с нами жила моя бабушка, мать отца, Анна Павловна Потапова. Она была настоящей казачкой. Это проявлялось во всем. В ее образе жизни, характере. К тому же она была певунья.

Она родилась в 1917 году, никакого образования у нее, конечно, не было. Всю свою жизнь она посвятила семье и детям. Великая труженица, она вставала с петухами. Мы просыпались, а по дому уже разносился аромат ее пирогов. Бабушка хлопотала на кухне. Всегда пела. Став старше, я стала прислушиваться к словам. С тех пор люблю казачьи песни. Есть и самая любимая – «Ехали казаки». Впервые услышала ее в исполнении моей бабушки. Современный текст немного отличается от оригинала. Но в этом и уникальность народной песни, она передается из уст в уста, текст меняется. Но не меняется суть.

В ней рассказывается о казаке, которого долго не было дома. Он служил восемь лет. Когда вернулся, узнал, что жена родила сына. Мать казака просила, чтобы он простил свою непутевую жену. Но казак прощать не собирался. Измен в казачьих семьях не было никогда. «Заблестела шашка в могучей руке, слетела головка неверной жены». Вот он казачий характер. А мать начинает причитать «Что же ты наделал, чего натворил. Жену погубил ты, дитя осиротил. Жену похоронят, дитя отдадут. Тебя молодого в цепи закуют».

Особенность уральских казачьих песен в том, что они пелись в основном мужчинами. Они были походные. Сочинялись вдали от родного дома, в тоске. В них всегда присутствует скрытая грусть. Веселые песни были, но их мало: «Ты гуляй, гуляй гулянница», «Молодка».

Казачьи песни любят. Нас приглашают на благотворительные концерты, на празднование юбилеев и свадеб. Народ хочет слышать красивую мелодию.

– Репертуар ансамбля «Станичники» перекликается с другими коллективами?

– Все песни, которые поют местные, конечно же, пересекаются. Основу репертуара составляют песни уральских казаков. Собирателями казачьих песен были братья Севрюгины. Преподаватель ЗКГУ Евгений Иванович Коротин провел колоссальную работу – издал книгу, включающую в себя устное и поэтическое творчество уральских казаков.

– Что такого есть в казачьей песне, что она так популярна?

– Могу только предположить – искренность, предельная искренность есть в этих песнях. И к этому стремимся и мы, исполнители. Чем больше искренности и подлинности на сцене, тем больше отклик у зрителей. Подлинности не этнографической (копирование еще не есть искусство). Слушатели должны верить тому, что происходит на сцене. Вы видели, как поют в народе? Страстно, истово. Бабушки, которые пели эти песни, могли часами о них рассказывать, словно это их собственная судьба. О разлуке – так, словно это их любимый ушел к другой. Вот так и надо петь – чтобы тебе поверили, что это твоя история. На репетиции каждое слово разбираем, и говорим мы не только об истории создания конкретной песни, но об истории казачества.

– Где проходят ваши репетиции?

– В Доме Дружбы, у нас там свой кабинет. Собираемся два раза в неделю. Наш атаман Юрий Солодилов поддерживает ансамбль во всем.

Цель нашей творческой работы – этнографически достоверное воспроизведение и сохранение традиционной песенно-обрядовой и хореографической культуры казачьего народа.

Нельзя, да и преступно возрождать казачий народ, без вековых традиций, без учета опыта, знаний и мудрости, духовных ценностей ушедших поколений. Традиционная казачья культура – не сценическая роль, примерил изредка и снял за ненадобностью, а та связь времён и поколений, которой казаки живут каждый день. Это жизнь! Именно казачий дух и преемственность формируют нас как личность, как воина, защитника и надежную опору.

Моя мечта очень проста. Хочу, чтобы в каждом казачьем курене, в семье, в городской квартире, хотя бы по праздникам пелась совместно вековая, близкая и дорогая сердцу, родная казачья песня. Это залог нашего национального самосохранения.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top