И снова в забвении?

17 января 2019
0
463

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на улице Савичева – единственная старообрядческая церковь в Уральске, да, пожалуй, и во всем Казахстане. Здание – памятник архитектуры XIX века, а вера, которую исповедуют в его стенах, уходит глубоко в века.

Материальное и духовное

Церковь построена в 1888 году на средства верующих. После большого пожара в 1879-м, когда в Уральске сгорели в том числе все молельные дома староверов, атаман Шипов разрешил построить новые. Увидев церковь, сказал: «Вы просили молельный дом, а построили настоящий храм!»

После революции, когда верующих из храма изгнали, там разместился красноармейский кавалерийский полк, а в более поздние годы устроили городской Дом культуры. В конце 90-х годов прошлого века храм вернули верующим. И тогда же встал вопрос о ремонте здания.

– Стены снаружи были покрыты плотным слоем штукатурки, строительная фирма, которая взялась ремонтировать здание, стала ее отдирать, – рассказывает староста общины прихожан церкви Покрова Пресвятой Богородицы Галина Георгиевна Водолазова. – Но лучше бы они этого не делали. Применяли перфораторы, и мне кажется, что это способствовало образованию трещин в стенах. А главное – на этом все и закончилось: штукатурку отодрали и больше ничего не делали.

По словам Галины Георгиевны, в это же время внутри здания какие-то люди, называвшие себя казаками, зачем-то начали разбирать стены. Наверное, искали спрятанный там клад, сокровища староверов – золотую церковную утварь, старинные церковные книги и иконы в золоченых ризах. Убранство храма действительно было великолепным: казаки-староверы на церкви денег не жалели. Но куда все это делось – неизвестно. То, что представляло ценность для большевиков, пошло, видимо, на нужды революции, но иконы, святыни верующие, по возможности, спасали. Теперь они в лучшем случае в музее или в частных коллекциях.

Самое ужасное – уничтожена уникальная, бесценная роспись стен, купола и колонн храма. На черно-белых старых фотографиях видно, какая роскошная была роспись. О ее великолепии говорят даже жалкие остатки. Их обнаружили, когда отодрали доски со стены – чудом сохранившаяся узкая полоска росписи, в которой угадываются лики святых и по сей день сияет золотом. А ведь ей больше ста лет!

– Еще вот на этих колоннах частично сохранилась роспись, – показывает Галина Георгиевна на изображения святых во весь рост. – Одни лики оставались, это уже восстановленная
роспись.

Вот ведь – не поднялась рука у варваров замазать лики святых.

С тех пор как храм передали Русской Православной Старообрядческой церкви Московской митрополии, внутри сделали ремонт – перекрыли полы и отремонтировали крышу. Прихожане принесли иконы, но убранство церкви более чем скромное. Даже заново изготовленная основа для иконостаса перед алтарем почти пуста.

– Любой желающий может подарить церкви икону «своего» святого, – говорит Галина Водолазова, – она будет установлена на иконостасе перед алтарем, и к ней будут обращать свои молитвы святые отцы и прихожане.

Мы тихо разговариваем с ней в пустом храме, но акустика здесь такая, что наши голоса отзываются где-то под куполом.

– В престольный праздник нашей церкви и в день Святого Арсения, когда к нам съезжаются священники и прихожане из России, мимо церкви никто не может пройти – такие красивые звучат песнопения, – рассказывает она. – Люди останавливаются и заслушиваются.

Епископ Арсений служил в этой церкви с 1887-го по 1908-й год – до самой своей смерти. Его похоронили в склепе у правой стены храма. Удивительно, но в годы «воинствующего атеизма» склеп не тронули, и молодежь, веселящаяся в бывшем храме, превращенном в Дом культуры, даже не подозревала, что танцует почти буквально «на костях». Я помню это время – летом танцплощадку устраивали под открытым небом и здесь, и во дворике кинотеатра имени Гагарина. А однажды кто-то сказал мне, что неприметная будочка у забора – это могила, склеп. Не было даже креста – его убрали, видимо, чтобы не смущать танцующих. Деревянный крест на могиле епископа Арсения поставили уже позже, в 90-е годы.

В 1999 году храм вернули верующим, а в 2008-м – ровно через сто лет после смерти епископа – склеп вскрыли. Он был подтоплен, но останки епископа признаны нетленными. Это подтвердила приехавшая позже комиссия Старообрядческой церкви, и епископа Арсения причислили к лику святых.

В 2011 году мощи Святого Арсения в присутствии митрополита Корнилия и многочисленных священников Старообрядческой церкви были перенесены в правый придел храма, где они и находятся сейчас в резной деревянной раке. По утверждению прихожан церкви Покрова Пресвятой Богородицы, мощи святителя Арсения обладают исцеляющей силой.

Мы ничего не знали раньше об этом человеке, а ведь он единственный – Уральский святой.

На ниве Божьего поля

Святитель Арсений Уральский (в миру Онисим Швецов) родился не в Уральске, а в деревне Владимирской области, в семье староверов-беспоповцев. В юном возрасте ушел из дома в лес к старцам-отшельникам и там учился по «старым» книгам. Старообрядческий священник Стефан Лабзин в статье, написанной к годовщине смерти епископа Арсения в 1909 году, пишет о его детстве: «Он ничем в жизни не отличался от старцев: какую они носили одежду, такую и он; всегда ходил в белой из холста рубахе, обувался в лапотки. В поле и на сенокос брал с собой книгу и лестовку; где нельзя молиться, читал книгу, – праздным никогда не был. Но и такая жизнь его не удовлетворяла, он стал просить старцев поместить его где-нибудь в лесу одного, чтобы он мог жить так, как раньше жили пустынники. Старцы исполнили его желание и нашли ему место. Но как было уйти из дому? Он знал, что его родители не пустят, и надумал уйти тайно».

Но потом Арсений преодолел свою страсть к пустынной жизни, потому что видел свое предназначение в другом – в просвещении людей. Он продолжил обучение у епископа Антония в Москве, много путешествовал, проповедовал, принял постриг в иноки, подвергался гонениям, сидел в тюрьме, писал статьи, книги, занимался книгопечатанием.

Епископ АрсенийКак писатель, апологетик старообрядчества Арсений был очень плодовит: список его книг и статей очень внушителен. Но даже переведенный славянский текст (без ятей и ерей) читается очень тяжело. Я пробовала осилить хотя бы отдельные главы «Книги об Антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих» (очень актуально, учитывая напряженную обстановку в мире и угрозу конца света, то есть ядерной войны), но смогла только просмотреть текст, выхватив некоторые простые, но мудрые мысли.

Например, Арсений говорит, что у неправды путей много, а у правды он один. И что конец света не наступит, пока люди идут к свету, то есть к Богу. Он везде ссылается на священные писания и сказания Апостолов. Вот интересно про антихриста, то есть дьявола. «Яко не сатана сей будет, но человек некий, и всякий образ сатанин получивыи. Такожде и Ефрем святый в книге своей глаголет: «Родит бо ся воистинну от жены скверны сосуд ему (сиречь диаволу), не сам родится сатана, но во образ его приидет прескверный яко тать».

То есть «дьявол» этот в образе человеческом явится. А в помощники себе возьмет «беззаконна человека, волхва, еретика, отметника, чародея и прочая». И будут у него, у сатаны, то есть, предшественники: «Ожидаем врага, иже помалу пошлет пред собою предотечь своих, даже и сам на готовое пришед, останок уловит».

Так их много теперь, этих «предтечь»! Одни новый раскол православия устроили, другие базы с ядерными боеголовками по всему миру установили – хватит, чтобы всю Землю разнести на кусочки – третьи вообще человеческую природу хотят искусственной заменить! Спасение, пишет, Арсений – в праведной жизни и Вере. В проповедях говорил он намного проще и доходчивей, чем в книгах. Вот, например, его последнее перед смертью обращение к уральским прихожанам церкви Покрова Богородицы 31 августа 1908 года: «Братие, ныне мы празднуем положение честнаго пояса Пречистыя Богородицы. Пресвятая дева считала нужным носить его. Христианский закон обязует, чтобы каждый из нас имел его всегда, и поэтому при крещении он дается всякому человеку. Необходимость пояса доказывается нашей обыденной жизнью. Выходя на работы, человек подпоясывается, дабы ему удобнее было работать. И мы, братие, посланы на Божие поле обрабатывать Его ниву, должны подпоясывать себя духовно, то есть связывать свои греховные движения и порывы… Пусть пояс, данный при крещении, служит негасимым напоминанием нам в обуздывании наших зверских влечений…»

«Имущество епископа Арсения после его смерти оценивалось в десять тысяч рублей. Столько стоила его библиотека, им самим собранная, переданная уральской общине с тем условием, чтобы ею пользовался новый святитель — преемник Уральской кафедры. Денег не осталось, хотя и было ему немало пожертвований от благотворителей. Но он разделял их по бедным приходам и неимущим священникам», – свидетельствует протоиерей Алексей Старков.

Вскоре после погребения в журнале «Старообрядцы» появилась статья «Памяти епископа Арсения». В ней говорилось: «Жизнь его была жизнью праведника, и никто из близко знавших его не может указать ни одного пятнышка во всей его жизни. Даже враги его сознаются, что это был человек безупречной нравственности».

Не многие города могут похвастаться тем, что у них есть свой святой. Да и самих староверов в Казахстане немного. Бежали они в разные безлюдные места еще три века назад, потому и были уральские казаки изначально все поголовно староверами. Сегодня немногочисленная община уральского храма Покрова Богородицы поддерживает связь с алтайскими староверами. При церкви открыта лавка с дарами Алтая – мед, лечебные травы и настойки – то, чем всегда славился таежный край и в чем староверы всегда знали толк. С алтайских пасек получают в нашем храме восковые свечи. При мне Галина Водолазова распаковала одну коробку: «Понюхайте». Пачка свечей благоухала чистым медовым запахом.

Как связать дела мирские с делами духовными – не знаю. Но зданию нужен ремонт. И одни молитвы и благоуханные свечи тут не помогут.

– Здание значилось в реестре на ремонт еще на 2011-й год, – говорит Галина Георгиевна. – Но в тот год случилось наводнение, и деньги ушли на ликвидацию его последствий. С тех пор я каждый год обращаюсь в акимат, писала даже Президенту. Письма возвращаются сюда, отвечают, что денег нет, ищите спонсоров. Спасибо, помог с ремонтом внутри здания атаман Солодилов.

Мы вышли из благодатной ауры церкви: обшарпанные, в трещинах стены совсем не соответствовали содержанию. Вряд ли кому-то придет в голову сфотографироваться на фоне единственной старообрядческой церкви. Разве что для какого-нибудь перфоманса.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top