Как блестящий метеор

2 августа 2018
0
129

Имя Чокана Валиханова по праву занимает почетное место в истории культуры и общественно-научной мысли в Казахстане.

Предки Ч. Валиханова принадлежали старинному султанскому роду. Его прадед Аблай, хан Среднего жуза, одним из первых принял русское подданство и на протяжении всей жизни поддерживал политические и торговые связи с Россией.

Отец Чокана, Чингиз Валиев, внук хана Аблая, родился в 1811 году. Когда умер Вали, Чингизу было 10 лет. Главой семьи стала вдова хана Вали – Айганым (1783-1853 гг.), бабушка Чокана Валиханова.

Это была умная, дальновидная и для того времени образованная женщина. Она знала несколько восточных языков, интересовалась русской литературой, переписывалась с Азиатским департаментом Министерства иностранных дел и Сибирским комитетом в Петербурге. Айганым пользовалась большим авторитетом у местного населения.

Чокан Валиханов (полное его имя –Мухаммед-Ханафия, а Чокан – имя, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун. Он провел свои детские годы сначала в Кушмуруне, а потом в Сырымбете – усадьбе своих предков. Это красивейшие места в Северном Казахстане, овеянные историческими легендами, с которыми связаны детские воспоминания Валиханова.

Значительное влияние на духовный рост маленького Чокана оказала его бабушка Айганым. Светлые воспоминания о бабушке – носительнице лучших народных традиций, обычаев – Чокан сохранил на всю жизнь.

Сначала Чокан учился в Кушмуруне в частной казахской школе. Здесь он овладел основами арабского письма и научился рисовать. Султанские дети, по традиции, должны были изучать несколько восточных языков или, как говорилось, «жеті жұрттың тілін білу» – знать языки семи народов.

Чокан хорошо усвоил арабскую, а позже и уйгурскую грамоту. Одним из его детских увлечений было рисование. Этому искусству он научился у русских художников-топографов и геодезистов, подолгу проживавших в Кушмурунской крепости, в семье Валихановых.

Большое удовольствие доставляла юному Чокану соколиная охота. Его привлекали бескрайние просторы степей, зеленые рощи, тугаи речных долин, высокие утесы. Такие поездки знакомили Чокана с родным краем.

С ранних лет Чокан проявлял огромную любовь к казахской народной поэзии. Уже в детстве им записано несколько вариантов народных поэм «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» и «Ер Кокше». Он запоем читал стихи классиков восточной литературы. Как писал сам Чокан, «любовь к восточной поэзии он сохранил на всю жизнь».

Жажда познания все сильнее охватывает Чокана, он мечтает об учебе в большом городе. Осенью 1874 года отец привез 12-летнего Чокана в Омск на учебу в Сибирский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением в Сибири.

Сибирский кадетский корпус создан в 1845 г. на базе бывшего училища Сибирского линейного казачьего войска. Поистине культурное значение этого учебного заведения трудно переоценить. Из него вышли многие общественные и военные деятели, ученые и публицисты. Здесь учился большой знаток Сибири В.И. Волгин, впоследствии ученый-просветитель, издатель и редактор первого в Сибири частного печатного органа – газеты «Амур».

Питомцем Омского кадетского корпуса был близкий друг Чокана Г.Н. Потанин, впоследствии выдающийся путешественник и исследователь Сибири, Казахстана.

Кадетский корпус имел имел широкий общеобразовательный профиль. Учебная программа включала, помимо военных дисциплин, всеобщую историю, историю России, основы философии, ботанику, зоологию, физику, математику, французский, немецкий, русский языки. Кроме того, в корпусе был особый класс восточных языков. Здесь преподавали тюркский, персидский и арабский языки. Обучение было восьмилетнее. Оно состояло из двух подготовительных классов, пяти основных и шестого специального класса. В последнем преподавались военные науки (тактика, артиллерия, полевая фортификация). Большое место отводилось изучению стран Азии (Китай, Индия, Афганистан и Персия).

Чокан пришел в кадетский корпус, не зная хорошо русского языка, но, благодаря незаурядным способностям, сумел изучить его и стать первым учеником в классе.

География Казахстана в кадетском корпусе в основном изучалась в военно-стратегическом плане. Уделялось большое внимание таким вопросам, как границы казахских степей, реки, озера, климат. По свидетельству Г.Н. Потанина, Чокан зачитывался историко-географической литературой: «Дневниковые записки Рычкова», «Путешествие Палласа».

После окончания кадетского корпуса (1853 г.), работая в канцелярии генерал-губернатора Западной Сибири, Чокан принимает участие в решении вопроса о мирном присоединении казахов Старшего жуза и Иссык-Кульских киргизов к России.

В 1855 году Чокан принял участие в поездке генерала Госфорта по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю.

В августе 1856 года он едет в Кульджу. Основной задачей были переговоры о налаживании торговых отношений с Китаем. Валиханову также предстояло выполнить довольно сложную дипломатическую миссию, связанную с решением спорных пограничных вопросов. Это важное поручение выполнено им отлично.

Научные результаты путешествий Ч. Валиханова за 1856-1857 год отражены в его путевых очерках «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Географический очерк Заилийского края», «Записки о киргизах».

Исследования Чокана Валиханова через посредство П.П. Семенова-Тян-Шанского стали известны в научных кругах Петербурга. Семенов-Тян-Шанский ходатайствовал перед Русским географическим обществом о принятии Ч. Валиханова действительным его членом, в который был избран 21 февраля 1857 года. Это означало признание выдающихся заслуг молодого ученого перед российской наукой.

Путешествие Чокана в Кашгарию, создавшего ему славу отважного путешественника, состоялось в 1858-1859 годы. Это путешествие сильно подорвало здоровье Валиханова.

В конце 1859 года Валиханов приехал в Петербург. Русские ученые встретили его как отважного путешественника, глубокого знатока и исследователя Средней Азии и Казахстана. Валиханов был зачислен в штат Азиатского департамента, одновременно сотрудничал в Военно-ученом комитете Генерального штаба, в Министерстве иностранных дел, в Географическом обществе.

По поручению Генерального штаба он составлял карты Средней Азии и Восточного Туркестана. Под его редакцией подготовлены «Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау», «План города Кульджи», «Карта к отчету о результатах экспедиции к озеру Иссык-Куль».

Весной 1861 года по состоянию здоровья Ч. Валиханов был вынужден оставить Петербург. По совету врачей он отправился в родную степь.

В 1864 году он приглашен в военную экспедицию генерала Черняева, но вскоре был вынужден уйти. По его мнению, присоединение южных областей Казахстана к России должно было произойти мирным путем, но Черняев, ярый проводник колонизаторской политики царизма, часто прибегал к кровопролитию и бесчеловечным действиям. Чокан, недовольный этим, возвратился в Верный.

Безвременная кончина выдающегося сына казахского народа, крупного ученого и путешественника наступила в апреле 1865 года.

Научные заслуги Ч. Валиханова как исследователя Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана были признаны мировой наукой. Труды его печатались на русском, английском, немецком и французском языках.

В 1904 году Географическое общество издало сочинения Ч. Валиханова. В предисловии к нему академик Н.И. Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингизович Валиханов».

Какима Альмуханова,
научный сотрудник музея А.С. Пушкина

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top