И снится нам не рокот космодрома

8 декабря 2016
0
1903

С первых лет казахстанской Независимости наши политологи, эксперты подчёркивали: у нас есть космодром «Байконур», крупнейший в мире. Это отличная стартовая площадка для прорыва Казахстана в число ведущих стран. Но дело оказалось гораздо сложнее. Работу космодрома, как и жизнь города Ленинска, переименованного в Байконыр, обеспечивала и обеспечивает Россия. Казахстан так и не взялся за программу работ на космодроме. С другой стороны, Россия хочет осуществлять космическую деятельность со своей территории: с апреля текущего года начал действовать космодром «Восточный». Среди широкой общественности распространилось мнение, будто Россия уходит с «Байконура». Так ли это? Такой уход, если он состоится, благо или беда для Казахстана?

Старт пилотируемого корабля «Союз»

«Восточный» – дело тонкое

По мнению известного эксперта, главного редактора журнала «Космические исследования и технологии» Нурлана Аселкана, уход России – скорее благо, чем беда. Как отмечает Аселкан, все официальные лица России заявили о продолжении аренды космодрома в соответствии с договорённостями вплоть до 2050 года, обозначена пусковая программа, говорится о желании сотрудничать с Казахстаном. Тем не менее процесс исхода россиян запущен.

По мнению Аселкана, апрельский дебют космодрома «Восточный» создал ситуацию, при которой самое важное и перспективное в космонавтике нашего северного соседа концентрируется на Дальнем Востоке. Пока, правда, большей частью в намерениях. Дело в том, что на «Восточном» построена площадка для «Союза», относящегося к носителям среднего класса. Такая ракета способна запускать полезные грузы массой до 7 тонн, как, например, грузовой корабль «Прогресс». Есть ряд спутников дистанционного зондирования Земли, которые также будут выводиться этой ракетой.

Однако пилотируемые пуски будут проводиться по-прежнему с «Байконура». Россия с самого начала не собиралась запускать экипажи МКС с «Восточного», так как существует риск при аварийной ситуации уронить их в Тихий океан. Корабль «Союз» может продержаться в воде несколько часов.

Для пилотируемых полетов разрабатывается новый корабль «Федерация» с посадкой на двигателях, увеличенным экипажем (до 6 человек), многоразовым спускаемым аппаратом. Но сами же российские эксперты признают, что он не сможет конкурировать с трёхместным проверенным временем «Союзом»: надежность будет ниже «союзовской», и вывод нового корабля на орбиту будет сложнее стартов с «Байконура». Запускать «Федерацию» собираются с помощью нового носителя «Ангара», который ещё не доработан.

Обеспечение безопасного вывода с «Восточного» корабля на орбиту невозможно без развёрнутой системы поиска и спасения на море. К тому же сегодня два запускаемых с «Байконура» «Союза» могут успешно заменить «Федерацию», и это будет в три раза дешевле… Еще один любопытный факт: с помощью ракеты «Союз-2» вывод серийных спутников на геостационарную орбиту невозможен. Из этого следует, что до завершения строительства другого стартового комплекса для «Ангары», ввод которой в строй намечен на 2024 год, ничего тяжелее 7 тонн с «Восточного» не полетит.

Поэтому мы еще долго будем свидетелями запусков с «Байконура» экипажей с «Гагаринского» старта на носителе «Союз», на одноименном корабле, по безопасной, «королёвской», траектории выведения.

Конец «расслабухе»?

Почему же Аселкан считает уход России с «Байконура» благом для Казахстана?

«Прежде всего, уход РФ создаст ситуацию, когда Казахстан будет вынужден взять на себя ответственность за сохранение и развитие космодрома, от которой он уклонялся все последние годы, – говорит Нурлан Аселкан. – И не только из-за того, что у нас нет собственной ракетно-космической индустрии, недостаточно ресурсов и прочего. Мы стремились переложить всё на наших российских партнёров, порой доходило до постыдного: ученики средних школ с казахстанским гражданством обеспечивались учебниками и школьным питанием за счет бюджета РФ. Только в последнее время ситуация стала меняться, и то больше за счёт усилий Кызылординской областной администрации…» («Central Asia Monitor», 2016 г., №23).

Далее эксперт обращает внимание на то, что всего лишь месяц назад были сформированы группы казахстанских специалистов для работы на технических и стартовых комплексах ракеты-носителя «Протон» и задаёт и вовсе злободневный вопрос: почему в 1994 году, с начала действия Договора аренды «Байконура», руководители космического ведомства не озаботились участием казахстанского персонала в пусковых работах? У нас сегодня был бы отряд профессионалов на комплексе. Казахстан бездарно упустил время.

Для развития космодрома в направлении международного космического пускового центра не обязательно иметь собственную масштабную ракетно-космическую отрасль. Нужно иметь цель и последовательно ее реализовывать. Поэтому Казахстану, по мнению Аселкана и некоторых других отечественных аналитиков, придется разрабатывать механизм продолжения работы с Россией на наших условиях, искать новых партнеров, обеспечить работу космодрома в новых условиях.

Тогда Казахстан получит работающий космодром с огромным потенциалом. Об этом говорят все эксперты, в том числе и российские. Большое количество стартовых комплексов, их разнесённость, автономность обеспечения создают уникальную возможность для безопасной и комфортной работы различных операторов пусковых услуг, в том числе и российских. «Гагаринский старт» может быть преобразован в собственность ракетно-космической корпорации «Энергия». И другие участники работ на «Байконуре» могут найти комфортный правовой и хозяйственный статус. Что для этого нужно?

По мнению Аселкана, необходимо быть хозяином на космодроме и работать на его благо. Справится ли с этим казахстанское правительство? Не факт. Но это шанс для Казахстана, возможно, последний, войти в клуб уважаемых стран, которые создают и применяют космические технологии. Отдав космодром в аренду и устранившись от его судьбы, в светлое будущее не въедешь, убежден Нурлан Аселкан.

Ракета-носитель «Ангара»

Городские страдания

Предприятия «Роскосмоса» и администрации города Байконыра обеспечивают работой более 30 000 человек, из которых 16 000 – граждане Казахстана. Оптимизация структуры космической отрасли России негативно отражается на обеспечении работой жителей города. В 2015 году российские предприятия сократили больше 400 работников с казахстанским гражданством.

Город нуждается в финансировании для поддержки систем жизнеобеспечения. В последние годы увеличивается дефицит бюджета: в 2013-м он составил 3,8 млн. руб., в 2014-м – 50,4 млн. руб., в 2015-м – уже 118 млн. руб. В связи с отсутствием средств не завершена газификация города, хотя казахстанская сторона в 2015 году выполнила работы по подведению природного газа к Байконыру.

Для стабильного его функционирования российской и казахстанской сторонам необходимо обеспечить надежную работу всех объектов жизнеобеспечения, а также развития города путём создания новых жилых, социальных и производственных объектов, создания благоприятной среды для привлечения инвестиций и роста предпринимательства.

Поддержите космодром!

Россия не заинтересована в деградации «Байконура», его стабильная работа – еще одна гарантия выполнения космической программы… Сейчас идёт смена поколения ракет-носителей, начали летать многоразовые ступени, не нуждающиеся в полях падения. Прямо на космодромах появляются сборочные и производственные комплексы, позволяющие уйти от проблем доставки блоков носителей по железной дороге. Каков будет облик космодрома «Байконур» через 10-15 лет, покажет прогресс этих технологий.

Только не надо Казахстану бездарно упускать время, как это подметил Н. Аселкан. Давно пора прекратить самолюбование и умилительные восторги по поводу наличия у нас такого космодрома. Если рассуждать с точки зрения Габона или Мозамбика, то у нас все хорошо, можно и дальше возить на «Байконур» туристов. Но мы же не Габон… Мы действительно бездарно упустили время и рокот космодрома, не туристический, а рабочий, с казахстанским участием, пора это честно признать, нам не снится.

Пора просыпаться от спячки и воспользоваться уникальной возможностью воспитать на базе «Байконура» своих высококлассных специалистов.

Что же касается России, то вряд ли она уйдет с «Байконура», будь у нее хоть 10 таких космодромов, как «Восточный». Сегодня Казахстану и России важно продолжать совместно работать на космодроме, поддержать «Байконур» и город в сложных экономических условиях. В этом заинтересованы и другие страны, реализующие космические программы.

Панорама строительства стартового комплекса (площадка 110) Байконура, 1970-1980 гг.

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top