Катастрофа «Челленджера»: урок для человечества

12 октября 2017
0
49

(Окончание. Начало в № 39)

Наконец корабль медленно, словно нехотя, отделился от стартовой площадки и устремился в небо Флориды.

Но менее чем через полсекунды после включения твердотопливных ракет, когда «Челленджер» ещё не оторвался от стартового стола, между подвесным топливным баком и нижним стыком правого ускорителя появилось тёмное облако. Оно указывало на то, что горят гермомастика и резина.

Через 59 секунд появилось пламя. Ещё через 13 крепление нижней части ускорителя не выдержало, повреждения получил и бак. Огромная ракета-ускоритель на скорости 3 000 км/ч начала поворачиваться вокруг единственного ещё сдерживающего её переднего крепления. Через доли секунды головная часть ускорителя ударилась о бак, а его хвост – о правое крыло «Челленджера». Пламя прожгло его обшивку. Топливный бак получил повреждения как минимум в двух местах. Кислород и водород соприкоснулись – последовал взрыв.

Но комментатор НАСА ещё не знает о произошедшем и продолжает свой репортаж: «Одна минута 15 секунд, скорость 2900 футов в секунду, высота…»

Но отброшенные чудовищным взрывом ускорители уже разлетались в разные стороны, пристраивая к клубящейся голове-сгустку нечто подобие рогов.

Присутствующие на запуске в недоумении замерли, замолк и комментатор. Затем он объявил: «Руководитель полёта очень внимательно изучает сложившуюся ситуацию (пауза). Видимо, произошла авария. Мы потеряли радиосвязь (продолжительная пауза). Получен доклад главного специалиста по динамике космических полётов: корабль взорвался».

Американские журналисты утверждали, что подобного потрясения США не испытывали со дня убийства Кеннеди. Не состоялись космические уроки Кристы Маколлиф, которые так ждали американские школьники… По случаю всеобщего траура в школах отменили занятия.

Обречённые на гибель

А могли ли спастись космонавты в такой ситуации? Специалисты единодушны: нет. Так уж устроены «шаттлы», что их взлётом полностью управляет ЭВМ. Командир корабля не имеет ни малейшей возможности вмешаться, что бы ни произошло. Твердотопливные ускорители невозможно выключить после зажигания. Нельзя также замедлить процесс горения. Экипаж «прикован» к ускорителям до полного выгорания в них топлива. Если полёт проходит штатно, то через 130 секунд ускорители сбрасываются. Они опускаются на парашютах и падают в океан, оставаясь на плаву и подавая сигналы, пока их не подберут.

Кроме того, с твердотопливных ускорителей сняли температурные датчики для уменьшения веса. А датчики давления, по-видимому, не столь совершенны, и потому не было никакого сигнала тревоги. Возможно даже, астронавты и не успели ничего заметить. Правда, по более поздним сведениям, через секунды после команды увеличить тягу двигателей по системе внутренней связи «Челленджера» зафиксировали испуганный возглас пилота Майкла Смита.

Но даже если бы датчики сработали, и командир корабля узнал об аварии твердотопливных ускорителей, что он мог сделать?

Да, «шаттлы» обладали устройством для отделения орбитального аппарата от главного топливного бака, к которому прикреплялись ускорители. И если бы командир Фрэнсис Скоби во время полёта «Челленджера» знал, что произошла авария с ускорителем, теоретически он мог бы привести в действие механизм отделения. Но специалисты сошлись во мнении, что результатом этого была бы верная смерть.

Много раз в истории программы «Спейс шаттл» рассматривались варианты прекращения запуска и эвакуации экипажа, но ни один из вариантов не был реализован. Предполагалось, что в этом не будет нужды, поскольку катастрофа на начальном этапе либо невозможна, либо это событие исключительной редкости.

«Теория, лежащая в основе конструкции челночного корабля, – сказал бывший член экипажа одного из «челноков» Джозеф Аллен, – сводилась к тому, что твердотопливные ракеты устроены таким образом, что они никогда не откажут».

В действительности всё оказалось иначе…

Прочнее наш «Союз»

По плану НАСА 1986 год должен был стать решающим на оставшуюся часть ХХ века. В этом году планировалось осуществить 15 полётов – на две трети больше, чем в 1985-м. К концу десятилетия планировалось выйти на уровень 24 полёта ежегодно.

Правда, не все соглашались с такой спешкой. Ещё в 1983 году в докладе отдела НАСА отмечалось, что спешка «может отрицательно сказаться на качестве контрольных проверок и испытаний». Наверняка именно по причине наращивания темпа начинали происходить неполадки и аварии при подготовке к запуску. Имело место и самое настоящее головотяпство.

8 ноября 1985 года при сборке левого ускорителя «Челленджера» в центре имени Д. Кеннеди подъёмный кран помял переднюю секцию ускорителя, приведя её в непригодное состояние. По результатам расследования стало ясно, что технические специалисты, занятые на этой операции, не обладали необходимым опытом, у них отсутствовали стимулы к работе, и они использовали дефектное оборудование.

Доклад НАСА по этому вопросу от 13 декабря имел показательный заголовок: «Отсутствие должной дисциплины у персонала». В нём указывалось:

«О характерном отношении персонала можно судить по высказываниям типа: «Я был занят другим, когда это произошло», «Я занимаюсь лишь тем, за что отвечаю», «Это не моё дело».

Когда в СССР случалось малейшее расслабление занятых в космической программе специалистов и рабочих, меры принимались незамедлительно. Однажды генеральный конструктор Сергей Королёв увидел во время небольшой паузы в работе читающего книгу инженера и тотчас уволил его. Сергей Павлович популярно объяснил, что на такой сверхответственной работе ничто не должно отвлекать от неё, даже во время перерыва. Чтобы «мысли не разбегались и сохранялась собранность».

Всё верно: на кону не только исправность и сохранность дорогостоящей техники, но и жизнь людей!

В истории с катастрофой «Челленджера» надо учитывать еще одно важное обстоятельство: этот «шаттл», как и советский многоразовый корабль «Буран», был задействован в работах по линии военного ведомства. Не случайно в упомянутом в первой части очерка сборнике «Загадки звёздных островов» (Москва, «Молодая гвардия», 1987 год, книга четвёртая) прямо указывается на участие «Челленджера» в «обширной программе работ в угоду Пентагону» (стр. 236). Так что спешка могла быть вызвана ещё и этим обстоятельством.

И в США, и в СССР были критики программы «Спейс шаттл». Они утверждали, что даже при широком использовании «шаттлов» стоимость доставки полезного груза на них в 20 раз превышает первоначальные оценки, а также обходится дороже, чем при использовании одноразовых ракет…

Положение осложнилось, когда за катастрофой «Челленджера» в 1986 году последовали аварии на старте одноразовых ракет-носителей: «Титана-34Д» – 18 мая и «Дельты» – 3 мая. На борту «Титана» находился секретный спутник связи, а «Дельта» должна была вывести на орбиту метеорологический спутник.

«Аварии ошеломили буквально всех. Всё тонет в каком-то хаосе», – писала газета «Нью-Йорк таймс» 15 июня 1986 года. В августе того же года Белый дом объявил о начале строительства нового корабля типа «шаттл» взамен «Челленджера». Но не все специалисты согласились с таким решением. «Целесообразно ли строить дорогой космический корабль, основанный на технологии 1970-х годов?» – задавались они вопросом, прекрасно понимая, что все эти решения принимаются в угоду Пентагону, заказы которого в первую очередь будут обслуживать «челноки».

В феврале 1987 года на мысе Канаверал захоронили обломки «Челленджера».

«В понедельник, 23 февраля, гигантскими бетонными крышками были закрыты заброшенные ракетные шахты, куда поместили изуродованные обломки космического корабля, чтобы окончательно закрыть жестокую главу в истории программы «Спейс шаттл», – отмечало агентство ЮПИ.

Аналоги «Челленджера» – многоразовые корабли «Атлантис», «Эндевор» и «Колумбия» – с 1988 года возобновили полёты, которые становились всё более редкими. НАСА много раз заявляло, что будут строиться или уже строятся новые «шаттлы», но где они?

Давно уже не летают в космос американские «челноки»: программа закрыта. Зато сейчас астронавты НАСА в составе международных экипажей летают на МКС на российских, куда более надёжных и экономичных «Союзах». И подготовку к полётам астронавты проходят также в России. Российские же корабли выводятся на орбиту модернизированными ракетами-носителями «Союз ФГ».

В Штатах никак не могут создать надёжные космические двигатели и покупают российские. В России же разрабатывается ядерный двигатель для полётов в пределах Солнечной системы, в первую очередь на Марс. Так что без Российской Федерации, космодрома «Байконур», который находится на территории Казахстана, нынешнюю космическую программу США представить невозможно.

Катастрофа же «Челленджера» стала человечеству серьёзным уроком и предостережением: цена подобных катастроф неизмеримо возрастёт, если космос превратится в арену «звёздных войн».

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top