Исчезающий символ

9 июля 2020
0
593

Областной музей является хранителем редчайших экспонатов разных эпох, сокровищницей интересных и редких коллекций, рассказывающих об истории быта населения Приуралья. Это один из старейших музеев Казахстана. За длительный период прошел трудный путь становления и развития. Музейный фонд в настоящее время насчитывает около 195 тысяч единиц хранения по разделам документального фонда, живописи, одежды, предметов быта и т.д.

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая…
            А.С. Пушкин. Евгений Онегин


Одной из интересных коллекций фонда является собрание самоваров. Представлены интересные образцы самых знаменитых тульских фабрик второй половины XIX века: братьев Алексея и Василия Баташевых, братьев Шемариных, семейства Тейле и т.д. Простые, походные, малых объемов, сувенирные – все эти разновидности представлены в нашей коллекции. В фонды музея самовары поступили в основном от жителей города и районов области.

Самовар ныне является исчезающим видом. Долгое время за ним признавалась лишь утилитарная функция: к нему относились, прежде всего, как к предмету быта. Это одна из причин того, что старинных сосудов сохранилось крайне мало. Вторая причина: за годы советской власти уничтожено 96% всех изготовленных самоваров. С каждым годом настоящих антикварных самоваров становится все меньше и меньше, найти их все труднее, и, возможно, скоро они исчезнут из продажи и останутся только в частных коллекциях и музеях.

История самовара богата и интересна. Их форма постоянно упрощалась, пока не приняла вид привычной нам банки. А прежде они были и цилиндрические, и особо популярные – в форме вазы или усеченного конуса, позже появились шаровидные. Самые редкие и дорогие делались из серебра, кустарные – из жести, а наиболее распространенные – из меди, никеля и латуни.

XIX век – «золотой век» самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле, воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости: от стакана до двадцати литров. В конце XIX – начале XX века самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «желудь», «дуля», «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т.д. Такие же самовары можно увидеть и в нашей коллекции.

Первоначальной родиной самовара в России является Урал. До сих пор можно встретить в различных источниках повторение старой легенды, согласно которой самовар в Россию из Голландии завез Петр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. В России родиной самоваров считают Тулу, однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный луженый самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году. В то же время бытует мнение об одновременном начале производства самоваров – заводы в Суксуне и Туле принадлежали Демидовым, а перевезти мастеров для Демидовых из одного места в другое не представляло особого труда… Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна. В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик.

Самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первые упоминания о чае относятся к 1567 году, когда Петров и Ялышев побывали в Китае и описали растение и напиток, из него приготовляемый. Однако только в 1689 году после подписания знаменитого Нерчинского договора о торговле с Китаем чай начинает распространяться. Восточный напиток оказался настолько популярен, что повлек за собой появление другого неотъемлемого атрибута застолья – самовара.

Хочется остановиться на маленьком самоваре в форме «вазы». На самоваре клеймо «Паровая фабрика Р.А. Тейле в Туле». Рейнгольд Эрдман Тейле приехал в Тулу в 40-х годах XIX века из Пруссии. В 1870 году он открыл небольшую самоварную фабрику. Основной продукт фабрики – самоварные детали, запчасти. В дальнейшем Рейнгольд Тейле женился на Берте Данневит, уроженке Саксонии. В 1879 году Рейнгольд подает прошение в департамент торговли и мануфактур на утверждение образца клейма, которое он намеревается накладывать на свои самовары. Фабрика развивалась и приносила хороший доход. Выпускала не только самовары разных сортов, но и другие хозяйственные товары. В середине 80-х годов XIX века фабрика Тейле сгорела дотла. Хозяин восстановил ее, но объемы производства уменьшились. Скоро случился еще один пожар, который сделал положение еще хуже. После ремонта Р. Тейле продал фабрику в 1891 году Александру Степановичу Баташеву, сам поступил к нему управляющим.

Самым интересным экспонатом был походный самовар, который делится внутри на две части. С одной стороны, возможно, готовили еду, а с другой кипятили воду для чая.

Приборы такого типа давно были известны в Китае, они служили именно для приготовления горячей воды. Как китайские, так и японские сосуды для кипячения воды («хого», «цибати») имели все основные конструктивные признаки самовара: объединенные в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. Издавна самоварные устройства известны в Иране. На археологических раскопках в Азербайджане обнаружены глиняные самовары, возраст которых составляет не менее 3600 лет.

Неизменный атрибут городского быта XIX и начала XX веков – самовар упоминается едва ли не в каждом значительном произведении русских писателей той поры. Без самовара не обходится ни одна сцена семейного чаепития.

Отношение к самовару у большинства очень теплое, он является для них символом домашнего уюта, семейного очага. Самовар был не только востребованным, но и дорогостоящим предметом быта.

Все возрастающий интерес к истории самовара как самобытного предмета русского декоративно-прикладного искусства и быта обусловливает собирательство самоваров во многих музеях.

Это медное чудо имеет живую душу, так как вечны понятия, олицетворением которых всегда был самовар: гостеприимство и радушие, дружеское общение, домашний покой и уют.

Виктория Нажмеденова,
заведующая филиалом дома-музея Е. Пугачева
Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top