Истоки

22 января 2015
0
2167

Х.Н. Габдеев. 2010 г.Детские годы мои прошли в Оренбуржье – здесь я родился, окончил восьмилетку в совхозе «Степной» Ташлинского района, а одиннадцатилетнюю политехническую школу окончил в районном центре с. Ташла. И если дома я числился успешным учеником, то жизнь в интернате с девятого по одиннадцатый классы была другая и запомнилась ночевками вдвоем с таким же учеником на одной кровати, скудным рационом питания, набегами в интернат и избиениями старшеклассников – курсантов местного училища механизации сельского хозяйства.

Запоминающимися, приятными воспоминаниями школьного периода остались уроки пения под гармонь в 3-4 классах (учитель пения Г.Ф. Романова) или самолично, по поручению учителя написанный и вывешенный на фасаде школы транспарант по случаю очередной годовщины Октябрьской революции, или сообщение своему классу вести о полете Ю.А. Гагарина в космос.

Родители, как могли, удовлетворяли мои запросы, находили средства для покупки мне мальчишеских вещей. Так я научился игре в шахматы, катался на своем велосипеде, имел лыжи и бегал на них, было ружье 16 калибра, с которым я ходил на охоту, фотоаппарат «Зенит», гармонь, на которой я прилично играл, гитара, песни под которую люблю напевать и поныне, капканы для ловли сусликов с последующей реализацией их шкурок. Так что для становления моей личности не существовало препятствий, наоборот, учитывая состояние послевоенного общества, я имел многое для деревенского молодого человека.

Но самым ярким воспоминанием предстает чтение книг, которые я брал в местной библиотеке. Поразительно, но это осознается с годами, именно библиотекарь – жена директора совхоза Г. Тарасова привила мне любовь к книге. Я буквально зачитывался сначала сказками народов СССР, затем приключенческими книгами Ф. Купера, Д. Свифта, Ж. Верна, позднее – детективами и классикой. Сильное, на всю жизнь, впечатление оставили роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» и повесть Д. Лондона «Мартин Иден», а также детективы А.К. Дойла.

Отмечу, что позднее, общаясь с претендентами на ученые степени, звания и руководящие должности, вывел для себя формулу: человек, незнакомый с книгой, не прошедший поэтапно познание мира именно в указанной последовательности – ущербен, и желание иметь много без крепкой основы – плохо как для претендента, так и для окружающих. Малограмотность в сочетании с излишней, неоправданной амбициозностью несут неудобства обществу и малопродуктивны.

Огромное удовольствие доставляло катание на коньках. В числе первых у меня появились «снегурки». И хотя они крепились на валенки, это не мешало наслаждаться пребыванием на местном пруду, играя в хоккей. Помню то нетерпение, с которым ожидал образования льда; обычно это происходило на ноябрьские праздники. И вызывал досаду рано выпавший снег, который ограничивал наши возможности – уже нельзя было пересекать пруд на коньках, добираясь до крайней его точки. Также неосуществленной мечтой осталось приобретение лучших коньков – «дутышей» на ботинках.

С ранних лет я приобщился к бильярду. Для этого важно было дружить со старшим сыном уборщицы клуба, в фойе которого был установлен средних размеров стол. Ясно, что Саша, сын уборщицы, очень хорошо играл, но и мне удавалось многое; не зря главный агроном совхоза А. Гришин постоянно брал меня в партнеры вечерами, когда перед сеансом кино взрослые, заняв очередь, гоняли шары. Бильярд практикую и поныне, считая, что это полезно и для здоровья.

Школу окончил в 1965 году и наряду с аттестатом зрелости получил удостоверение плотника-столяра 3-го и токаря 1 разрядов. Считаю, что в повседневной жизни особенно полезным, наряду со знаниями, оказалось умение владеть плотницким и столярным ремеслом. Основы, заложенные в школьные годы, были настоящими и надежными благодаря заботе и наставлениям родителей и учителей. В ряде случаев мои учителя, как и мой отец, были участниками войны, многое вынесли на своих плечах и умели ценить жизнь, являясь в то же время требовательными воспитателями. С благодарностью вспоминаю моих преподавателей М.К. Гранкину, О.М. Андрюшину, Б.Н. Меденкова, Д.Я. Ежелеву, А. Нерубайского, Н.Ф. Кудрявцева.

На старших курсах института пришло понимание того, что без орошения сельскохозяйственных культур трудно рассчитывать на устойчивые урожаи, тем более высокие. Уверенность в этом подкрепил приезд в наш вуз доктора сельскохозяйственных наук, профессора С.Д. Лысогорова – заведующего кафедрой общего и орошаемого земледелия Херсонского сельскохозяйственного института. Его сопровождал доцент Ф.В. Кивер. С.Д. Лысогоровым было прочитано несколько лекций на нашем курсе. Автор многократно переиздававшегося учебника «Орошаемое земледелие», он высоко котировался во всесоюзной науке. Впоследствии его учебники в соавторстве с профессором В. А. Ушкаренко издавались на многих языках, в т.ч. на фарси.

После окончания вуза в 1970 году трудовую деятельность по специальности начал на Уральской сельскохозяйственной опытной станции. Поскольку в группе орошения вакантного места не было, пришлось согласиться на должность МНС группы селекции проса и серых хлебов. Я полагал, что и этот вариант приемлем, так как важно было получить навыки и знания в области методики опытного дела. Мне повезло – два года я проработал под началом маститого селекционера С.Ф. Тарасова и многому научился у него: методике постановки полевых опытов, ведению наблюдений и учетов, математической обработке данных, а также порядку проведения апробации посевов различных культур. Это время, как выяснится впоследствии, окажется результативными и в плане выведения сорта проса «Уральское-109».

С.Ф. Тарасов отличался высоким профессионализмом, глубокими знаниями во многих отраслях. Из человеческих качеств следует отметить порядочность, требовательность, умение разглядеть и дать точную оценку той или иной персоне, особенно в плане профпригодности. Поэтому я старался не подводить его по работе и не попадаться на его острый язык. От него невозможно было услышать похвалы, да и учил он всему не натаскиванием, а личным примером и бесконечной любовью к селекции проса.

Весной 1971 г. вызвался поехать в Алма-Ату для обучения и сдачи кандидатских минимумов на курсах при Министерстве сельского хозяйства. Вместе с В. Молчановым, заведующим группой защиты растений, жили на квартире и в течение двух месяцев ходили на курсы по философии и иностранному языку. Видимо, за знание немецкого языка я был назначен старостой группы. На «отлично» сдав оба минимума, мы вернулись в Уральск.

Меня постоянно влекла мечта – поступить в аспирантуру под начало С.Д. Лысогорова и в 1972 г. мне удалось ее осуществить с помощью научного руководителя моей дипломной работы, декана агрономического факультета В.П. Согуренко и руководства СХИ в лице В.К. Иконникова, организовавших мое целевое обучение в аспирантуре при кафедре общего и мелиоративного земледелия Херсонского СХИ. Научным руководителем темы стал профессор С.Д. Лысогоров. На вступительных экзаменах я сдавал экзамен лишь по специальности; ранее сданные кандидатские экзамены пошли в зачет. Решено было объектом исследований выбрать высокоурожайную, но относительно новую для Западного Казахстана культуру – озимую пшеницу, а местом проведения экспериментов – учхоз «Фрунзенское». Из учхоза им. М.И. Калинина (Тамбовская область) и Ершовской опытной станции (Саратовская область) мною были завезены семена этой культуры, а в августе 1972 г. заложены опыты по подбору сортов, исследованию сроков и норм посева при орошении дождеванием.

Из трех лет исследований два года пшеница не вымерзала, один год наблюдались выпады растений, не перенесших суровые зимние условия. Тем не менее, выяснилась возможность получения в наших краях урожаев озимой пшеницы в 45-50 ц/га, а в лучшие по перезимовке годы – до 60-65 ц.

Четвертый год был посвящен производственным опытам, элементам внедрения лучших вариантов опытов в производство. С признательностью вспоминаю своих первых студентов-дипломников: Юлию и Бориса Тургалиевых, А. Мурзагалиева и И. Грицан (выпуск 1974 г.), С. Апиева и К. Абдрахманова (выпуск 1975 г.).

Защита диссертации произошла в октябре 1977 года в Херсонском СХИ.

Следует отметить, что исследования по озимой пшенице были продолжены на Уральской сельскохозяйственной опытной станции в 1977-1986 годах. В этот период я заведовал отделом орошения и удобрений. Некоторое время в составе отдела была и агрохимическая лаборатория станции. Считаю, что больше не было у меня лучшего времени касательно качества проведенных опытов, обилия наблюдений и учетов, оснащения техникой, оросительной водой, удобрениями, а главное – кадрами. Именно этот период позволил заложить основы докторской диссертации. Были проведены многочисленные опыты с такими культурами как кукуруза на силос, яровая пшеница, просо, многолетние травы и культуры поукосного и пожнивного сева. Отдел принял участие в сети географических опытов. Не осталось в стороне и внедрение в производство лучших приемов агротехники. Некоторое время на областном телевидении вел передачу под названием «Уральские нивы».

Этот же период был насыщен поездками в разные города Союза на научные конференции, для прохождения стажировки или повышения квалификации. Как председатель совета молодых ученых области возил делегации или сам принимал участие в выездных заседаниях по линии комсомола республики. Одним словом, жизнь тогда била ключом, а главное – работала на будущее. И хотя эта гонка была нелегкой, но приносила удовлетворение и понимание того, что заниматься любимым делом – великое благо.

Конечно, и ранее, и в этот период были возможности ухода на другую работу, скажем, главным специалистом хозяйства, руководителем, в партийные или советские органы, но что-то всегда удерживало меня. Думалось, искать добро от добра не стоит, ведь в своей жизни я всегда ценил самостоятельность, независимость, а попав в науку, стал ценить и возможность быть на острие добычи новых знаний. И хотя материально мое занятие было малоприбыльным, жизнь на земле и ведение натурального хозяйства сглаживали ситуацию.

Исследовательская работа продолжилась в Западно-Казахстанском СХИ. В общей сложности, с 1986 года я проработал в этом вузе, занимая должности доцента, заведующего кафедрой, профессора, – около 10 лет. На этот период пришлись перестроечные и постсоветские годы. Был период, когда оклад доцента или профессора сравнялся со стипендией студента. Лихие 90-е годы, особенно их первая половина, отличались массовой куплей-продажей, безработицей, уходом талантливой молодежи в бизнес. Случилось это и с моими двумя аспирантами, подготовка которых велась двумя учеными – ректором Херсонского СХИ доктором сельскохозяйственных наук, профессором В.А. Ушкаренко и мной. А ведь разрешение на мое соруководство было получено через Москву не без труда.

В 1994 году моя диссертация была завершена. В конце этого года я был командирован в г. Херсон для завершения всех подготовительных процедур, связанных с предзащитой. В этом большую помощь оказал ректор нашего вуза С.Ш. Джубаев.

В конце 1995 г., там же, в Херсоне, я защитил докторскую диссертацию, а научным консультантом выступил В.А. Ушкаренко. В это время я уже год работал директором Уральского научного центра водных и биологических проблем Западного отделения НАН РК. Центральный офис отделения находился в г. Атырау и возглавлял Западное отделение академик Ш.М. Айталиев. Три года функционирования центра запомнились постоянной нехваткой и отсутствием денежных средств. Тем не менее, были проведены исследования в зоне действия полигона Капустин Яр, на Карачаганакском НГКМ, на р. Урал и озере Шалкар. Известную заботу о научном центре проявил в это время аким области К.К. Джакупов. Западное отделение функционировало до марта 1997 г., а наш центр, после выдачи отчета областному управлению экологии, проработал до ноября 1997 г.

С февраля 1999 года по август 2013 года работал в Казахской академии транспорта и коммуникаций, куда был переведен по инициативе ректора академии А.Д. Омарова. Передо мной была поставлена задача – открыть новую специальность «Прикладная экология на транспорте». За 3-4 месяца я подготовил учебную программу, другие необходимые документы. Приходилось обращаться к специалистам алматинских вузов, привлекать материал российских ВУЗов, посетить учебно-методическое объединение в Карагандинском техническом университете. Словом, к сентябрю 1999 г. все было готово и произведен первый набор студентов на эту специальность. В рекламных брошюрах академии мы отмечали, что наш выпускник в перспективе, после непродолжительной переподготовки, может работать экологом-экспертом или экологом-аудитором. Действительно, законы молодого государства позволяли это претворить в жизнь!

(Продолжение следует)

Выпускники Агрофака 1970 г. Последний ряд 6-й справа – автор статьи Х. Габдеев. 1995 г.

Автор: Хаиржан Габдеев
Фото автора

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top