Кадры «под заказ»

8 февраля 2018
0
133

В последнее время в Казахстане активно внедряется так называемая дуальная система в техническом и профессиональном образовании (ТиПО). Она давно и успешно применяется в Германии, Франции, Швейцарии, Китае и ряде других стран.

Идея такой системы родилась не на пустом месте. До недавнего времени многие выпускники профессиональных учебных заведений попросту оставались не у дел, так и не сумев найти работу по специальности. В этой ситуации и возникла необходимость объединения усилий образования и бизнеса в вопросе подготовки кадров. Более того, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще в Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» отметил, что знания и профессиональные навыки – это ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

С 2012 года работа закипела, и вскоре стало понятно, что эта современная технология действительно позволяет обеспечить подготовку компетентных специалистов и гарантирует трудоустройство выпускников, даёт им возможность реализовать себя на производстве. В Трудовой кодекс внесли соответствующие понятия. Закон «Об образовании» после поправок теперь предусматривает теоретическое обучение в колледже и практическое на предприятии.

Министерство образования и науки утвердило Правила организации дуального обучения в организациях ТиПО, определён размер компенсационной выплаты обучаемому в размере не менее одного МРП. За время прохождения производственного обучения учащимся может зачисляться трудовой стаж.

Сегодня дуальное обучение ведётся по техническому, технологическому и сельскохозяйственному направлениям в 350 колледжах (почти половина от их общего количества). Во внедрении новой системы технического и профессионального образования участвуют около 1800 предприятий. Речь идёт прежде всего о таких отраслях, как сельское хозяйство, транспорт, металлургия и машиностроение, нефтегазовое и химическое производство.

Аналитики, производственники и руководители колледжей отмечали, что при внедрении ТиПО как никогда возрастает роль социального партнёрства, поскольку участие предприятий и бизнес-структур позволяет существенно поднять уровень профессиональной подготовки и обеспечить его соответствие потребностям рынка труда.

Внедрение новых механизмов обучения обеспечило качественно новый подход к прохождению производственной практики и стажировки. В ряде колледжей созданы студенческие и конструкторские бюро, которые уже несколько лет предлагают проекты, представляющие интерес не только для казахстанских, но и для зарубежных бизнес-структур.

Лидером внедрения ТиПО в нашей стране с самого начала стала Павлодарская область, имеющая развитую промышленность. В числе ведущих называются Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Мангистауская, Южно-Казахстанская области. Но ведь и в Приуралье есть немалые возможности внедрения ТиПО: если наш производственный потенциал по сравнению с названными областями не столь велик, зато система технического и профессионального образования одна из лучших в стране.

В ЗКО в рамках «Дорожной карты» дуальное обучение практикуется в 14 колледжах, при двух предприятиях действуют учебные центры.

Всё это, конечно, хорошо, но данная система не должна замыкаться только на взаимодействии колледжей и предприятий – в этот процесс необходимо шире вовлекать и общеобразовательные школы через преемственность основного среднего и технического профессионального образования. В этой связи следует с учётом мирового и собственного опыта разрабатывать и апробировать модели непрерывного профессионального образования на основе ранней специализации.

Каждый ученик ещё со школьной скамьи должен быть вовлечён в различные сферы практической деятельности с учётом его индивидуальных особенностей и интересов.

Как показывает международный опыт, для среднего образования наиболее оптимальной и целесообразной является система 4+6+2.

Первая ступень – это начальное образование, когда обучение и воспитание нацеливаются на формирование положительного отношения к человеку труда и привитие интереса к миру профессий. Вторая ступень – основная школа, которая подразумевает предпрофессиональную подготовку. Такая модель способствует дальнейшему развитию непрерывного образования в условиях перехода на 12-летнее обучение, высокому уровню подготовки и обучения рабочих кадров, повышению престижа рабочих профессий и росту уважения к человеку труда.

Надо, однако, иметь в виду, что в ходе дуального обучения возникает немало серьёзных проблем, в том числе по организации производственной практики. И дело не только в отвлечении на её организацию и проведение определённых ресурсов предприятий. Есть также проблемы с наставничеством. Мало того, что наставников сегодня в Казахстане не хватает, так ещё нередки факты их недостаточной заинтересованности, как и некоторых предприятий в целом, в совместной подготовке кадров.

В своё время уже предпринимались попытки заинтересовать работодателей. Например, министерство образования и науки выделяло средства из бюджета на то, чтобы отечественные компании обновляли квалификационные требования к своим работникам. Для стимулирования предприятий, работающих по дуальной системе, предлагалось уменьшить налог на сумму, которая направляется на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с коэффициентом 1,5, а также установить налоговые вычеты по расходам физических лиц на обучение. По-видимому, работу в таком направлении следует продолжать.

Фото: Ярослав Кулик

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top