И подход особый

16 мая 2019
0
102

Около года назад в Уральске распахнул двери центр по работе с детьми, болеющими аутизмом. К тому времени несколько подобных подразделений частного благотворительного Фонда Булата Утемуратова «Асыл Мирас» уже было открыто в нескольких регионах республики, в частности в Астане и Алматы. Я хорошо помню первый день июня, теплый, солнечный, с веселыми и жизнеутверждающими звуками песен, разносившимися по привокзальной площади.
А еще – счастливые лица родителей, многие из которых пришли со своими ребятишками. Не знаю, специально ли открытие центра приурочили к Дню защиты детей или это простое совпадение, но для приглашенных, и в их лице сотен других семей, где есть дети с таким заболеванием, это был прекраснейший подарок. Ведь прежде такие ребята не проходили реабилитацию по специальным методикам, подход к ним нередко почти такой же, как и к детям, имевшим инвалидность по медицинским показателям иного характера.

– Уже до открытия центра, буквально за каких-нибудь два дня, к нам записали восемьдесят детей, – вспоминает супервайзер А.С. Есенгалиева. – И потом на некоторое время пришлось приостановить запись: в группах должно быть строго ограниченное количество. Не обошлось, конечно, без обид.

По словам Айнагуль Салыковны, несмотря на то, что их специалисты прошли специальную подготовку в Астане и Алматы, поначалу девушкам, а в коллективе в основном молодежь, пришлось очень тяжело. До этого у них был опыт работы в школах и других учебных заведениях, а тут пришлось иметь дело с теми, кого обычно называют особенными. Да еще со специфическими признаками в поведении и отношении к окружающему миру. И молодой клинический педагог нередко оказывался в затруднительной ситуации. Истерики, капризы, невозможность установления контакта с «особенным» – всего этого было вдоволь, особенно на первых порах. И тогда на помощь спешила А.С. Есенгалиева, имеющая солидный опыт работы с такими малолетними больными. Лишь потом появилось осознание неслучайности такого поведения: маленький капризник в устраивании сцен преследовал вполне определенную цель – прощупать реакцию педагога на его поведение, насколько строгими для него будут наказания, если он не будет выполнять его указания и просьбы. И вообще – как выстраивать в дальнейшем отношения с человеком, в группе которого он будет заниматься.

– В последнее время принято считать что аутизм – не приговор, – говорит Айнагуль Салыковна. – Как правило, это талантливые дети, они хорошо для своих лет разбираются в человеческой психике, тонко чувствуют ее. И поэтому тот, кто работает с ними, должен находить индивидуальный подход к каждому, обладать огромным терпением и тактом, глубоко знать и любить свое дело. Ну и, конечно же, давать слабину там, где это пойдет только во вред воспитательному процессу, обучению навыкам социальной адаптации, ни в коем случае нельзя. Юные аутисты – не потерянные в будущем для общества люди, – продолжила она. – Они, как я уже сказала, одаренные, способные дети. И важно в них развивать эти качества, приучать их к более или менее самостоятельной жизни. И успех здесь во многом зависит от того, когда с ними стали заниматься специалисты соответствующего профиля. Чем раньше это произойдет, тем результаты будут более обнадеживающими и впечатляющими.

В настоящее время в штате центра восемь человек, все они сюда пришли по зову сердца, любят свое дело, детей. Из них пятеро – клинические педагоги, а также – супервайзер и два специалиста по диагностике. Последние это те, кто с ребенком начинает заниматься, как только он переступает порог. Пытаются как можно больше узнать о его навыках и склонностях, определить, по какой программе специалистам с ним работать.

Программ несколько. Одна из них рассчитана на раннюю поддержку детей с нарушениями аутического спектра, возраст обучаемых до 3 лет. Ребенка учат контактировать с другими детьми, различать те или иные звуки, предметы, умению пользоваться ими. Обучающая программа, которая охватывает возрастную категорию от 3 до 8 лет, преследует цель подготовки к школе. Они постигают науку пользования школьными принадлежностями, как считать, петь песни, танцевать. Если в первой программе уделяется внимание прежде всего игровой форме обучения в группе, то во второй педагог работает с каждым подопечным индивидуально.

Жизненная программа – дать навыки ребенку в том, чтобы он сам себя обслуживал: умывался, чистил зубы, одевался, поддерживал в порядке то место, где он проводит большую часть своего времени.

И наконец – так называемая интенсивная программа. Она сравнительно новая, и внедрить ее в практику заставила сама жизнь. Дело в том, что занятия в центре «Асыл Мирас» посещают, и таких немало, ребятишки из дальних районов нашей области, есть даже «особенные» из соседних регионов Казахстана. Понятно, что проживать вдали от дома им с родными трудно. И специально для такой категории реабилитируемых разработали программу, которую «уложили» в две недели. Обязательное условие: обучение и привитие жизненных навыков осуществляется с активным участием самих родителей. По возвращении домой они должны продолжить заниматься со своими чадами по той методике, что они освоили в центре.

Из фактов, мешающих работе, Айнагуль Салыковна отметила, что «Асыл Мирас» находится в здании, где много других организаций. А это нежелательно: особые дети на то и особые – к ним нужен свой подход, свои условия работы с ними. У них свое, специфическое поведение.

– Нам требуются также клинические педагоги, – подчеркнула собеседница. – Объем работ растет, как и количество желающих определить своих деток к нам. Но у нас в последнее время произошли некоторые изменения. Благодаря содействию местных властей нам недавно выделили в этом же здании, где раньше был горсобес, дополнительные помещения на первом этаже. Там установили тренажеры, и теперь инструктор будет проводить занятия по оздоровительной физкультуре. Формируем библиотеку, специально предназначенную для детей с таким заболеванием.

Фото автора

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top