Каспийский прорыв

24 января 2019
0
1973

В середине 1990-х произошло показательное событие: руководителя бывшего Уральского речного пароходства, реорганизованного в АО «Уралречфлот» Владимира Мясникова вызвали в акимат Западно-Казахстанской области на предмет организации перевозок зерна по Каспийскому морю в Иран. Но тогда осуществить столь дерзкий по тем временам замысел не удалось. Для таких перевозок необходимо нарастить на речные баржи борта, перегрузить с них груз в Атырау на морские баржи, детально проработать маршрут (более 1000 км), решить множество таможенных и других организационных вопросов.
К тому же само бывшее пароходство испытало тяжёлые последствия экономического кризиса, перехода к рынку и решало проблему собственного выживания.
А ведь в 1980-х речники успешно перевозили из Мангышлака в Атырау ракушеблоки на построенных на Уральском судоремонтно-судостроительном заводе морских баржах проекта 1736. Кризис миновал, и тема грузоперевозок в Каспийском бассейне и вовсе вышла на первый план. Почему? Какие перспективы ждут в этом плане Казахстан?

Порт Курык

По коридорам и системам

В Советском Союзе по грузообороту первое место занимали порты Чёрного и Азовского морей, затем порты Каспийского моря. Грузооборот Каспия составлял почти 20%, а по каботажным перевозкам более 30%, что определялось близостью к нему важнейших экономических районов с богатейшими природными ресурсами и наличием хорошо налаженных связей с другими районами СССР.

Каспийское море являлось важным транспортным путём, связывающим Закавказье, Северный Кавказ, Среднюю Азию, Казахстан и Поволжье. С Каспием через Волгу имелся выход к центральным регионам страны. Искусственные водные пути соединяли Каспийское море с Балтийским, Белым, Чёрным и Азовским. Именно по Каспию осуществлялись перевозки между СССР и Ираном, проблемы статуса Каспия в её нынешнем виде вообще не существовало.

Самым крупным портом являлся Баку, затем Астрахань, к которому проложен канал в самом море, Махачкала, Красноводск (ныне Туркменбаши), Шевченко (Актау), Гурьев (Атырау). Сегодня все прикаспийские страны активно развивают перевозки по Каспию по транспортному коридору Север-Юг и транспортно-логистической системе Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).

Важнейший порт

Важная роль в нём отводится не только международному морскому порту Актау, о чём много и подробно сообщали казахстанские и российские СМИ, но и паромному комплексу порта Курык (до 1993 года – Ералиев). Этот порт находится на полуострове Мангышлак в 11 км от станции Ералиев. Такой комплекс – важный проект, реализуемый АО «Казахстан темиржолы» для развития транспортной и логистической структуры Казахстана на Каспии в рамках Послания Главы государства. В августе 2018 года Президент Нурсултан Назарбаев дал старт началу работы второй очереди порта Курык.

Сегодня здесь уже действуют два автомобильных и два железнодорожных причала и причал портового флота. Проектная мощность комплекса – 6 миллионов тонн в год. Главное, чтобы шли грузы. А они идут таким потоком, что такой показатель уже в ближайшие годы может быть превзойдён.

Если в 2017 году ТОО «Порт Курык» обработал 320 судов, то на конец ноября 2018-го – 458. С начала работы порта перевалка грузов превысила 3 миллиона тонн.

Сегодня паромная переправа курсирует только в Азербайджан, в порт Алят, но в ближайшей перспективе планируется наладить перевозки в Туркменистан и Иран.

Через порт Курык переваливаются транзитные грузы из Китая в Турцию, по дороге Баку – Ахалкалаки – Карс. Также перевозятся и экспортные казахстанские грузы – нефтепродукты и зерно. Оно через порт Курык в специальных контейнерах перевозится по Каспию, затем Азербайджан и Грузию, далее – на территорию Турции, где перегружается на турецкие платформы.

По поводу поставок казахстанского зерна в Иран ничего не сообщается, возможно, их так и не наладили. Тем не менее перевозки зерна и зерновых продуктов в иранском направлении можно осуществить через порт Курык, где для этого имеются все возможности. А как же уральско-атырауско-иранское зерновое направление?

В Атырауском речном порту на реке Урал довелось побывать в 1993-1994 годах, когда предприятием руководил Владимир Занин. В порту в сложное кризисное время работали пять портальных и плавучих кранов. Причём портовики не только разгружали суда «Уралречфлота», доставляющие ПГС с карьеров близ Уральска и Аксуата, но не забывали и о кормовой ракушке.

Нашему буксиру-толкачу «Киев», на котором мы прибыли с 800-тонной баржей, загруженной ПГС, предстоял выход в море для загрузки такой ракушкой для птицефабрики. Но выход не состоялся: оба предприятия не договорились о цене.

С той поры порт в 2010-2011 годах пережил капитальную реконструкцию: построены новые причальные стенки, обновлена инфраструктура. Порт также может активно участвовать в обслуживании перевозок по упомянутым транспортным коридорам. Возможно, тогда станет реальностью отправка зерна и других грузов из Атырау в иранском направлении.

В 2019 году ожидается значительное увеличение грузопотока через порт Курык из Китая и Узбекистана. В канун новогодних праздников через порт прошли таджикские машины.

Что касается наших иранских партнёров, то они всегда готовы к взаимовыгодному сотрудничеству. Казахстанская транспортно-логистическая газета «Қазақстан теміржолшысы – Железнодорожник Казахстана» (№127-130) сообщила об интересном факте.

В минувшем году иранскую делегацию во главе с губернатором провинции Гулистан Хашеми Сеид Манафом встречали в здании таможенного оформления порта Курык. Узнав, когда началось его строительство, иранцы пришли в восторг от порта, сроков его возведения, технического оснащения. Они искренне восхищались тем, что за такой короткий срок в Казахстане смогли построить, как сейчас модно говорить, мультимодальный морской транспортный хаб.

Здесь, кстати, созданы все условия для комфортного пребывания туристов. Есть гостиница, столовая, кафетерий и клуб. Создание порта Курык стало для нашей страны настоящим прорывом на каспийском транспортном направлении.

Транспортные потоки в регионе растут, и Казахстану нельзя упускать возможность направить их через свою территорию. Это новая инфраструктура, новые рабочие места… Поэтому и руководство порта, и эксперты единодушны: у Курыка большое будущее.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top