Имеете право
Одно из популярных кафе в Уральске. Компания молодых людей спорит с администратором заведения, который не пропускает их в помещение. С нескрываемым раздражением в голосе объясняет: они должны оплатить вход. С каждого по пятьсот тенге. Спор длится довольно долго, но в итоге посетителям все-таки удается доказать свою правоту. Деньги за вход с них не взяли, но настроение испортили. Руководитель областного общественного объединения по защите прав потребителей Дарина Телагисова уверяет, плата за вход в кафе или ресторан незаконна. Так же, как штраф за бой посуды.
Общественное объединение по защите прав потребителей работает с 2015 года. За это время «спасен» не один потребитель, который не мог самостоятельно защитить свои права. А как говорит специалист, нарушения происходят повсеместно.
Вы купили бытовую технику, и она сломалась в течение гарантийного срока. Не факт, что магазин станет решать проблему. Возможно, в поломке обвинят вас. Конечно, отстаивать свое право, не зная законов, сложно. Поэтому люди приходят в объединение.
– Совсем недавно обратилась женщина. Говорит, зашла случайно, жаловаться не собиралась, просто хотела сообщить о нарушении. В одном из крупных, дорогих магазинов на витрине висит объявление: салаты после 19 часов продаются с 25-процентной скидкой. Она зашла в магазин в 21.00, решила купить. Но на кассе ей пробили полную стоимость. Объяснили – объявление повесили просто так. Сейчас мы занимаемся этим. Магазин должен или убрать это объявление или все-таки делать скидку.
Еще один пример – молодой человек заказал термонаклейку на футболку. Но после первой стирки она сошла, растворилась. Покупатель, естественно, пришел с возмущением к продавцу, тот его же и обвинил: ты ее неправильно постирал. Мы обосновали претензию тем, что покупателя не проинформировали, как следует обращаться с вещью. Должен быть лейбл с указанием температуры при стирке, можно гладить или нет. Ну, как обычно бывает на любой вещи. Скорее всего, это не первая жалоба. Но в данном случае покупатель вернул товар назад и получил свои деньги.
Дарина Телагисова поясняет, случаи бывают разные. Одни хотят вернуть испорченный товар, стоимость которого очень высокая, но есть те, кто и ради мелочи идет на принцип. И в итоге выигрывает дело. Например, мужчина купил мешок сахара, но, как оказалось, с комками. В итоге мешок ему поменяли. Хотя можно было бы разбить куски, но нет, человек посчитал, что ему продали некачественный товар. И он прав. Сегодня сам президент говорит о качестве жизни, и начинать нужно с малого.
Еще одна тема – рынок. Казалось бы, тут законов нет. Ну, по крайней мере продавцы в этом уверены. Часто возмущаются и отнекиваются:
– Ну, не я же изготовил эту вещь.
– Не ты. Но ты продаешь. Значит, несешь ответственность, – говорит специалист. – Неважно – рынок, бутик, киоск, дорогой магазин – продавец должен знать, что он продает. А значит должен, как и положено, выдавать на руки чек и гарантийный талон.
– Но даже если по какой-то причине вы не имеете на руках документа, защитить права все равно можно, если приведете свидетеля, – добавляет юрист общественного объединения Вероника Хаертдинова. – Но лучше всего иметь на руках фискальный чек.
– Как показывает практика, часто в зоне конфликта оказываются и рестораны, – рассказывает юрист объединения Айгуль Джаманбаева. – Пенсионерка отмечала 70-летний юбилей. Ради такого события заказала блюдо из красной рыбы. Но вместо этого к столу подали минтай. Коллектив фирмы решил отметить профессиональный праздник с размахом. Заплатили за одни блюда, но им принесли совсем другие и не весь заказ. Чтобы не попасть впросак, лучше всего заключать заранее договор на обслуживание. Необходимо прописать не только наименование блюд, но также граммаж, иначе может выйти неприятность, которая испортит вам праздник.