Играючи – в мир знаний

24 августа 2017
0
1132

Время диктует условия – дети в первый класс должны приходить подготовленными. То есть уметь читать, считать, хотя бы до десяти, и знать английские слова. Школьная программа первоклассников не предусматривает изучение букв и слогов. Сложно приходится тем детям, кто не посещал подготовительную группу. На помощь приходят детские центры интеллектуального развития Уральска, в том числе «Пифагорка». Здесь учат английскому, ментальной арифметике, скорочтению и творческому мышлению.

Один из филиалов центра развития находится на улице Курмангазы, в старинном здании. Здесь на двух этажах профессионалы развивают детей по всем направлениям. Самым маленьким четыре года, старшим – 14 лет. Администратор Салтанат Исабекова проводит меня по кабинетам.

В одном из них проходит занятие по творчеству.

Необычная коробка со стеклом служит для «рисования» песком. Снизу стекло подсвечивается лампой, из-за этого рисунки кажутся объемными.

9-летняя Полина старательно «выписывает» морскую рыбу. Педагог Алтынай Каримова подсказывает – нужны пузыри и водоросли.

Рисовать песком девочке нравится. Алтынай поясняет: в этом есть большая польза. Песок, как и вода, имеет текучесть. Он струится из кулака, шуршит при падении, создаёт на стекле волны. Этим успокаивает, настраивает на состояние отдыха и медитации.

Полина использует пальцы и ладони. Осторожно выводит линии, волны, аккуратно разделяет песчинки.

– В данной технике есть как «расслабленные», так и «напряженные» движения. Чередованием процессов достигается снятие напряжения с мышц руки. Занятия являются профилактикой сколиозов, – говорит педагог.

Алтынай по профессии дизайнер. Сейчас получает второе высшее образование: оканчивает ЗКГУ, факультет ИЗО. Объясняет, за час занятий они успевают не только рисовать песком, но и лепить из пластилина, работать с бумагой.

Цветы из салфеток сделали сегодня. На столе разложены поделки, которые мастерили до этого.

Помимо занятий по творчеству Полина посещает занятия по ментальной арифметике. Она уже легко складывает в уме огромные числа. Успехами девочки гордятся родители и старший брат: считать за ней не успевают.

Чтобы своими глазами увидеть, как же дети становятся маленькими гениями и считают быстрее калькулятора, зашли на занятие по ментальной арифметике.

Первое, что заметили – яркий интерьер кабинетов. Это фишка учебных классов в «Пифагорке». На стенах развешаны яркие раскраски, плакаты с таблицей умножения и счетов. На стеллаже разноцветные тетради в стопочке и тут же аккуратно сложены настольные игры. На полу ковровое покрытие, так что прежде чем войти в некоторые классы, снимают обувь. Ковры, похожие на травку, добавляют еще больше яркости и летнего настроения.

Создается впечатление, что это никакой не учебный класс, а веселая игровая комната, в которой хорошо проводить время детям.

Гульжайнар Алибекова педагог универсал, именно так представляет ее администратор. Она ведет несколько занятий, в том числе «чтение по кубикам Зайцева», «пишу красиво», «скорочтение» и «ментальную арифметику».

Занятия индивидуальные, на протяжении часа педагог занимается с несколькими учениками.

Шестилетний Санжар приезжает из поселка Селекционный. Ребенок признается, ездить далеко, но заниматься в центре ему нравится.

На доске – таблицы с образцами каллиграфического подчерка.

У Санжара занятие по каллиграфии: в тетради старательно выводит буквы. В этом году он пойдет в первый класс.

На столе педагога абакус – счеты для занятий по ментальной арифметике. Санжар осваивает и это.

С необычной наукой мы сталкивались раньше, так что не удивляемся тому, что ребенок с легкостью складывает в уме трех- и четырехзначные числа.

Никакой фантастики. Считать быстрее калькулятора помогают специальные тренировки мозга. Оказывается, его, как любую другую часть человеческого организма, можно довести до совершенства. Но при условии, если ребенку не больше 12 лет. Только до этого возраста одновременно развиваются оба полушария. Тренажером является абакус – древние счеты.

Внимание Санжара максимально сосредоточено, пальцы ловко перебирают пластмассовые косточки. Одно мгновение, и правильный ответ готов. Со временем задача усложняется, математические расчеты производятся только в уме, ученик представляет счеты. Результат тот же – считает быстрее калькулятора.

– Золотое правило – ежедневные систематические тренировки в течение 15-20 минут, только в этом случае будут результаты. Причем умение быстро считать – не главная цель, ребенок учится логически мыслить, у него развивается мышление, память, в том числе и зрительная. Полученные знания и навыки остаются на всю жизнь, так же как, к примеру, умение плавать, – говорит педагог.

– Если вы еще не знакомы с «кубиками Зайцева», которые помогли тысячам ребятишек буквально в два счета освоить навык чтения в раннем возрасте, значит вы еще «новичок» в теме раннего развития детей, – рассказывает администратор. – Потому что эти «волшебные» кубики уже давно прославили имя своего создателя.

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году. Имел огромный опыт педагогической работы с детьми: был воспитателем в детском доме, педагогом в исправительной колонии для подростков, учителем в больнице-интернате для умственно отсталых детей. В том числе и с обычными детьми: учителем английского языка, а также русского и литературы. Методика Зайцева – это принципиально другое направление в способах обучения чтению, а также грамматике и математике. Основная идея его подхода основывается на предположении, что у любого ребенка с рождения есть естественная потребность к игре. Пособия, которые используются в методике – это прежде всего игрушки, увлекательные детские игры. И только во вторую очередь – учебные материалы. В процессе «игры» учатся читать, выделять слоги из слов, определять ударение, составлять слова в предложения, а также считать и писать.

Людмила Никитична ждет свою внучку в коридоре. 10-летняя Таня посещает занятия по нетрадиционному английскому языку. Девочка на летние каникулы приехала из Самары. Заботливая бабушка решила – ей отдыхать нужно обязательно с пользой. Поэтому, недолго думая, записала Таню в кружок. Стоят занятия – 7 тысяч тенге в месяц. Пенсионерка признается, удовольствие не из дешевых, но результат налицо – ребенок стал лучше знать язык, так что никаких денег не жалко.

Алена Ломакина преподаватель английского языка. Она уверяет, все нетрадиционные занятия предполагают в первую очередь уроки в игровой форме.

Каждый кабинет центра занят детьми. Здесь они научатся многому, и им гораздо легче будет осваивать школьную программу, которая, к слову, действительно будет преподаваться на трех языках.

– Занятия дорогие, не каждый может себе это позволить, но необходимые, – говорит Зарина Каримова, мама ребенка, который также посещает центр. – Я одна воспитываю сына, зарабатываю немного, но готова платить, лишь бы сын успешно осваивал школьную программу и в будущем смог получить достойную профессию.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top