И вновь поднят занавес

15 октября 2020
0
1478

Первый спектакль после пандемии – «Женитьба» Н.В. Гоголя – открыл новый сезон. Русский драматический театр им. А.Н. Островского вновь встретился со своими зрителями. Мы поговорили с актером, режиссером театра Русланом Джумахметовым, который предположил, каким будет этот творческий год для коллектива и лично для него. А также что было сделано во время карантина.

– Очередной театральный сезон, выражаясь словами Станиславского, начался в необычных «предлагаемых обстоятельствах», продиктованных временем, ситуацией и обстановкой в мире, – говорит Руслан. – И слава Богу, что мы его все-таки открыли.

Ровно полгода назад, в марте, театр опустел. Карантин внес свои коррективы. Артисты прекратили прямое общение со зрителем, встречались разве что в интернет-пространстве. Это было непривычным, и вот снова встреча.

В обычных условиях начало сезона отмечается красочно и масштабно. Зал был бы забит до отказа. Сейчас работаем в рамках нового постановления санитарных служб, спектакль будет проходить только для 50 зрителей, сидящих в зале.

Согласно рекомендациям, и они должны строго придерживаться социальной дистанции, места занимать исключительно в шахматном порядке. Пары могут сидеть вместе, а вот пришедшие по одному – только через кресло.

Непривычно и то, что играем лишь в субботу и воскресенье. С утра – сказка для детей, после обеда – вечерний спектакль для взрослых. Но даже этому мы рады.

Начали сезон «Женитьбой» – одним из лучших спектаклей главного режиссера Оксаны Малуша, в котором собран прекрасный актерский ансамбль. К слову, этой постановкой мы и завершили работу в марте.

Сыграли на закрытом показе для одного человека – председателя Союза театральных деятелей Казахстана, народного артиста КазССР Тунгышбая Жаманкулова, который, оказавшись в нашем городе с рабочим визитом, посетил наш театр. Он тепло принял постановку и высоко оценил работу режиссера и артистов. «Женитьба» выставлена на участие в театральной премии «Енлекгуль», в номинации «Лучший спектакль года».

12 марта состоялась премьера моей сказки «Маленькая Баба-Яга», которая сыграна только один раз. И вот теперь ее смогут увидеть маленькие зрители.

Мне как режиссеру лестно, что отзывы самые высокие. Оксана Малуша назвала ее лучшей постановкой детского репертуара.

Скажу, что это «густонаселенный» спектакль с большим количеством прекрасных актерских работ, отличной сценографией Максима Будаева, с замечательными танцами Ларисы Станичной и вокальными номерами Любови Мутагаровой, с невероятно хорошо подобранной музыкой Татьяны Ковалевой. В 1987 году спектакль по этой пьесе в постановке Германа Когтева уже шел на сцене театра Островского. В роли Бабы-Яги была Тамара Столярова, заслуженный деятель Казахстана. Она тоже посмотрела мою работу и дала ей высокую оценку. Для меня же это было настоящим экзаменом, планкой, которую я должен взять. И, думаю, получилось. Если говорить о планах на будущее, хотелось бы поставить в новом сезоне сказку «Конек-горбунок». Сделать большой мюзикл – детский музыкальный спектакль. Впрочем, заглядывать далеко не буду. Скажу так – хорошо, что театр открыт и то, что мы работаем.

В этом году я поступил в Самарский институт культуры, в магистратуру, направление – театральная педагогика и режиссура. Если быть точным, и тем, и другим занимаюсь давно. Педагогикой – 10 лет, режиссурой – 7. Обучаясь всему опять же у главного режиссера. Сейчас являюсь студентом мастерской Анатолия Аркадьевича Праудина, лауреата Государственной премии России, заслуженного деятеля искусств России, педагога Российского Государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург). Экзамены, в связи с пандемией, сдавали онлайн.

Во время карантина вместе с коллегами и друзьями сделали несколько крупных креативных проектов, в том числе в рамках празднования 175-летия Абая. Также артисты театра читали рассказы А.П. Чехова, мы все это монтировали и выкладывали в интернет. Были организованы прямые эфиры с известными в Казахстане, и не только, представителями театральных профессий. Эфиры старались делать необычными, интересными. Цикл передач посвящен военной тематике – артисты читали стихи и пели песни тех лет. Акция называлась «Через века, через года – помните!». Созданы пять передач «Уходящие натуры», посвященные людям, служившим в нашем театре.

Еще я прошел обучение по линии Союза театральных деятелей России. Учился у ведущего преподавателя по сценической речи Елены Ласкавой, у мэтра, профессора школы-студии МХАТ Анны Николаевны Петровой. В общем, мы работали, старались поддерживать связь с людьми, искренне любящими театр и скучающими по нему.

Хочу сказать, что высокую оценку работы получили и мои коллеги. Вера Николаевна Могилева, заведующая пошивочным цехом, на День работника культуры награждена медалью «Еңбек даңқы». Почетной грамотой Министерства культуры награжден бутафор Олег Анатольевич Чумаков. Заведующий труппой театра Илья Георгиевич Таранов – медалью «25 лет Конституции Казахстана».

В этом году в театре огромная череда юбилеев, но один из самых значимых, на мой взгляд, юбилей Оксаны Малуша, которой я посвятил авторский фильм.

Пандемия нас многому научила. Мы стали более терпимы, научились ценить друг друга и беречь. А главное, каждый из нас понял, насколько мы рады нашей встрече в театре и тому, что он снова поднял свой занавес.

Фото Ярослава Кулика и из личного альбома Р. Джумахметова
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top