Импульс дан, нужна поддержка!

28 июля 2016
0
1723

Как запустить Action Research учителей в общеобразовательной школе? Целесообразно использовать опыт общеобразовательных школ, использующих идеи Программы повышения квалификации педагогических работников, разработанных Центром педагогического мастерства, совместно с Факультетом образования Кембриджского университета в школьной практике, и опыт зарубежных коллег (далее – Программа).

С 2012 года в школах области подготовлено по данной Программе в общей сложности более двух с половиной тысяч учителей 1, 2 и 3 уровней, директоров и заместителей директоров общеобразовательных школ. В текущем году планируется обучить 2363 учителя-предметника, 393 директора и заместителей директоров, 66 методистов отделов образования, 327 школьных и 26 региональных координаторов в рамках обновления содержания образования. Кроме того, в школах работают еще много опытных учителей, не прошедших подобного вида курсов, руководителей методических объединений, прибывают в школы молодые специалисты, также не знакомые с идеями Программы. Все это требует систематизации методической работы в школах с учетом характера выявленных проблем, имеющихся ресурсов в аспекте проведения конкретных изменений по улучшению школьной практики. Поэтому единой схемы или органиограммы, применимой для всех школ, быть не может. Задача руководителей школ – создать необходимые организационно-педагогические условия для формирования динамичной структуры в решении конкретных проблем в обучении и преподавании.

Анализ работ и беседа с директорами показали, что они ясно представляют необходимость совершенствования системы организации методической службы школ. В приведенных ими схемах достаточно полно представлены структурные элементы как внутри школы, так и вне ее (министерство образования и науки, областное управление образования и др). Более половины слушателей в схемах показали приоритеты изменений среднего образования (12-летнее обучение, функциональная грамотность, обновление содержания образования), более 40% директоров отметили значительную роль руководителя школы в организации методической работы. Итоги работы выявили высокие навыки владения директорами анализом внутришкольного контроля, их способность к классификации функций участников образовательного процесса. В качестве целей 60% слушателей представили: качество знаний учащихся, их функциональная грамотность, формирование мировоззрения с позиции критического мышления (учтены триединые задачи урока: знаниевая, воспитательная, развивающая).

Вместе с тем большинство работ отличает односторонность связей структурных единиц без общих «точек пересечения». Только в одной работе показаны двухсторонние связи структур, которые объединяются в деятельности творческой группы. Данный подход показывает видение директорами общего подхода в инициировании конкретных шагов по развитию школы. Но в них не представлен инструмент организации и реализации запланированных улучшений школьной практики. Только в одной работе было показано использование Lesson Study, но как прерогатива работы сертифицированных учителей. Подобный подход был важен 2-3 года назад, сегодня Lesson Study должен являться основным инструментом, который способен дать реальный импульс для системной работы организационных методических структур общеобразовательных школ в непрерывном профессиональном развитии учителя. Lesson Study способен сосредоточить, сплотить учителей на главных проблемных вопросах преподавания и обучения, а также внедрить щадящий режим использования их рабочего и личного времени, устранить, возможно, не актуальные на тот момент совещания, семинары и др.

Подобная работа включает в себя выявление проблем процесса обучения посредством сбора данных, определение соответствующих SMART (specific или конкретная, measurable или измеримая, achievable или достижимая, relevant или актуальная, time-bound или ограниченная во времени) целей и задач с привлечением всех участников образовательного процесса на основе педагогических исследований ученых и коллег других школ, формирования творческих групп учителей по организации и проведению серии уроков Lesson study, что позволит создать каждой школе уникальную органиограмму, отвечающую целям и сообразную имеющимся ресурсам.

Педагоги готовы (им необходимо) к организации и проведению серии уроков – Lesson study, основная цель которых, на первом этапе, может быть не дидактическая (в отношении учащихся), а организационная, для сплочения, взаимного обучения, самовыражения педагогов через коллаборативную среду. Что, в свое время, будет определяющим для эффективной реализации триединой задачи серий последовательных уроков. Затем, созданным группам (по целям, развивающим мыслительную деятельность учащихся) целесообразно включиться в соответствующие сетевые сообщества учителей опорных и специализированных школ.


Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют всё более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.
…имеющиеся проблемы обуславливают необходимость модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство.

Государственная программа развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 годы


Выводы, представленные в работе Catherine (2011), отражают основные проблемные направления организации и работы школьной методической системы, о которых говорилось выше, и дают нам основания для адаптации материалов данной работы в практику общеобразовательных школ нашей области.

Первая типичная ошибка педагогов – это ожидание каких-либо быстрых достижений или полной включенности всех и каждого в процесс исследования. Это сам учебный процесс. Другими словами, Lesson study – это не серия «открытых уроков», не временная акция, это процесс длиною в учебный год, потом в следующий учебный год и так далее, или это образ жизни учителя (подобно практике японских школ). Это непрерывная рефлексия собственной профессиональной деятельности посредством урока с целью улучшения обучения учащихся на уроке и вне его.

Catherine предлагает начать работу по подготовке и проведению Lesson study с создания рабочих групп, но не все наши школы готовы к этому. По всей видимости этот подход можно использовать в тех школах, где подобная работа ведется уже не первый год, тогда группы будут продолжать начатое или систематизировать работу собственных групп, налаживать сетевое профессиональное сотрудничество в рамках с общей целью школы. Если же этого нет, то первым шагом целесообразно провести сбор данных. Опросники могут быть подготовлены творческой группой, которая поначалу может выявить проблемные направления процесса преподавания и учения (конкретные классы, группы учащихся, учебный предмет, процесс преподавания и процесс обучения и др.), а после этого подобрать опросники и анкеты для установления проблемных точек и возможных причин их возникновения.

Второй шаг – формирование групп учителей Lesson study. При этом важным является учет личной, профессиональной заинтересованности учителя в решении той или иной проблемы, которая должна лежать в основе Lesson study, и, самое главное, решение этой проблемы должно быть важно для развития групп учащихся и конкретного ученика. Оптимальный состав рабочих групп составляет 4-6 человек, но в ходе каждого из шагов, целесообразными считаются консультации, «мозговые штурмы» с привлечением других специалистов и ученых. Принцип открытости лежит в основе всей деятельности Lesson study. В различных работах приводятся примеры организации рабочих групп по предметной области преподавания, но не менее эффективным является и объединение учителей различных предметов. При этом важным является то, чтобы участники Lesson study понимали цели данных уроков как цели учебных программ, а не как «уход в сторону» от изучаемых по программе тем «sidetrip» (Sisk-Hilton, 2009).

Объединяясь таким образом, учителя должны выработать единый подход в организации и проведении серии уроков, определиться, в каких направлениях учитель может выразить себя как лидер, создать основные правила работы группы, план и регламент работы, циклограммы встреч.

Третий шаг – необходимо свести цель и задачи исследования к условиям SMART. Если нужна дополнительная информация, то надо провести экспресс-сбор данных, пробный урок-исследование для уточнения целей и задач, единиц урока (доказательств действий учащихся и учителя, обусловленных различным уровнями их мыслительной деятельности), критерий успеха их улучшения, разработать план сбора данных для последующей эвалюации процесса изменений (проформы наблюдения урока) и планы исследования процесса преподавания и учения в рамках серии последовательных уроков Lesson study и конкретно каждого урока (краткосрочные планы).

Четвертый шаг – проведение первого урока Lesson study, участие всей группы и присутствие других учителей школы. Обсуждение собранных на уроке данных, критический анализ, сопоставление фактов (доказательств) с критериями успеха. Наши коллеги из Портсмута (Англия) предлагают пересмотреть планирование, единицы урока, критерии успеха, затем другой член команды повторно преподает пересмотренный урок в другом классе.

Пятый шаг – проведение еще одного этапа эвалюации, подведение итогов и представление письменного отчета. Обсуждение того, что работало хорошо и что нужно поменять в следующий раз.

Понятно, начинать работу можно в любое время, но именно сейчас самая благоприятная пора. Период летних каникул учащихся, когда работающие учителя имеют свободное время для самообразования, подготовки ресурсов и планов к следующему учебному году, работы в группах. Собственно, в этот период целесообразно провести первые три шага внедрения Lesson study, затем в начале учебного года (сентябрь и часть октября) завершить 3-й шаг, провести в первой четверти пробные уроки и спланировать серию уроков Lesson study в период второй и третьей четвертей.

Продолжительность обучения в рамках Lesson study в одной и той же группе может вестись в течение одного-двух, а иногда и трех лет.Такие группы Lesson study полезны при организации работы в классах, которые переходят из начального в среднее или из среднего в старшее звено обучения. Это создает предпосылки для эффективной адаптации учащихся в учебный процесс, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Кроме того, это обеспечивает преемственность содержания образования всех звеньев средней школы, усиливает межпредметную связь, обеспечивает конструктивистский подход обучения.

Четвертую четверть можно по-святить эвалюации и отчетам. Материалы отчетов могут лечь в основу планирования работы на новый учебный год. Главное, на чем настаивают наши коллеги, и что, к сожалению, является у нас практикой – это не представлять серии уроков Lesson study как нечто дополнительное к тому, что делается школой согласно утвержденному плану. Lesson study – это есть сам учебный процесс: для учителя – наполненный саморефлексией к собственной педагогической практике и обусловленный его лидерской позицией, для администрации – эвалюацией практики преподавания и обучения с видением перспектив развития учителя и учащихся, для ученика – эвристическая учебно-познавательная деятельность, самостоятельность, поступательное развитие и углубление уровня его мыслительной деятельности.

Администрация школы и учителя уходят от практики множества мероприятий, зачастую представляющих не систему работы, а структурированный формальный перечень, требующий исполнения. Это бывает похоже на множество деревьев, за которыми не видны масштабы всего леса. Подобная деятельность, лишенная мотивации ее исполнителей, в лучшем случае, приводит к исполнению типа «постольку-поскольку», без творчества и должной ответственности со стороны исполнителя. Ответственность последнего может быть вызвана лишь чувством «профессионального самолюбия», но это уже другой аспект деятельности и результата. В данном случае учитель своей деятельностью только доказывает, а не творит, и соответственно, чувствует низкий уровень удовлетворения и мотивации к последующей деятельности.

При формировании групп, определении целей и задач администрация школы должна создать ситуации, когда «последнее слово» остаётся за учителями и учащимися. Понятно, что эти цели и задачи должны быть целями и задачами школы, определяться из реальных проблем практики преподавания и обучения. К данной статье имеются проформы для последовательной работы, определения целей и задач школы, создания рабочих групп Lesson study.

Еще одна важная предпосылка эффективного начала внедрения работы в системе уроков Lesson study, как это рекомендует Catherine, – это построение работы в ходе внедрения новых стандартов оценки процесса обучения. Сейчас в стране началась массовая подготовка различных категорий педагогов, учителей-предметников, администрации в рамках Программы обновления содержания образования. Идеи и технологии данной Программы помогут сфокусировать школе, группам учителей ранее выявленные проблемные направления и привести их к условиям SMART. Важным является в проводимой нами работе улучшение школьной практики через урок, развитие ребенка и учителя, становление и укрепление общечеловеческих ценностей, и как следствие, формирование современного социального капитала общества. Поэтому нам важна помощь и понимание родителей, читающих данную статью.

О новых курсах для учителей общеобразовательных школ области в рамках Программы по обновлению содержания образования мы расскажем в следующих выпусках. Специалисты-педагоги необходимую дополнительную информацию, приложения-проформы к настоящей статье могут получить в филиале Центра педагогического мастерства города Уральска.

Ердан Катаев,
ст. менеджер филиала Центра педагогического мастерства АОО
(Автономная организация образования)
«Назарбаев Интеллектуальные школы»

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top