Имеете право

12 сентября 2019
0
1229

Одно из популярных кафе в Уральске. Компания молодых людей спорит с администратором заведения, который не пропускает их в помещение. С нескрываемым раздражением в голосе объясняет: они должны оплатить вход. С каждого по пятьсот тенге. Спор длится довольно долго, но в итоге посетителям все-таки удается доказать свою правоту. Деньги за вход с них не взяли, но настроение испортили. Руководитель областного общественного объединения по защите прав потребителей Дарина Телагисова уверяет, плата за вход в кафе или ресторан незаконна. Так же, как штраф за бой посуды.

Общественное объединение по защите прав потребителей работает с 2015 года. За это время «спасен» не один потребитель, который не мог самостоятельно защитить свои права. А как говорит специалист, нарушения происходят повсеместно.

Вы купили бытовую технику, и она сломалась в течение гарантийного срока. Не факт, что магазин станет решать проблему. Возможно, в поломке обвинят вас. Конечно, отстаивать свое право, не зная законов, сложно. Поэтому люди приходят в объединение.

– Совсем недавно обратилась женщина. Говорит, зашла случайно, жаловаться не собиралась, просто хотела сообщить о нарушении. В одном из крупных, дорогих магазинов на витрине висит объявление: салаты после 19 часов продаются с 25-процентной скидкой. Она зашла в магазин в 21.00, решила купить. Но на кассе ей пробили полную стоимость. Объяснили – объявление повесили просто так. Сейчас мы занимаемся этим. Магазин должен или убрать это объявление или все-таки делать скидку.

Еще один пример – молодой человек заказал термонаклейку на футболку. Но после первой стирки она сошла, растворилась. Покупатель, естественно, пришел с возмущением к продавцу, тот его же и обвинил: ты ее неправильно постирал. Мы обосновали претензию тем, что покупателя не проинформировали, как следует обращаться с вещью. Должен быть лейбл с указанием температуры при стирке, можно гладить или нет. Ну, как обычно бывает на любой вещи. Скорее всего, это не первая жалоба. Но в данном случае покупатель вернул товар назад и получил свои деньги.

Дарина Телагисова поясняет, случаи бывают разные. Одни хотят вернуть испорченный товар, стоимость которого очень высокая, но есть те, кто и ради мелочи идет на принцип. И в итоге выигрывает дело. Например, мужчина купил мешок сахара, но, как оказалось, с комками. В итоге мешок ему поменяли. Хотя можно было бы разбить куски, но нет, человек посчитал, что ему продали некачественный товар. И он прав. Сегодня сам президент говорит о качестве жизни, и начинать нужно с малого.

Еще одна тема – рынок. Казалось бы, тут законов нет. Ну, по крайней мере продавцы в этом уверены. Часто возмущаются и отнекиваются:

– Ну, не я же изготовил эту вещь.

– Не ты. Но ты продаешь. Значит, несешь ответственность, – говорит специалист. – Неважно – рынок, бутик, киоск, дорогой магазин – продавец должен знать, что он продает. А значит должен, как и положено, выдавать на руки чек и гарантийный талон.

– Но даже если по какой-то причине вы не имеете на руках документа, защитить права все равно можно, если приведете свидетеля, – добавляет юрист общественного объединения Вероника Хаертдинова. – Но лучше всего иметь на руках фискальный чек.

– Как показывает практика, часто в зоне конфликта оказываются и рестораны, – рассказывает юрист объединения Айгуль Джаманбаева. – Пенсионерка отмечала 70-летний юбилей. Ради такого события заказала блюдо из красной рыбы. Но вместо этого к столу подали минтай. Коллектив фирмы решил отметить профессиональный праздник с размахом. Заплатили за одни блюда, но им принесли совсем другие и не весь заказ. Чтобы не попасть впросак, лучше всего заключать заранее договор на обслуживание. Необходимо прописать не только наименование блюд, но также граммаж, иначе может выйти неприятность, которая испортит вам праздник.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top