Храм на «старом» кладбище

16 августа 2018
0
4603

Спасо-Преображенский храм г. Уральск. Фото Я. Кулика

В этом году 12 августа исполнилось 130 лет со дня освящения Спасо-Преображенского храма на «старом» кладбище.

Как известно, первоначально Уральск или Яицкий городок располагался на своеобразном полуострове, окруженном с трех сторон водами Яика (Урала) и Чагана, с севера граница его проходила в районе теперешней площади Пушкина. Городок был укреплен валом и другими фортификационными изысками того времени. Место это до сих пор зовется в народе «Куренями».

По мере роста населения рос городок, отодвигался оборонительный вал.

Поскольку человеческое пребывание на земле не столь долго, всегда возникала необходимость где-то хоронить умерших горожан.

Первое кладбище возникло в районе Михайло-Архангельского собора. Увеличение населения требовало новых мест под строительство жилья, и стало очевидным, что нерасчетливо занимать место внутри городского укрепления под могилы усопших. Новое кладбище вынесли за городскую черту.

Так и повелось: расширялись границы города – передвигался вал, а за ним создавалось новое кладбище. Возле кладбищ строились новые храмы. Как писал известный уральский бытописатель XIX века Н.Ф. Савичев, «церкви служат памятником городских валов».

После городского пожара в 1807 году Уральск еще больше расширился. Возле Успенской часовни (район Перевалочной рощи) появилось новое кладбище. В начале 30-х годов XIX века Уральск «посетила» холера. Умерших было столь много, что хоронить стало негде. Жилые постройки вокруг погоста не позволяли ему расшириться.

Примерно к этому времени можно отнести возникновение кладбища, на котором ныне стоит средняя школа № 3. Не прошло и полувека, как и это кладбище переполнилось.

Властями был выделен новый участок за северо-западной окраиной города. Произошло это в конце 70-х годов XIX века. Теперь мы называем это кладбище «старым».

Поскольку православный обряд подразумевает отпевание усопшего, через несколько лет возникла необходимость в строительстве там хотя бы часовни.

Первоначально Уральское войсковое хозяйственное правление предполагало ограничиться переносом старой сосновой часовни, оставшейся после перевода тюрьмы во вновь отстроенный тюремный замок.

Часовня была очень мала, площадь ее составляла всего 2 квадратных аршина.

На перенос была составлена смета в 353 рубля и утверждена Главным управлением казачьих войск.

Уральский городской полицмейстер войсковой старшина Саратовцев В.В. предложил построить хозяйственным способом новую часовню гораздо большего размера, используя выделенные на перенос 353 рубля с добавлением 200 рублей, пожертвованных на это дело вдовой подполковника Евгенией Поликарповной Выровщиковой.

Войсковой атаман и военный губернатор Уральской области генерал-майор Шипов Николай Николаевич поддержал инициативу полицмейстера, одобрив предложение о постройке часовни не за счет войскового бюджета, а только с привлечением доброхотных средств.

Сколь далеко было кладбище от городской окраины говорит то, что в этом месте жители проводили сенокос и хранили скошенное сено. Даже в 1910 году стога стояли на кладбищенской территории.

Войсковое хозяйственное правление 4 мая 1886 года выдало полицмейстеру Саратовцеву предписание за № 6555, которым он обязывался перенести часовню с возможным расширением ее размеров до «5 саж. длиною и 3 саж. шириною, вышиною 5 арш.».

Уральский казак и купец Ларион Аржанов. Фото из коллекции Курлапова А.З.

Освящение места под постройку часовни, при большом стечении народа, произведено 6 августа 1886 года в день Преображения Господня, находившимся тогда в Уральске епископом Оренбургским и Уральским Макарием. Владыка обратился к собравшимся с прочувственным словом и благословил начало этого доброго дела. Тогда же епископ высказался, что «было бы более желательно, чтобы вместо деревянной часовни была построена каменная с тем, чтобы впоследствии, при средствах, имелась возможность обратить ея в церковь».

В знак одобрения этого пожелания епископа первые средства на строительство внесли: атаман Шипов Н.Н., Хохлачев Е.В., Аржанов Д.Л. – по 100 рублей, Выровщикова Е.П. – 200 рублей, Тудаков П.И. – 75 рублей, по 50 рублей – Хохлачева М.И., Макаров Ф.И., Сомов Н.А., Овчинников Я.Т., Севрюгин И.А., от Денисова И.В. поступили 30 рублей и по 25 рублей внесли Мохнин И.Ф., Карев А.Т., Бокаушин С.В., Носков И.С., Белов А.З., Макарычев П.А., Курилов И.М., Никонов Ф.И., Ферапонтов В.И. и Цветков Е.

17 августа газета «Уральские войсковые ведомости» отметила вышеперечисленных, написав: «Теплое участие нижепоименованных жертвователей дает надежду, что найдутся еще лица, которые помогут осуществить вскоре превращение часовни в кладбищенский храм».
В той же заметке газета разместила отрывок из письма, написанного атаманом Шиповым Н.Н. и обращенного к «лицам, отличающимся благотворительностью».
Полный текст этого письма газета опубликует 2 октября 1888 года, когда стройка будет уже закончена.
«На обязанности каждаго христианина лежит несомненно долг уважения праха усопших, с чем вместе связана забота о благоустройстве места упокоения.

Печальное состояние христианских кладбищ в г. Уральске не могло не обратить моего внимания и я желал бы предотвратить от такого положения хотя бы новое кладбище, отведенное в 1879 г.

Для этой цели предполагаю принять некоторыя меры благоустройства по мере накопления нужных для сего средств. Для начала предположено построить на новом кладбище каменную часовню с таким разчетом, чтобы впоследствии обратить ее в кладбищенскую церковь.

Насколько я мог заметить, религиозныя чувства и благотворительность присущи здешнему краю, а потому не допускаю мысли, чтобы обыватели отнеслись равнодушно к кладбищу, где несомненно покоится прах людей, близких к сердцу многих.

Обращаюсь к Вам с просьбой содействовать мне к достижению намеченной цели, как путем Вашего личнаго материальнаго участия, так и сбором пожертвований от тех лиц, которым вы признаете удобным то предложить и которыя могут сочувственно отнестись к настоящему моему предложению.

О всех поступающих пожертвованиях будет опубликовано в Уральских Ведомостях».

Полицмейстер города Уральска Саратовцев Василий Варфоломеевич. Фото из коллекции Курлапова А.З.

Был создан строительный комитет в составе: городской полицмейстер войсковой старшина Саратовцев В.В., старший член торговой депутации Бокаушин С.В., священник Михайло-Архангельского собора Бирюков А.М.

Начало строительства часовни было временно отложено по предложению священника Бирюкова, заявившего, что некая личность обязуется внести в фонд строительства 20 тысяч кирпича и 500 рублей деньгами, если будет возводиться не часовня, а каменная церковь.

О новых пожертвованиях газета сообщила в своем 35 номере 7 сентября. Упомянуты 10 человек, пожертвовавших в общей сложности 215 рублей. 23 ноября газета известила о пожертвовании в общей сумме 50 рублей, сделанном пятью гражданами.

Завершающим сообщением о пожертвованиях 1886 года газета отметила 20 граждан (поименно), сделавших взносы на строительство общей суммой в 131 рубль. Был отмечен Мымрин К.И., пожертвовавший 10 тысяч кирпича и известку для их кладки.

Новые списки жертвователей появились в газете «Уральские войсковые ведомости» в № 9 от 1 марта 1887 года. Были упомянуты 136 человек. Сумма пожертвований составляла от 10 рублей до 5 копеек. Общий сбор составил 147 рублей 60 копеек. При этом следует отметить, что пожертвования вносились все еще «к постройке каменной часовни на новом христианском кладбище при гор. Уральске», т.е. окончательное решение о строительстве храма еще не было принято.

Заметим, что все газетные сообщения о пожертвованиях содержали благодарность атамана гражданам за их благодеяние.

В подписной кампании по сбору средств приняли участие не только горожане Уральска, но и жители Гурьевской, Сарайчиковской и Калмыковской станиц. Например, на 21 июня 1887 года жители Калмыковского уезда пожертвовали 148 рублей, а Гурьевской и Сарайчиковской станиц – 43 рубля 78 копеек. Жители Январцевского поселка пожертвовали 30 рублей. Там же среди жертвователей был указан урядник Бударинской станицы Логашкин А.М., внесший 25 рублей. Александр Михайлович еще в недавнем прошлом был старообрядцем. После присоединения к единоверию, он, будучи человеком состоятельным, вплоть до 10-х гг. ХХ века продолжал жертвовать на строительство церквей не только на казачьих землях, но и в переселенческие поселки Уральской области и даже соседям оренбуржцам. В очередной раз проявил себя как щедрый христианин известный гурьевский казак Федот Иванович Тудаков, принесший в дар 100 рублей.

Бокаушин Семен Васильевич, старший член уральской торговой депутации. Фото из коллекции Курлапова А.З.

Об этом поведала газета в своем 24-м номере. Там же сбор средств был назван «На постройку храма на новом христианском кладбище». Всего же на момент выхода газетного номера собрано 2314 рублей 50 копеек. В газетной заметке отмечалось, что «строительный комитет … предполагает, не смотря на незначительные средства, приступить к постройке храма в том уповании, что в этом христианском деле не откажутся оказать посильную помощь без исключения все…».

Городское иногороднее общество внесло 400 рублей.

Жертвовались не только деньги. Крестьянин Мымрин Кузьма Игнатьевич передал на строительство, в общей сложности, 20 тысяч кирпича с известкой, владельцы городских кирпичных заводов – 24 тысячи кирпича, «неизвестное лицо» – 36 пудов кровельного и 9 пудов «белого» железа, от торговцев железом в Уральске – 27 пудов кровельного железа.

Имя каждого жертвователя сообщалось атаману.

Начиная с 24 номера (21 июня 1887 г.), газета «Уральские войсковые ведомости» начала называть сбор средств не на часовню, а на храм. Видимо, атаман и строительный комитет, оценив обстановку, сделали вывод о возможности построения храма, а не небольшой часовни. Появилась возможность исполнить пожелание епископа Макария.

6 июля 1887 года храм был заложен. К дню закладки собрано 2447 рублей 28 копеек и 43 тысячи кирпича.

По сей день внутри храма, при входе, на левой колонне находится памятная медная табличка. Она гласит: «Кладбищенский храм во имя Преображения Господа сооружен на частные пожертвования заботами и попечением Уральского полицмейстера войскового старшины Василия Варфоломеева Саратовцева, священника Алексея Бирюкова и почетного гражданина Бокаушина. Закладка храма состоялась шестого июля 1887 года. Освящен же 31 июля 1888 года епископом Оренбургским и Уральским Макарием».

Спасо-Воскресенская церковь в г. Хакодате (Япония)

Атаманом был выбран типовой проект храма с трехъярусной колокольней из альбома чертежей, одобренного Синодом. К сожалению, пока неизвестен альбом, из которого Шипов Н.Н. выбрал проект, но нашим земляком, краеведом и архитектором Вафеевым Р. обнаружены фото церкви, очень похожей на уральскую. Этот храм во имя Воскресения Христова в японском городе Хакодате. Он построен из дерева, за три десятка лет до уральского, в 1858 году, а освящен в 1860-м. В 1907 году сгорел в пожаре. В 1916 был восстановлен в камне, благодаря трудам японского архитектора-самоучки Моисея Кавамуры. Епископом Японским Сергием (Тихомировым) освящен 15 октября 1916 года. Другим очень похожим храмом можно назвать каменную церковь во имя Вознесения Господня, находящуюся в деревне Вильямовичи Брестской области Республики Беларусь.

На строительство колокольни казаком Севрюгиным И. и «неизвестным лицом» пожертвованы более 70 тысяч кирпича.

Строительство храма начато 6 июля 1887 года.

С начала кампании по сбору денежных средств на строительство и по 23 августа 1887 года всего собрано 2863 рубля 45 копеек.

Владимир КУТИЩЕВ
(Продолжение следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top