И тогда зритель поверит…

21 июня 2018
0
323

Мурату Мамбетову 28 лет. Он художник-декоратор в двух областных театрах – Казахском драматическом имени Х. Букеевой и русском театре имени А. Островского. Сотрудничает по договору с театрами в Актобе и городе Ош (Кыргызстан). Талантливый и креативный художник находится в постоянном поиске новых идей. Предела совершенству в его профессии не существует, уверен молодой человек.

Родился Мурат в Теректинском районе, в поселке Акжайык. В 90-х годах его родители переехали в город. Рисовал с детства, талант достался от матери. Именно она для Мурата до сих пор главный советчик, он целиком и полностью доверяет и прислушивается к ее мнению.

После школы поступил в педагогический колледж по специальности преподаватель ИЗО. Затем в академию искусств имени Т. Жургенова. Театрально-дизайнерский факультет выбрал случайно, поскольку с театром до этого близко знаком не был.

В студенты новичков посвящал сегодняшний министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы, тогда еще ректор академии. Мурата он также лично поздравил и направил к преподавателю Есенгельды Туякову. Потом студент узнал, что наставник еще является художником-постановщиком государственного академического театра имени Ауэзова. Есенгельды Туяков ввел студентов в прекрасный мир, вложил в их головы главное: театр – это, в первую очередь, зрелище.

«Учиться было интересно. Каждый день узнавали новое. Не хотели уходить из академии, лишь бы быть ближе к учителям. Засиживались до позднего времени, пока нас не отправляли домой.

Есенгельды Туяков объясняет: «Сценография – это искусство создания художественного образа спектакля посредством декораций, костюмов, грима, театральной техники. Язык театрального художника – это язык пластики, цвета, света, фактур. Без сценографии не может состояться ни один спектакль, ни одно действо. Театральный художник – сорежиссер, сопостановщик. Он живописец, скульптор, архитектор, конструктор, инженер, художник по свету, технолог сцены и актер. Поскольку должен ощущать себя еще и внутри пространства с декорациями. Каждый новый спектакль ставит перед художником свои задачи, требует точного выразительного образа, фантазии и творческого подхода. 50 процентов успеха – заслуга художника».

Мурат уверен, на сцене все должно быть впечатляюще. Занавес поднялся, и зритель должен ясно ощутить временное пространство и атмосферу.

«Декорации, так же как и артисты, должны быть на виду, брать на себя часть внимания. Заставлять зрителя понять, почувствовать, ведь несут в себе глубокую смысловую нагрузку», – говорит Мурат.

В его кабинете повсюду мини-макеты декораций. На сцене это больше в тысячи раз, но для того, чтобы мысль художника стала реальностью, ее сначала нужно воплотить на бумаге.

Но художник не только «парит в облаках» и придумывает образы, он как профессионал должен четко знать, из какого материала будет создана та или иная вещь. И как бухгалтер уметь определять затраты.

На третьем курсе Мурат приехал в Уральск на практику. Назад не вернулся, продолжил учебу по дуальной системе. Переговоры с академией по этому поводу вел сам художественный руководитель театра Мукангали Туманов. Студент писал курсовые, контрольные, рефераты и отправлял по электронной почте, получал одновременно стипендию и первый опыт работы в театральном коллективе.

В тот момент не верил сам себе, настолько был счастлив. К слову, академию окончил с красным дипломом.

Первая постановка, в которой работал самостоятельно, пьеса «Любовь в раю». Спектакль-притча по мотивам пьесы телеведущего, писателя, драматурга и психофилософа Андрея Максимова «Любовь в раю. Кладбищенский ангел». Пьеса стала популярной после премьеры на сцене Ленкома в 1989 году, а также после публикации в журнале «Театр». История о том, что такое рай и ад. Тонкость границ человеческого бытия, неоднозначность, ценность обещаний – эти темы попытались раскрыть создатели спектакля. На художника легла большая ответственность, но с поставленной задачей справился. Режиссер остался доволен.

«Мы создали темный фон с тремя стенами. В каждой своя тайна, дверь как переход из одного временного пространства в другое», – объясняет автор. Хотя словами объяснить сложно. Чтобы понять, нужно видеть.

Местные театралы, приходя на спектакль, уверены: каждая из постановок будет отличаться не только сильной режиссурой и прекрасной игрой актеров, но и замечательными костюмами и великолепно оформленным сценическим пространством.

Тяжелый торговый эшелон, переехавший и раздавивший мирную жизнь, богатая юрта в «Жангир хане»… Как воссоздать все это на 65 квадратных метрах сцены? При всей своей мобильности и компактности сценические декорации еще должны быть удобными в сборке, крепкими и безопасными для актеров.

«Спектакль получается, когда художник и режиссер попадают в единую идею. Тогда, на мой взгляд, будет что-то интересное, возникнет гармония. Зритель поверит во все от начала до конца, – объясняет Мурат. – Всему начало – слово. Режиссер приносит художнику текст пьесы. Может сразу поделиться своей идеей. А может ждать, когда у художника возникнет что-то свое. Самая сложная часть работы – придумать.

Иногда ты делаешься деревянным, сидишь перед чистым листом бумаги и ничего не можешь выдавить из себя. При этом видишь, как нервничает режиссер, понимаешь, что время поджимает, но в голове туман.

В самый последний момент возникает идея, которой, возможно, потом будут довольны и режиссер, и все остальные. Ее даже могут назвать гениальной. Откуда все это берется, не знаю».

Пространство мастерской, пожалуй, даже больше самой сцены. Огромное количество инструментов, запахи краски и дерева создают своеобразную атмосферу.

Художник и режиссер обсуждают детали замысла. Первый делает эскизы, как он представляет декорацию. Далее – как можно воплотить. Сотрудники театра – люди творческие, образного мышления, и порою размах идей невозможно воплотить физически. И тогда снова рассматривают альтернативы, вносят коррективы, приходят к «общему знаменателю» и ставят более реальные задачи.

В работе театрального художника невероятное количество мелочей, которые нужно учесть и не упустить из виду. Ведь из этих деталей складывается вся постановка, они помогают актерам войти в свои роли, а зрителям – погрузиться в атмосферу спектакля, по-настоящему прочувствовать её.

К слову, Мурат уже пробовал себя и как актер в постановке Оксаны Малуши «Джут», играет роль переднего плана. Признается, предложением был взволнован, но на сцене понравилось, и теперь надеется на новые роли. Хотя, сопоставив две профессии – актера и художника, сомневается, какая из них легче. В каждой свои нюансы. В казахском театре тоже была небольшая роль: играл немецкого офицера.

– Я работаю в коллективе настоящих мастеров, которые очень серьезно относятся к своей профессии. От каждого из нас зависит результат работы. Когда все-все придумано и разработано, тогда на сцене все получается.

Фото Ярослава Кулика и из альбома Мурата Мамбетова

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top