Как часть культуры

17 марта 2022
0
3760

Казахский национальный костюм – не только одежда, а форма искусства, в которой переплелись традиции разных эпох и поколений. Об этом рассказала историк-этнограф Баян Габбасова, которая изучала этот вопрос и написала научную работу.

– Баян, в чем отличие одежды казахов?

– Впервые элементы казахской национальной одежды начали появляться примерно 600 лет назад. Одежда шилась на четыре сезона и на все случаи жизни. Она отличалась многослойностью, а также простотой и рациональностью. Это обнаруживается во всем: в завершенности композиции, ансамбле одежды, использовании тканей, цветовой гамме, украшениях и отделке. Крой практичный и лаконичный, подходящий для верховой езды и кочевого образа жизни. Социальное неравенство, которое существовало в степи, отражалось во внешнем облике. У казахов была повседневная и парадная одежда. В зависимости от занимаемого статуса, она отличалась декором, объемом, украшениями.

– Из каких материалов ее шили?

– Из самых разных натурального происхождения. Для мужских и женских костюмов использовалась кожа и мех преимущественно верблюдов, бобров, енотов, лисиц. Традиционными материалами, уже чуть позже, стали тонкий войлок, сукно, получаемый из овечьей или верблюжьей шерсти, шерстяные и хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, кумач, коленкор, миткаль. Более обеспеченные одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, атласа. Костюмы дополнялись золотыми и серебряными вышивками, украшались бисером, жемчугом, камнями – самоцветами. Использовались и среднеазиатские ткани ремесленного производства: мата, бязь, адрас, бакасаб, падшай, кара кульга. Эти ткани доставлялись купцами из Индии, Китая, Средней Азии по «Шелковому пути». Для одеяний простых людей использовали недорогие ткани: плис, ситец, бязь, нанку. Казахстанский костюм отличался сочетанием ярких, насыщенных красок. Основные цвета: зеленый, изумрудно-синий, алый, серебристый, золотой. Одной из основных особенностей национального костюма на протяжении многих веков является сложный, необычный декор. Для украшения одежды использовались оригинальные вышивки, тесьма, кайма, позументы, другие элементы. Одежда украшалась орнаментом. Каждый узор имеет свой смысл и предназначение, наиболее распространены узоры в виде головы, рогов, копыт животных, лапок, клювов птиц. Традиционно считалось, что орнамент выступает в качестве сильного оберега, защищающего человека от воздействия злых сил и негативных помыслов. Казахи никогда не скупились на щедрое декорирование одежды.

– Как одевались женщины?

– Женский костюм состоял из нескольких частей. Чаще всего это был приталенный камзол с расклешенной юбкой или платье. У казашек из разных регионов практически полностью отсутствовали какие-либо различия в национальном наряде. Также ничем не отличалась одежда для работы, верховой езды, праздничных и обыденных дней. Единственное – костюмы для торжественных мероприятий изготавливались из дорогостоящих, качественных материалов. Их отличительной особенностью было декорирование шелковыми лентами, драгоценными камнями, меховыми оторочками. Для дополнения образа широко использовали различные украшения. В большинстве случаев предпочтение отдавалось кольцам, браслетам, серьгам, ожерельям, богато расшитым поясам. Использовались различные материалы в зависимости от финансового состояния женщины. Это могло быть золото, серебро, драгоценные, полудрагоценные камни или обычный металл.

Женские головные уборы зависели от времени года, возраста и достатка. Их основное предназначение заключалось в том, что они не только защищали голову от холода и ветра, но и демонстрировали всем окружающим социальное положение. Молодые девушки чаще всего носили тюбетейку – небольшую и невысокую шапку, расшитую красивыми узорами. К ее верхней части пришивали несколько перьев белого филина, в качестве оберега. Зимой наряд дополнялся высокими теплыми шапочками конусообразной формы, отороченными мехом – борик. Их девушки носили до самого замужества. Во время свадьбы проводился целый ритуал по снятию. Затем невесте надевали саукеле – головной убор невесты заслуживает особого внимания. Он очень дорогой. Саукеле шили истинные мастерицы. Обязательным дополнительным элементом были подвески – жактау, которые прикреплялись к боковой части саукеле – чем длиннее жактау, тем выше положение родителей девушки. По головному убору невесты оценивали состояние ее семьи. В некоторых поселениях стоимость свадебного саукеле оценивалось в табун лошадей.

Традиционно считалось, что чем богаче и роскошнее свадебный головной убор, тем счастливее и безоблачнее будет жизнь молодой семьи. Сразу после свадьбы молодая жена меняла саукеле на более скромную, но все равно очень нарядную шапочку – касаба. Ее носили только до рождения первого ребенка. После рождения первенца свекровь надевала на голову невестки кимешек. И этот белый тюрбан, плотно закрывающий голову, волосы, шею, оставляющий на виду только лицо, женщина носила уже до конца жизни.

– Как в старину одевались мужчины?

– Очень просто и удобно. Жейде – нательная рубашка из легкой ткани. Штаны нижние из легкой ткани. Верхние из сукна, замши, овчины. Как и в женской одежде, были камзолы. Но основной вид халат – чапан. Это старинная одежда из дорогой крепкой ткани со стеганным подкладом. По традиции чапан дарили уважаемым гостям, сватам. В старину был обычай «Жеті жарғы», тех, кто нарушал закон, штрафовали, взыскивали штраф лошадью и чапаном. Представляете, какова была значимость чапанов! В мужской одежде, как и в женской, социальные различия проявлялись в материале. Казахи всегда ценили шкуры и меха животных.

Из шкур шили шубы – тон, а из меха пушных зверей – ішік. Верхняя одежда готовилась из шкур и меха диких и домашних животных. Соответственно одежда называлась жанат тон – шуба из меха енота, кара тулки тон – черно-бурой лисицы, камшатборык – бобровая шапка, бота тон – из шкуры верблюжонка, жаргак тон – шкур жеребят. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.

Теплая мужская одежда однотипна: купи – из простеганной верблюжьей или овечьей шерсти; овчинный тулуп – тон и крытая шуба-ішік. Ішік – дорогая теплая верхняя одежда из дубленых овчин, из шкур пушных зверей, реже – из обработанной шкуры верблюжонка. Это была самая теплая одежда. Например, если в буран попадали два человека, и один из них погибал, а оставшийся в живых был в волчьей шубе, то родственники погибшего обвиняли выжившего в смерти своего родственника и требовали возмещения ущерба, так как одна волчья шуба могла согреть двоих, и значит, выживший не поделился ею. Таким был степной закон.

Тымак – малахай, мужской зимний головной убор из овчины, пушнины, имеющий особый крой. Раньше казахи могли определить по тымаку, из какого жуза, рода его владелец. Абай подробно описывал тымак и воспевал его в своих стихах. Его нельзя обменивать. Тымак почитаемых людей оставляли в наследство. В былые времена недоношенного младенца держали в тымаке ровно столько дней, сколько ребенок был недоношен. Борик – один из широко распространенных головных уборов. Его носят как мужчины, так и девушки. Борик покрывали дорогой тканью, нижнюю часть обшивали мехом пушных зверей. Молодые жигиты, певцы, люди искусства, акыны носили вышитый борик с перьями филина. Иногда казахи носили несколько головных уборов и чапанов сразу. Это считалось почетно (у казахов дорогую национальную одежду и головной убор преподносили и преподносят в знак признания уважаемым людям).

– Спасибо за беседу.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top