Хранительница очага

8 марта 2018
0
1504

У современной молодежи проблем много, объясняют психологи. Да и у взрослых с молодыми людьми проблем не меньше. Чаще всего жалуется старшее поколение на отсутствие воспитания. Совет матерей Ассамблеи народа Казахстана занялся этим вопросом. Умудренные жизненным опытом женщины проводят встречи в школах, организуют круглые столы в колледжах и институтах, рассказывают о простых вещах.

– Поверхностно относятся молодые женщины к браку, – сетуют умудренные опытом общественницы. – Не ценят домашний очаг, родственные отношения. А семья всегда прежде всего держалась на жене, она определяла микроклимат в доме. Бич времени – неполные семьи. Общество к этому явлению привыкло, а зря. В моде гражданские браки, тоже – не дело. Мы называем это явление отношениями без обязательств.

Матери сожалеют, что многодетность сегодня не в чести. Чаще всего она ассоциируется с бедностью.

– Конечно, материальные трудности в этих семьях есть, но они преодолимы, взять хотя бы наш пример, – уверяют они студенток. – Только вступать во взрослую жизнь нужно правильно. Сначала выйти замуж, а потом рожать.

– Я из многодетной семьи, самая старшая, нас семеро. Но, несмотря на это, все получили образование, стали приличными людьми. Воспитанием занималась бабушка, мама моего отца, он у нее был единственный сын. Она жила с нами, научила нас многому, и за это я ей очень благодарна. Сегодня молодые стараются со стариками не жить. А ведь именно пожилые люди в казахстанских семьях занимались воспитанием молодежи, – рассказывает председатель Совета матерей Шалкыма Курманалина. Она женщина с большим авторитетом, директор педагогического колледжа, педагог, мать четверых детей, бабушка.

Матери уверены: в последнее время все мы стали заложниками западной культуры и забыли, что у нас свои традиции и обычаи. Во-первых, уважение к старшим, к детям, супругам, забота о своем потомстве, крепкие родственные отношения. Правда, в последнее время молодые девушки не считают нужным прислушиваться к совету свекровей и своих матерей. Им бы стоило знать, как раньше воспитывались девушки.

Чтобы предотвратить конфликты, которые нередко возникают между свекровью и невесткой, в Казахстане создают специальные школы для снох. В них обучают правильному поведению молодых жен в семьях мужей. Инициатором открытия подобных школ выступают опять же женские объединения. Современная казахстанская молодежь отходит от традиционных ценностей, именно это влечет за собой непонимание в семье, конфликты между супругами и, как следствие, частые разводы. Самим молодым девушкам, записавшимся на курсы, идея нравится. В общем, в клубах, членом которого может стать каждая желающая, будущих жен учат уважать родителей мужа, строить отношения с супругом и уметь сглаживать острые углы.

Казахи радовались, если в семье рождалась девочка. Дочь красиво одевали, вкусно кормили, ухаживали за ней, как за дорогой и любимой гостьей, баловали и лелеяли. Потому как, кто знал, как сложится ее судьба: будет ли счастлива на новом месте, в доме мужа, или все обернется по-другому? «Поэтому, пусть живет в родительском доме беззаботно и весело», – считали родители и близкие.

Девочка росла в доме отца как нежный цветок. Ее старались воспитать мастерицей на все руки, примерной, аккуратной, чтобы ее не осуждали в доме мужа, чтобы не было нареканий из-за нее в адрес семьи. До семи лет она беззаботно жила в доме родителей, играла в куклы. Это была – подготовка к ее будущей взрослой жизни.

В семь лет девочке прокалывали уши. На праздник «сырга той» собирались только женщины. Проколоть уши доверяли уважаемой, многодетной женщине, у которой была легкая рука. Как только прокалывали девочке уши, на голову надевали тюбетейку с совиным пером. Надевали платье с двумя оборками и камзол. С этих пор она сразу же ощущала себя настоящей повзрослевшей девочкой. Девочка, вчера только игравшая беззаботно на улице, надев тюбетейку и платье с оборками, вдруг превращалась в подростка.

Так начинается воспитание девочки, в котором принимал участие весь аул. Это не значит, что ее беспощадно критиковали, ругали и запрещали. Это означало, что девочка должна из каждого дома в ауле взять что-то полезное, хорошее, что пригодится ей в дальнейшей жизни. Быть хорошей невесткой, затем примерной матерью – все это в первую очередь зависит от воспитания в семье. «Не умеющий лелеять девочку, превратит её в рабыню, не умеющий ткать шелк, превратит его в лохмотья». Эта пословица – проявление еще одного уважения казахского народа к своим дочерям. Растить девочку, а затем счастливо выдать замуж – святая обязанность родителей.

Казахская девушка никогда не распускала свои волосы. Она заплетала их в одну или две косы и закидывала их за спину. В старину в концы волос девочки обязательно вплетались шолпы. Звуки шолпы сливались с ее звонким смехом, оказывая влияние на ее поведение, образ жизни. Стоит отметить, что казахские ювелирные изделия, словно изначально были предназначены для воспитания девочек. Скажем, шолпы – украшение, издающее нежный звон. Если девочка будет ходить степенно, красиво и гордо, то их звон будет тихим и мелодичным. Если же девочка ходит несдержанно, как попало, то и звон будет звучать неприятно. Уже по одному звуку замечали, каким характером обладает она, какая у нее походка.

Повзрослев, ей дарили особое кольцо – посередине расположено или круглое, или треугольное украшение, от них исходят цепочки, которые соединяются с кольцами. Получается цельное украшение. В основном такое украшение дарили перед ее замужеством. В юном возрасте она их не носит. Почему? Потому что одно кольцо символизирует родственников со стороны матери, второе кольцо – ее собственный род, третье – родственников со стороны мужа. Объединившись в одном месте, они создают новую семью – новую юрту.

Свекровь всегда любила сноху. Обращалась с невесткой как с дочерью, учила всему, что знает сама. Рассказывала об особенностях семейного уклада, знакомила с правилами, установленными в доме. Как проявлять свое уважение к свекру? Как следует называть деверя и младшего брата мужа, как обращаться к другим невесткам этой семьи, золовкам? Объясняла переступившей порог девушке правила дома.

Обычно в первое время за молодой невесткой наблюдало множество глаз, внимательных и критичных. Все внимание было приковано к ней. Ее поведение в доме, отношение к окружающим, приготовление еды – все это оценивалось новыми родственниками. И в это время проявлять большую заботу о невестке, оберегать ее, поддерживать, повести ее дальше по жизни должна свекровь. Как правило, новую сноху никто не считает чужой. У нее есть свое мнение, свое определенное место. Отныне она считает эту семью ближе, чем своих родителей. Если она сегодня сноха, то завтра – мать и хозяйка этого дома, а затем бабушка – все это ясно и без слов. В старину не было принято устраивать невестке экзамен, критиковать ее. Если прозвучит в адрес невестки какое-либо замечание, то это замечание в первую очередь относится к семье мужа. Воспитать невестку, обучить ее – все это становится обязанностью членов ее новой семьи. В старину, после того, как пройдут свадебные торжества, бабушки и дедушки приходили в дом, чтобы испить чай из рук молодой невестки. Как невестка встретит гостей, как будет держать себя за дастарханом? Это, можно сказать, первое испытание для нее. Этот обычай называется «келин чай». Невестка садится у самовара. Начинает разливать чай. Чай надо наливать бесшумно, тихо. Нельзя допустить, чтобы на поверхности чая образовалась пена. Иначе это будет считаться неприличным. Затем таким образом подается чай. То есть подается правой рукой. Нельзя допустить, чтобы первоначально чай был густым, а впоследствии жидким, поэтому наливать надо равномерно, не спеша. Все это замечается старшими, дается оценка. Дедушки обязательно дают бата – свои искренние пожелания. Желают рождения детей, чтобы в доме всегда был достаток, благополучие. Бабушки снимают с пальцев свои кольца или серебряные браслеты и дарят молодой снохе с пожеланием положить в посуду для купания малыша. Это когда уже родится ребенок и через 40 дней после его рождения необходимо символично искупать его в 40 ложках воды, куда будут положены и эти серебряные изделия. После чаепития, выходя в дверь, она не должна поворачиваться к сидящим на почетном месте спиной. Следует выйти либо боком, либо пятясь назад.

«Нация образуется из потомков», – этого принципа казахи придерживались всегда. Именно поэтому растили дочерей в любви и заботе. Старались дать хорошее воспитание, и первым их пожеланием было «чтобы имя девушки произносилось с уважением».

Фото Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top