Храм на «старом» кладбище

30 августа 2018
0
1967

(Окончание. Начало в №№ 33-34)

Еремин Григорий Григорьевич на 1940 год – бывший церковный староста, состоял певчим в Спасо-Преображенской церкви.

12 декабря 1940 года арестован органами УНКВД по Западно-Казахстанской области. Предъявлено обвинение в активном участии в якобы существовавшей в г. Уральске антисоветской группе церковников-тихоновцев, нелегальных сборищах, устраиваемых в Михайло-Архангельском соборе, систематическом проведении антисоветской агитации и распространении клеветническо-провокационных слухов против мероприятий партии и правительства в сельском хозяйстве.

31 декабря 1940 года приговором Судебной коллегии по уголовным делам Западно-Казахстанского областного суда приговорен к пяти годам лишения свободы с последующим поражением в правах на три года и конфискацией имущества. Виновным себя не признал. Кассационная жалоба, в которой показания свидетелей называл клеветой, оставлена без последствий. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Скворцов Георгий Семенович на 1940 год – без определенных занятий, состоял певчим в Спасо-Преображенской церкви.

12 декабря 1940 года арестован органами УНКВД по Западно-Казахстанской области. Предъявлено обвинение в активном участии в антисоветской группе церковников-тихоновцев, нелегальных сборищах.

31 декабря 1940 года приговорен к десяти годам лишения свободы с последующим поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества. Дальнейшая судьба неизвестна.

Горшкова Евдокия Ивановна. Фото из архива ДВД ЗКО.Горшкова Евдокия Ивановна в начале 30-х годов избрана церковным старостой. 31 марта 1942 года Постановлением Особого совещания НКВД СССР осуждена к пяти годам исправительно-трудовых работ.

Интересно, что «материал» на Евдокию Ивановну начал накапливаться в «органах» еще с 30-х годов. В Государственном архиве ЗКО в одном деле случайно сохранился клочок бумаги с частью доноса на нее. Сверхбдительный гражданин писал: «…социальное происхождение Евдокии Горшковой необходимо знать отделу культов горсовета. Гражданка Евдокия Ив. Горшкова имеет дом от мужа Евстифеева. Евстифеев бывший белый офицер. После Евстифеева Евдокия Ивановна выходила замуж еще дважды – за гражданина Сумкина и потом Горшкова». В это же время, 22 июля 1934 года «бедняцким собранием кладбищенской 20-ки (двадцатки – В.К.)» прихожан было написано заявление в горсовет Уральска, в котором разоблачалась церковная «компания лиц с старым реакционным душком, застывшая на интересах старого кулацкого быта с частной собственностью». Собрание обвиняло членов церковного совета, включая Горшкову и священника Кабанова, в том, что они пропитаны кулацким духом.

Губернской комиссией по изъятию церковных ценностей 8 мая 1922 года конфискованы серебряные «предметы» общим весом 10 фунтов 24 золотника.

Епископ Антоний (Лебедев). Фото из фондов народного музея "Старый Уральскъ"11 августа 1932 года в Уральске, согласно официальной версии, утонул епископ Уральский Антоний (Лебедев Борис Алексеевич), хотя на обратной стороне фото епископа Антония, находящемся в настоящее время в фондах народного музея «Старый Уральскъ», чьей-то рукой указана дата смерти, написано, что изображен архиерей Антоний, «утопленный». Видимо, писавший знал другую версию кончины епископа. Прах епископа покоится возле церковного алтаря.

В 30-е годы церковь неоднократно обворовывали. 28 мая 1933 года украдены серебряные крест и кадило, дароносица, лжица, тарелочки и другие предметы церковного обихода. 29 августа 1933 года – медные потир и дароносица. 16 октября 1933 года – звездица, дароносица, серебряная риза с иконы и другие вещи. 23 января 1934 года украдены два подрясника, стихарь диаконовский и другие изделия из ткани.

Согласно описи имущества храма, сделанной 25 марта 1934 года, иконостас в нем содержал 18 икон, расположенных на двух ярусах. Верхний ярус содержал иконы праздников и апостолов высотой в 1 метр каждая. Нижний ярус, находившийся по обе стороны Царских врат – икону «Преображение Господне» чеканной работы высотой около полутора метра.

Царские врата были украшены 6 иконами. Над вратами икона «Тайная вечеря», украшенная металлической ризой.

В алтаре находились две иконы Богородицы в киотах, икона «Распятие Христово» высотой около 1 метра, двойная икона «Воскресение Христово» и «Неопалимая Купина», икона «Саваоф» высотой 2,5 метра.

На южной храмовой двери икона св. Стефана Архидиакона в ризе чеканной работы. На правом клиросе икона «Николай Чудотворец»; там же икона «Иоанн Креститель» высотой 1 метр в чеканной ризе.

На северной двери располагалась икона св. Лаврентия Архидиакона высотой 1,5 метра в чеканной ризе. На левом клиросе икона «Святитель Василий Великий» высотой 1,5 метра; там же икона «Николай Святитель» в ризе чеканной работы.

В храме возле клироса находилась киотная икона «Знамение» в чеканной ризе.

Далее от клироса по южной стене иконы: «Иоанн Предтеча» с чеканной ризой, в киоте, Казанская икона Божьей Матери в металлической ризе, 5 небольших икон в одном киоте, «Николай Чудотворец» «в рост» в чеканном окладе и в киоте – две в разных местах, «Покров Пресвятой Богородицы» «в рост» в чеканной ризе и иконостасе, «Николай Чудотворец» в металлической ризе и киоте, «Василий Богослов» высотой 1,5 метра в чеканной ризе, «Иоанн Богослов» высотой 0,5 метра, 15 небольших икон в одном киоте, икона с изображениями двенадцати праздников, киот с 14 иконами небольшого размера.

На первой колонне икона «Николай Чудотворец» в металлической ризе чеканной работы.

На второй – три небольшие иконы.

На третьей – три иконы.

На четвертой колонне 12 икон высотой в четверть метра.

На северной стене располагались иконы «Спаситель» «в рост», «Николай Чудотворец», на кануне стоял металлический крест, три небольших иконы в киоте, «Двенадцать праздников» в киоте, «Всех Святых» в киоте, «Николай Чудотворец» «в рост», семь икон небольшого размера, «Пантелеймон Целитель» высотой 1,5 метра в чеканной ризе, «Илия Пророк» высотой 0,5 метра, «Серафим Саровский» в чеканном окладе, «Святой Гермоген» «в рост», «Спаситель в терновом венце», «Благовещение Пресвятой Богородицы».

В общей сложности в храме находилась 51 икона. В притворе размещались 7.

В помещении церкви висело большое паникадило.

В ризнице хранились: священнические облачения – 13, епитрахили – 15, диаконовские облачения – 15, орари диаконовские – 14, набедренники – 9, пояса – 10, стихари для мальчиков – 2.

По этой описи все имущество храма было оценено в 273 рубля 50 копеек.

Следует иметь в виду, что с приходом богоборческой советской власти храм утратил свою принадлежность к единоверию.

29 октября 1940 года протоколом горсовета № 52 зафиксировано решение «временно закрыть церковь до собрания верующих т. к. священник сбежал и церковь безнадзорна».

Городским советом депутатов трудящихся 24 ноября 1943 года принято решение «об открытии Преображенской церкви при условии выполнения всех ремонтных работ по зданию церкви». Подчеркивалось, что службы в церкви должны начаться только по представлению акта об окончании ремонта и полного приведения церкви в порядок. Горфинотдел обязывался передать ключи от церкви и имущество церкви священнику Сальникову Никифору.

В 1944 году о. Никофору сослужил иеромонах Даниил (Фомин Дмитрий Кириллович). Он был осужден в 1940 году в Калуге к 8 годам ссылки. Отбывал ее в Уральске, работая в ремесленной артели. После освобождения и до конца дней своих служил в селе 2-я Михайловка Сорочинского района Оренбургской области. Могила его для многих является местом поклонения и паломничества. В народе о. Даниила почитают за местного святого.

15 июня 1944 года газета «Приуральская правда» опубликовала письмо Сталину, подписанное священником Никифором Сальниковым: «Охваченные горячим патриотизмом и любовью к нашей священной Родине, воодушевленные славными победами Красной Армии и желая ускорить окончательный разгром немецких фашистов, верующие общины Преображенской церкви города Уральска внесли на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского 40000 рублей и я, священник данной церкви Сальников Никифор Исидорович, внес из своих личных сбережений 65 тысяч рублей».

Там же опубликован ответ Сталина: «Благодарю верующих общины Преображенской церкви города Уральска и лично Вас, Никифор Исидорович, за заботу о бронетанковых силах Красной Армии.

Примите мой привет и благодарность Красной Армии».

5 ноября 1944 года газета опубликовала новое письмо Сталину, подписанное священником Никифором Сальниковым и церковным старостой Ларионичевым Тимофеем Ильичем.

«Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу Сталину!

Дорогой Иосиф Виссарионович! Верующие Преображенской церкви города Уральска, воодушевленные Вашими благодарственными телеграммами за наше участие в создании танковых сил Красной Армии, в дополнение к ранее внесенным 205 тысячам рублей, вновь внесли 50 тысяч рублей, и я, священник, из своих личных сбережений внес 50 тысяч рублей. Пусть эта лепта поможет построить новые танки.

Усердно молимся Богу за победу русского оружия и скорейший разгром фашистских супостатов и изгнание их из родной русской земли и за Вас, Великий полководец, и за всех воинов Красной Армии».

В том же номере газеты помещен ответ Сталина.

«Уральск, священнику Преображенской церкви Никифору Сальникову, церковному старосте Ларионичеву Тимофею Ильичу.

Прошу передать верующим и духовенству Преображенской церкви города Уральска, дополнительно собравшим сто тысяч рублей на строительство танков, мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Неподалеку от храма в 1950 году по инициативе и попечением протоиерея о. Иоанна (Зорина) сооружен памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Несколько дальше находится мемориальный комплекс – Братская могила военослужащих, умерших в госпиталях города Уральска в те военные годы.

Ежегодно, 9 мая от храма к памятнику и братской могиле совершается крестный ход во главе со священно-служителями храма. После возложения цветов свершается заупокойная лития памяти воинов, за веру и отечество жизнь положивших, и возглашается Вечная память героям победы.

На Пасху, ночью, в 1960 году была устроена провокация, видимо, по наущению властей. Хулиганы выбили несколько окон, чтобы спровоцировать происшествие. Однако, благодаря вмешательству граждан, их действия последствий в виде схватки с верующими не имели.

В апреле 1962 года в горсовет поступил документ из Уральской Спасо-Преображенской церкви.

«Спасо-Преображенская церковь Уральска имеет все необходимое для богослужений, принимать культовое имущество Михайло-Архангельского собора нет никакой надобности и хранить его в нашем тесном храме негде. Но согласно устному распоряжению зам. председателя гор. совета тов. Сечкина от 24 апреля 1962 года принять культовое имущество Михайло-Архангельского собора в виду его закрытия, церковный совет Спасо-Преображенской церкви вынужден принять культовое имущество общины верующих Михайло-Архангельского собора, нижеследующее:

Два святых напрестольных антиминса, сосуд со Святым Миром, евхарические посуды (потиры, дискосы, звездицы и копия), напрестольные и молебные Евангелия и кресты, дарохранительницы, дароносительницы, запасные Святые дары, кадилы и кропилы.

Все богослужебные книги и церковные ноты. Иконы двунадесятых праздников и особо чтимых святых. Подсвечники и лампады. Священнические и диаконские облачения, облачения на престол, жертвенник…».

1 февраля 1963 года в Спасо-Преображенской церкви в присутствии уполномоченного совета по делам религиозных культов при Уральском облисполкоме Кубышкина П. прошло объединенное собрание членов общины, созданной при слиянии Михайло-Архангельской и Спасо-Преображенской общин и получившей название Уральская.

В начале 1989 года областная газета «Приуралье» опубликовала небольшую заметку. В ней говорилось, что Спасо-Преображенская церковь за последние три года перечислила в Советский фонд мира 158 тысяч рублей. Приведены слова настоятеля церкви протоиерея Владимира Корчажникова: «Ежегодно из своих доходов Спасо-Преображенская церковь отчисляет в областной фонд мира 50 тысяч, а все четыре священнослужителя – по 100 рублей из личных сбережений».

Нам, современникам, живущим в XXI веке, досталось увидеть всего около десятка старинных каменных плит-надгробий, а когда-то «Старое» кладбище буквально пестрело от множества белых, розовых, серых и черных обелисков. Но однажды эти камни повергли на землю, а затем куда-то вывезли. В начале 60-х годов, еще будучи саратовским студентом, ветеринарный врач Николаев Н.И., ночами подрабатывал на строительстве автомобильного моста через Волгу. По его сведениям, ему и его товарищам приходилось сгружать надгробия с открытых железнодорожных платформ. В дальнейшем эти камни дробились и шли на приготовление бетона. Неоднократно студенческой бригаде попадались платформы, где лежали стелы с уральскими надписями. Вот так, память о многих уральцах оказалась на дне Волги.

Летом 2015 года группой уральцев установлен крест и памятная плита на могиле епископа Антония, похороненного вблизи церковного алтаря в 1932 году. Во время этих работ, вблизи могилы епископа, найден и вновь установлен надгробный памятник протоиерею Александро-Невского собора Лавру Михайловичу Поспелову.

Рядом с этими захоронениями, также у алтаря, находится могила священника Иоанна Леонтиевича Кулакова и его супруги Пелагеи Гавриловны. О. Иоанн никогда не служил в этом храме, но согласно сану и благочестию погребен здесь после кончины 9 февраля 1929 года.

В настоящее время вблизи храма сохранилось около десятка каменных надгробий некогда именитых людей, в основном купцов.

К сожалению, пока не обнаружено ни одной фотографии церкви из досоветского периода ее истории.

2 октября 2015 года архиепископ Уральский и Актюбинский освятил воскресную школу при храме, построенную при значительном вкладе Голоухова Владислава Валерьевича. Этим событием было ознаменовано празднование 1000-летия преставления Пресвятого равноапостольного князя Владимира крестителя Руси. В память об этом юбилее на стене школы размещена памятная доска.

Весною 2016 года произведен капитальный ремонт помещения алтаря с передвижкой главного иконостаса, а 30 июня установлен новый центральный купол.

К празднованию престольного праздника Преображения Господня 19 августа 2016 года перед главным входом сооружен изящный навес, устроенный благодеянием Голоухова Владислава Валерьевича.

15 октября колокольню украсил новый купол.

Летом 2018 года заменены на новые все остальные купола.

Как и в момент своего освящения, храм остается однопрестольным. Престольный праздник – Преображение Господне отмечается 19 августа.

Местночтимыми иконами являются образ Пресвятой Богородицы «Иверская», написанный и освященный на святой горе Афон, и чудотворная икона преподобного Серафима Саровского с частицей от камня, на котором в течение долгого времени проходил свой молитвенный подвиг святой Серафим. Под иконой святого Серафима имеется надпись, поясняющая, что икона и ее киот «сооружены усердием семейства Епифановых 1908 года апреля 13 дня».

Следует упомянуть о необычном большом кресте, стоящем за кануном. Предстоящие у этого креста Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов изготовлены совершенно в ином стиле, чем сам крест. Вероятно, они изначально находились у совершенно иного креста. Сам крест не изображает распятого Спасителя, а выполнен из набора икон, изображающих православные двунадесятые праздники. С определенной вероятностью можно предположить, что этот крест находился ранее в Александро-Невском соборе г. Уральска.

Также в храме находится Казанская икона Божьей Матери в чеканной медной ризе. Под самим изображением вычеканена надпись, часть которой утрачена – «Благословение Ал. нев. собора в г. У…». Находилась ли эта икона ранее в соборе или была по какому-то случаю подарена как благословение – неизвестно.

В разное время в храме служили: священниками – Голованичев Николай Виссарионович, Балалаев Варфоломей Иванович, Живетин Павел Яковлевич, Словохотов Петр Симонович, Князевский Андрей Андреевич, Назаров Павел Миронович, Домашнев Аркадий Андреевич, Корнаухов Александр Федорович, Гаврилов Нестор Васильевич, Кабанов Василий Антонович, Млодзяновский Димитрий Андреевич, Сальников Никифор Исидорович, Серебряков Михаил Константинович, Зорин Иоанн, Костромин Михаил Федотович, Котов Николай Семенович, Савельев Николай, Малов Леонид Владимирович, Корчажников Владимир Павлович, архимандрит Еливферий (Диденко); диаконами – Голованичев Сергей Виссарионович, Живетин Павел Фаддеевич, Спирин Иван Николаевич, Мусатов Меркурий Косьминович, Болдырев Давид Поликарпович, Назаров Яков Миронович, Савичев Максим Михайлович, Балалаев Николай Варфоломеевич, Чапурин Павел Назарович, Маслов Николай Павлович, Иванов Михаил Кузьмич, Пенин Игорь; псаломщиками – Кулаков Андрей Леонтьевич, Архипов Николай Иосифович, Симонов Иван, Ктаторов Иван Васильевич, Кузнецов Яков Степанович, Быков Иван Евтихиевич, Сидоровнин Алексей Георгиевич, Бакиров Павел Севастьянович.

Многие из перечисленных священников и диаконов досоветского периода истории начинали служить здесь простыми псаломщиками.

В настоящее время в причте состоят: настоятель, протоиерей – о. Владимир (Гарасим), митрофорный протоиерей о. Леонид (Лемачко), игумен о. Дионисий (Строев), иерей о. Андрей (Морозкин), псаломщик – Шейко Мария Николаевна, регент церковного хора Савельева Ольга Николаевна, обе эти женщины – дочери священника о. Николая (Савельева).

Автор: Владимир Кутищев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top