Как создавался Советский Союз

19 ноября 2020
0
1044

(Продолжение. Начало в № 46)

Первый опыт хозяйственного строительства доказывал, что решить встающие перед советскими республиками проблемы можно лишь общими усилиями. Восстановление и развитие экономики требовало объединения ресурсов, рационального использования исторически сложившейся специализации и разделения труда. Но задача стояла не только в том, чтобы восстановить экономику. Необходимо создать на основе достижений науки материально-техническую базу нового общества, развитое плановое социалистическое хозяйство.

Основа – экономика

Крупнейшей республикой в будущем союзном Советском государстве являлась РСФСР. Она располагала огромными природными ресурсами. На её территории в 20 миллионов квадратных километров проживало свыше 100 миллионов человек, находились основные предприятия машиностроительной, горнодобывающей, оборонной, судостроительной промышленности, лёгкой и пищевой индустрии, железнодорожного и водного транспорта; сосредоточивались главные научные, инженерно-технические и культурные силы.

Второй по размерам территории, объёму промышленной и сельскохозяйственной продукции была Украинская ССР с населением в 26,2 миллиона человек. Украина имела крупную угольно-металлургическую базу и располагала рядом отраслей химической, обрабатывающей и добывающей промышленности.

Эти республики являлись также главными производителями хлеба, продуктов животноводства, технических культур и сырья для промышленности. Немалую роль в хозяйстве бывшей Российской империи играли и другие республики.

Несмотря на географическое, исторические и хозяйственные различия, экономика всех республик находилась в тесной взаимозависимости. Её основу составляла социалистическая собственность на средства производства. В большинстве районов существовало ЕДИНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, начала формироваться ОБЩАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. Объединялись экспортно-импортные операции республик.

Тенденции к хозяйственному объединению заметно усилились с реализацией плана государственной электрификации России (ГОЭЛРО), который затронул и другие советские республики.

Необходимость объединения в единое союзное государство вызывалось и политическими причинами – необходимостью ликвидации остатков эксплуататорских классов и построение социализма.

Закавказская федерация

В хозяйственном отношении Закавказье представляло собой единое целое, поэтому политика экономического обособления его областей, проводимая буржуазными националистическими правительствами, тормозило их развитие. Интересы скорейшего восстановления народного хозяйства края требовали объединения закавказских республик. Вот как оценило сложившееся в то время положение капитальное издание – «История КПСС» (Москва, Политиздат, 1970 г., том 4, книга первая):

«…Без бакинской нефти не могли обойтись Грузия и Армения, железные дороги соединяли все кавказские республики с черноморскими и каспийскими портами. Лишь сообща можно электрифицировать народное хозяйство и наладить систему орошения» (стр.191).

Начался СЛОМ введённых буржуазными националистами ТАМОЖЕННЫХ БАРЬЕРОВ и ОБОСОБЛЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ, что способствовало нормализации товарооборота всего Закавказья.

Необходимость образования федерации закавказских республик диктовалась и внешнеполитическими причинами: существовала угроза иностранного ВТОРЖЕНИЯ в Закавказье. Правящие круги Запада стремились захватить бакинскую нефть, превратить Армению и Грузию в свой плацдарм. «Добро» на свои притязания агрессоры получили от эмигрантских «правительств» Грузии, Армении и Азербайджана, собравшихся летом 1921 года в Париже.

Закавказская федерация создавалась в сложнейших условиях. Унаследованные от царизма национальная и религиозная рознь и недоверие народов друг к другу мешали их сплочению. Прежнее руководство разжигало в людях чувство национального эгоизма. Даже после установления Советской власти между республиками возникали споры по территориальным и другим вопросам.

Первым шагом на пути объединения республик Закавказья являлось укрепление хозяйственных связей между ними. По предложению В. Ленина создавались единый хозяйственный орган и единый банк всего Закавказья.

В начале ноября 1921 года пленум Кавбюро РКП (б) с участием руководящих партийных и советских работников Закавказья признал, что назрела необходимость заключить федеративный союз между Азербайджанской ССР, Грузинской ССР и Армянской ССР. Это решение поддержано вторым Краевым Закавказским партийным совещанием. Оно подчеркнуло, что с созданием федерации заканчивается длительный и тяжёлый период межнациональной борьбы в Закавказье. Совещание обсудило проект договора между тремя республиками.

12 марта 1922 года, почти за девять месяцев ДО образования СССР, юридически и ФАКТИЧЕСКИ уже оформилась его важная составная часть – Союз закавказских советских республик. Договор об образовании федеративного союза в этот день подписан в Тифлисе.

Высшим органом союза объявлялась Полномочная конференция представителей трёх республик, а исполнительным органом – Союзный Совет. Сформирован Высший экономический совет.

Создание федерации окончательно завершилось в декабре 1922 года на I Закавказском съезде Советов, принявшем решение о преобразовании Союза закавказских советских республик в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР).

С инициативой республик

Ленин неоднократно подчёркивал, что демократический централизм предполагает широкую инициативу и самостоятельность местных органов власти.

«…Бюрократическое вмешательство в чисто местные (областные, национальные и т. п.) вопросы, – писал он, – есть одно из величайших препятствий экономическому и политическому развитию вообще и, в частности, одно из препятствий централизму в серьёзном, в крупном, в основном» (В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 24, стр. 146). То есть, демократический централизм в условиях советской федерации должен сочетать централизм в вопросах государственного управления с ИНИЦИАТИВОЙ РЕСПУБЛИК.

Вопрос об образовании единого союзного государства выдвинули почти одновременно все союзные республики. Это свидетельствовало о том, что условия для объединения созрели. В марте 1922 года ЦК КП (б) Украины, подтвердив стремление и дальше укреплять государственный союз УССР с РСФСР, заявил о необходимости конкретизировать правовые отношения между двумя
республиками.

При обсуждении вопроса о путях создания союзного государства ЦК РКП (б) пришлось столкнуться с рядом принципиально новых проблем, решение которых требовало учёта политических и социальных условий всех республик.

С одной стороны, приходилось учитывать наличие тенденций к обособлению отдельных советских республик. С другой стороны, необходимо принимать во внимание недооценку опасности великодержавного шовинизма некоторыми партийными и советскими работниками, а также считаться с пережитками в сознании, оставшимися после царской эпохи. Поэтому вопросы выработки форм и методов объединения союзных республик потребовали длительных обсуждений в руководстве РКП (б) и компартий союзных республик.

«План автономизации»

В августе 1922 года ЦК РКП (б) создал комиссию по подготовке проекта решения о взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками. В её состав входили И.В. Сталин, В.В. Куйбышев, Г.К Орджоникидзе, С.А. Агамалиоглы (Азербайджан), А.Ф. Мясников (Армения), Б.Г. Мдивани (Грузия), Г.И. Петровский (Украина), А.Г. Червяков (Белоруссия) и другие. Комиссия одобрила проект, подготовленный Сталиным.

Этот проект, известный как «план автономизации», исходил из того, что компетенции высших органов власти РСФСР должны распространяться на соответствующие учреждения Украины, Белоруссии и закавказских республик (с народными советскими республиками – Бухарой, Хорезмом и Дальневосточной республикой предлагалось сохранить договорные отношения). Иными словами, государственное объединение мыслилось осуществить в рамках РСФСР на основе АВТОНОМИИ.

План И. Сталина отражал взгляды многих партийных и советских работников, исходящих из опыта национально-государственного строительства, накопленного за время существования Российской Федерации.

Тот факт, что в рамках РСФСР успешно развивались нации, укреплялась дружба между народами, послужило основанием выступить с предложением распространить существующую там систему и на взаимоотношения с республиками, связанными с РСФСР договорами. Более того, сторонники «автономизации» не учитывали, как потом скажет Ленин, упрочение суверенных прав республик. Опасались, что подчёркивание самостоятельности подорвёт основы пролетарского интернационализма, даст повод местным националистам для новых атак на партию, на идею дружбы народов. Всё это могло создать почву для проявлений великодержавного шовинизма и местного национализма.

Проект компартии союзных республик оценили по-разному. В Азербайджане, Армении и Заккрайкоме его поддержали. Коммунисты Белоруссии высказались за сохранение существующих договорных отношений. ЦК КП (б) Украины не вынес определённого решения о путях объединения республик. Центральный Комитет Компартии Грузии, отвергнув проект «автономизации», вместе с тем отметил: «Объединение хозяйственных усилий и общей политики считаем необходимым, но с сохранением всех атрибутов независимости».

Сепаратистские тенденции проявились также со стороны татарских, башкирских национал-уклонистов, предлагавших даже ликвидировать РСФСР, а автономные республики превратить в союзные.

23-24 сентября 1922 года вопрос о государственных отношениях РСФСР с другими советскими республиками рассматривался на заседании комиссии Оргбюро ЦК РКП (б). За основу приняли план «автономизации». На следующий день протоколы комиссии вместе с резолюциями ЦК компартий Азербайджана, Армении и Грузии направили Ленину. Одновременно с «планом автономизации» ознакомились члены и кандидаты в члены ЦК РКП (б).

(Окончание следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top