Как создавался Советский Союз

12 ноября 2020
0
1031

Пришло поколение, для которых СССР – нечто экзотическое. Для нынешних 15-20-летних непонятно, почему их папы и мамы, дедушки и бабушки «носятся» с каким-то советским прошлым? И чего они в нём нашли? Вот какой-нибудь «демократ-либерал» нашёптывает ребятам из-за угла: а Союз-то этот из-под палки создавался. Пришли Ленин со Сталиным и всех «сгребли». И попробуй пикни – сразу «загремишь под фанфары»… Да что там ребята, взрослые, зомбированные продажными историками, верят таким бредням. Союз из-под палки… Отгремела революция, шла Гражданская война, бывшая Российская империя переживала глубочайший социально-экономический и политический кризис. Образованию СССР способствовали куда более весомые факторы, чем вооружённый наганом «агитатор» за Союз. Такого бы в два счёта вышибли из любой области бывшей империи!

Ленин в своём кабинете в Кремле

Экономический приоритет

Ещё в годы Гражданской войны между республиками образовался военно-политический союз. Одной из главных задач госорганов и руководства Российской коммунистической партии большевиков РКП (б) в области развития национальных отношений стала ликвидация ЭКОНОМИЧЕСКОЙ отсталости в прошлом угнетённых царизмом народов. Решить её можно только объединёнными усилиями всех советских республик. Для этого требовалось упрочить союз между ними на ХОЗЯЙСТВЕННОЙ основе. Сложившийся в период Гражданской войны военно-политический союз оказался уже недостаточен.

Принципиальное значение для решения национального вопроса имело письмо Ленина (апрель 1921 г.) коммунистам Азербайджана, Армении, Грузии, Дагестана и Горской республики, в котором лидер партии советовал учитывать своеобразие местных условий в проведении новой экономической политики (НЭПа), относиться с большой осторожностью и осмотрительностью к мелкой буржуазии, интеллигенции и особенно крестьянству.

Ленин рекомендовал коммунистам национальных республик и областей не копировать тактику, проводимую в районах с русским населением, а «обдуманно видоизменять её применительно к различию конкретных условий» (В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 43, стр. 198).

В начале 1922 года ЦК РКП (б) дал конкретные рекомендации Компартии Туркестана относительно земельной политики и путей вовлечения трудящихся в социалистическое строительство. В июне 1922-го Центральный комитет в письме, адресованном коммунистам Киргизии (Казахстана), советовал добиваться сплочению казахской и русской бедноты, укреплять партийные ячейки, активнее привлекать людей к участию в деятельности Советов и экономическом возрождении края.

Перед Народным комиссариатом по делам национальностей, коллегию которого возглавлял Иосиф Сталин, поставили новые задачи. Если раньше в центре внимания наркомнаца находилось национальное строительство в рамках Российской Федерации, то теперь, согласно новому положению, принятому ВЦИК летом 1922 года, наряду с этим он призван обеспечить сотрудничество всех республик.

В обязанности Сталина и его коллег входила забота об экономических интересах национальных областей и районов и широкое содействие материальному и духовному развитию всех национальностей, применительно к особенностям их быта, культуры, экономического состояния.

Советское государство, несмотря на хозяйственную разруху, оказывало национальным областям и республикам значительную помощь. В районы Казахстана и Средней Азии направлялись педагоги, врачи, посылались учебники для школ, оборудование для типографий.

Принимались экстренные меры по преодолению экономической отсталости бывших окраин России. Некоторые предприятия текстильной, шерстяной, кожевенной промышленности ПЕРЕВОДИЛИСЬ из центральных губерний России в национальные республики и области. Первые крупные фабрики появились в Туркестане, Дагестане и Бухаре. С помощью рабочих центральных районов здесь закладывались основы социалистической индустрии и культуры.

Советские республики

Дальнейшее развитие получило национально-государственное строительство. ЦК РКП (б) стремился к тому, чтобы все советские народы смогли осуществить своё право на национальное самоопределение.

В 1921-1922 годах образованы Аджарская, Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики и Абхазская ССР, позже вошедшая в состав Грузии на правах автономной республики. Образованы также Бурят-Монгольская, Коми, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Ойротская, Адыгейская, Юго-Осетинская и Чеченская автономные области. Летом 1922 года по решению ВЦИК РСФСР значительно расширены границы Башкирской АССР. В состав Дагестанской АССР включён Кизлярский округ.

Руководство страны и партии знало: малейшая ошибка в решении национального вопроса может быть использована врагами внутри страны и за рубежом. Поэтому любые действия ответственных лиц по оказанию помощи советским республикам и областям в преодолении последствий кризиса тщательно отслеживались. Учитывались пожелания с мест. Тамошнее руководство стало чаще бывать в Москве, налаживая взаимовыгодные контакты в разных сферах.

Вовсе не наганы и пушки мифических агитаторов, а именно ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХОД ЖИЗНИ, ОБЩНОСТЬ ЗАДАЧ новообразованных советских республик в 1922 году вплотную подвели к созданию союзного многонационального государства.

В. Ленин, И. Сталин, другие руководители Советской России при выработке формы государственного объединения исходили из того, что советские народы связаны между собой глубокими историческими корнями дружбы. В течение веков они вместе боролись против иноземных захватчиков, участвовали в борьбе против царизма и капитализма в Российской империи, плечом к плечу отстаивали завоевания Октябрьской революции.

Центром тяготения для всех народов являлась Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, на поддержку которой они опирались. Здесь находились крупные очаги экономики, науки, культуры, влияние которых распространялось на всю территорию бывшей Российской империи.

Г. Орджоникидзе, С. Киров, А. Микоян среди строителей Волховской ГЭС. 1924 г.

Договариваться. Но как?

За годы Советской власти народы сплотились ЕЩЁ ТЕСНЕЕ. Это нашло отражение в ряде ДОГОВОРОВ между РСФСР и будущими союзными республиками, в которых предусматривалась защита как национальных, так и интернациональных интересов. Развитие договорных отношений между республиками стало первой ступенью к объединению в Союз. Причём одной из первых пожелала установить более тесные экономические связи РСФСР и УССР Компартия Украины.

В декабре 1920 года, когда Гражданская война в ряде регионов ещё продолжалась, пленум ЦК РКП (б) рассмотрел вопрос о союзном договоре между РСФСР и УССР. Есть тому конкретный источник информации: «Коммунистическая партия Украины в резолюциях и решениях съездов и конференций. 1918-1956», стр. 86-87.

Разработанный пленумом проект договора приняли правительства этих республик. В 1920-1921 годах договоры о сотрудничестве с РСФСР заключили также Азербайджанская ССР, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, а также Хорезмская и Бухарская народные советские республики.

В основе договоров лежали принципы суверенности и равноправия народов. Обязательства, взятые ДОБРОВОЛЬНО независимыми республиками, служили общим целям. Договорами предусматривалось создание объединённых народных комиссариатов по военным делам, внешней торговле, финансам, труду, которые входили в состав Совета Народных Комиссаров РСФСР. В других республиках действовали уполномоченные этих наркоматов.

Общереспубликанские функции выполняли также Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) и другие хозяйственные органы. В то же время каждая республика имела за границей свои торговые и дипломатические представительства, выступавшие единым фронтом.

Существенными особенностями отличались договоры с народными республиками Бухарой и Хорезмом, где произошли пока лишь антифеодальные, демократические революции. На путь социалистических преобразований они могли перейти лишь с помощью РСФСР и других советских республик. Это подчёркивалось и в договорах с ними.

Однако форма договорных связей могла удовлетворить советские республики лишь на время, так как вскоре выявились слабые стороны этой системы. Например, хотя Совет Труда и Обороны РСФСР фактически являлся общим координирующим центром, права его по отношению к другим республикам не были чётко определены.

Оставались нерешёнными и вопросы единого планирования, поскольку решения Госплана РСФСР не являлись юридически обязательными для плановых комиссий других республик. Неопределёнными были также финансовые взаимоотношения. Иногда по этим вопросам возникали разногласия, которые приходилось устранять партийным органам. Эти проблемы только подчеркнули необходимость создания единого Союза ССР.

(Продолжение следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top