Храм на «старом» кладбище

23 августа 2018
0
2570

(Продолжение. Начало в № 33)

Руководил строительством выше-упомянутый купец Фирс Макаров. Его энергией и заботами к строительству привлечено большое количество рабочих, и здание росло не по дням, а по часам. Только в августе на стройке трудились 144 каменщика, 48 плотников, 38 кровельщиков и 142 чернорабочих.

«Уральские войсковые ведомости» в № 33 от 23 августа сообщили, что «Храм, благодаря личному труду, в праздничные дни, каменщиков, стекольщиков, плотников, кузнецов и кровельщиков, с особенным усердием производивших работы, каждый по своей специальности, ныне окончен вчерне и покрыт и приступлено к оштукатурке стен внутри храма и устройству асфальтового пола». Среди жертвователей на строительство отмечен герой Иканского сражения Серов В.Р., внесший 50 рублей. 25 рублей внес оренбургский мещанин Иван Дмитриевич Богданов, тщанием которого впоследствии в 1910 году в селе Покатилово Уральского уезда будет построен деревянный молитвенный дом.

К 1 сентября здание церкви было готово и покрыто кровлей. Внутренние работы продолжались вплоть до лета следующего года.

Было доставлено 37 возов щебня, пожертвованного Севрюгиным И.А. Печником Сабиным сложены печи в церкви.

В воскресенье 1 ноября 1887 года на купола подняты кресты.

Из магазина Кожевникова доставлены заказанные за 50 рублей цветные стекла. Стеклил храм Никонов. У часовщика Исерлиса за 23 рубля приобретены стенные часы.

На постройку колокольни использован кирпич, пожертвованный выше-упомянутым Севрюгиным И. А. (около 5 тысяч штук), 37 возов для фундамента и от неизвестного человека 68 тысяч штук с известкой.

Строительство храма обошлось в 4737 рублей 66 ½ копейки.

Помимо строительных работ выполнялось общее благоустройство прицерковной территории. На кладбище, к церкви завезены 414 возов чернозема и 38 возов «перегорелой крови» для его удобрения. Высажено 114 деревьев в ограде церкви. Подрядчик Зверев Григорий установил за свой счет деревянную церковную ограду в 100 погонных саженей и окрасил ее масляной краской.

Еще во время строительства верующие приносили в дар будущей церкви иконы, книги. В фонд храма поступили 319 рублей, полученные от реализации пожертвованного жемчуга. Куриловым И.М. внесено 80 рублей, а Бронниковым А.Н. 25 рублей за места для погребений внутри церковной ограды.

Неизвестная благотворительница приобрела для храма иконостас стоимостью 1600 рублей. Ею же пожертвованы: запрестольное Евангелие, отделанное серебром, напрестольный крест, потир, черная бархатная священническая риза, серебряная чеканная икона «Тайная Вечеря», голубая шелковая священническая риза, серебряное кадило, четыре подсвечника для местночтимых икон, выносной подсвечник, серебряная позолоченная дарохранительница, серебряная вызолоченная лжица, паникадило перед дверями в церковь, лампада перед жертвенником, блюдо для просфор, шелковая голубая занавесь для Царских врат, горка стеклянная, чаша для водосвятия, два стихаря; местный иконописец Юдин пожертвовал икону «Воскресение Христово» в киоте, Белов Автоном Васильевич также пожертвовал икону, купец Носков Иван Сергеевич – запрестольный подсвечник, купец, владелец известного в Уральске трактира, подданный Великобритании Маслио Владимир – два мельхиоровых подсвечника к местным иконам; от купчихи и попечительницы Уральской Покровской женской общины Екатерины Леонтиевны Юрьевой – бархатная священническая малиновая риза и паникадило в церковь; Тудаковым Георгием Ивановичем и Карягиной М.К. – бухарские ковры; Бронниковым А.Н. – бухарский ковер, малиновая занавесь к Царским вратам, два шелковых платка для вытирания причастных лжиц, аналой с шелковым вышитым покрывалом, парчовое покрывало для покойников; Сомов Иван Петрович передал в церковь ковер и шелковое одеяние на престол; Хитевы – дубовые престол и жертвенник; Ткачева Н.Т. – парчовые одеяния: напрестольное и на жертвенник и выносной подсвечник; Верою Васильевной и Любовью Васильевной Саратовцевыми – пунцовая штофная занавесь к Царским вратам и два шелковых покрывала для покойников.

Сбор средств не прекращался даже тогда, когда строительство подходило к концу. За счет сбора средств за право погребения внутри церковной ограды начато строительство церковного дома, в котором впоследствии расположились церковно-приходская школа и квартира священника.

31 июля 1888 года епископ Макарий в сослужении уральских священнослужителей освятил новый кладбищенский единоверческий Спасо-Преображенский храм.

Это был второй храм в Уральске во имя Преображения Господня.

Первый, деревянный, стоял в «Куренях» до середины XVIII века. Сведений о нем очень мало. Вероятно, он сгорел в большой, так называемый Шилихин, пожар в Яицком городке 10 августа 1751 года, и более не восстанавливался. Этого же мнения придерживался исследователь истории уральского православия, помощник смотрителя Уральского духовного училища статский советник Соколов А.В.

Новая Спасо-Преображенская церковь первоначально была приписана к Михайло-Архангельскому собору и состояла под пристальным вниманием благочинного градо-Уральских единоверческих церквей о. Виссариона Голованичева. Согласно его распоряжению, первое время, по праздничным дням, уральские единоверческие священники поочередно проводили там торжественные службы.

Надо отметить, что, несмотря на энтузиазм жертвователей, поначалу, по мнению местных священнослужителей, в церкви ощущался недостаток «утварью и ризницей».

По штату при церкви полагалось иметь одного священника, одного диакона на вакансии псаломщика и одного псаломщика.

Первым священником был определен Николай Виссарионович Голованичев. Занимая третье священническое место при Михайло-Архангельском соборе, распоряжением благочинного о. Николай начал служить в новом храме.

Постепенно формировался штат, а по-церковному причт, церкви. В период становления здесь служили диаконы Сергей Виссарионович Голованичев, Павел Фаддеевич Живетин, псаломщики Николай Иосифович Архипов, Андрей Леонтьевич Кулаков.

16 мая 1890 года избран и утвержден Оренбургской духовной консисторией церковный староста. Выбор пал на проживающего в Уральске самарского мещанина Пашева Ивана Федоровича.

Священник проживал в доме при церкви, построенном на частные пожертвования в 1889 году и состоящим в церковной собственности. Остальные священнослужители – в съемных квартирах, оплачивая их за счет квартирного пособия.

В том же церковном доме располагалась Владимировская церковно-приходская школа, открытая в 1888 году. Она содержалась на собственные средства, которые изыскивались заведующим школой. Как правило, им был священник этой церкви.

В 1890 году в школе обучались 30 мальчиков и 36 девочек. Из них 40 православные, а 26 – единоверцы. Попечителем состоял вице-губернатор Уральской области Леонтьев И.М. Метрические книги, т.е. записи регистрации рождений, венчаний и смертей, начали вести с 1890 года.

Присяжный поверенный  Логашкин Николай Михайлович – попечитель церковно-приходской школы14 мая 1893 года по случаю окончания учебного года в церковно-приходской школе отслужен благодарственный молебен. Присутствовали протоиерей Александро-Невского собора Добровидов А.П., наблюдатель православных церковно-приходских школ священник Карташев А.Н., попечитель школы Логашкин Н.М. и учитель, псаломщик Симонов И. Логашкин Н.М. подарил бедным ученикам аспидные доски, ручки, карандаши, перья, грифели. При этом обращено внимание на ученика Трофимова, «который не только не имел средств приобрести учебники и письменные принадлежности, но даже и одет был в рубище». На следующий день он был прилично одет попечителем.

В 1895 году церковь указана как одна из немногих, где во время богослужений в церковном хоре пели девочки.

В конце июля 1907 года в церковь проникли воры и похитили «разные церковные сосуды и предметы церковной утвари».

20 марта 1909 года в храме, в числе всех уральских городских церквей, совершено богослужение по случаю 100-летия со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Жизнь шла своим чередом. Ежедневно рос вокруг храма «город мертвых». Послужившие благоустройству храма и кладбища определялись на вечный покой вблизи церкви, в ее ограде. Даже сейчас на слуху их фамилии – Рахмановы, Каревы, Рассохины, Аничхины и другие.

На центральной аллее, неподалеку от Спасо-Преображенского храма, в углу ограды памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, скромно стоит черный обелиск, обвитый цветущим вьюном.

Надгробие Сладковой Л.П. Фото автораНадпись на нем гласит, что здесь нашла свое последнее пристанище в 1911 году молодая девушка – Сладкова Любовь Павловна.

Время навсегда могло бы стереть память о ней, но родительская любовь и скорбь увековечили ее. Еще бы, прошло более ста лет! Оно же не сохранило следов последнего удела родителей.

Но память о них осталась.

В 38-м номере газеты «Уральские войсковые ведомости» за 1911 год опубликован приказ по Уральскому казачьему войску № 419-1 от 7 мая 1911 года.

В приказе говорится, что казак Павел Фолимонович и жена его Екатерина Павловна Сладковы, в память скончавшейся их дочери, Любови Павловны Сладковой, сделали крупное пожертвование в пользу просвещения и призрения (помощи – В.К.) лиц, находящихся в войсковой богадельне.

Атаман Дубасов, заканчивая приказ, объявляет следующее:

«…считаю приятным для себя долгом принести Павлу Фолимоновичу и Екатерине Павловне Сладковым мою искреннюю благодарность за их щедрый дар на пользу нуждающихся, больных и престарелых».

Супруги Сладковы учредили две стипендии для беднейших учениц Уральской войсковой женской гимназии и внесли в войсковое хозяйственное правление наличными 4 тыс. рублей, процентами от которых и обеспечивались нуждающиеся учащиеся.

Кроме этого, внесено 10 тыс. рублей, процентами от которых содержалась одна кровать имени их дочери для беднейших лиц иногороднего сословия в Уральской войсковой больнице.

В довершении всего, супруги обязались перестроить из летнего в зимнее помещение в войсковой богадельне.

Одним словом, общая сумма денежного пожертвования составила 14 тыс. рублей.

Много это или мало? И чем измерить порыв душ скорбящих родителей?

По ценам того года пуд муки стоил около 1 рубля!

Сладковы не замкнулись в своем горе, не ударились в пьянство, не поддались соблазну «пожить для себя», а совершили высоконравственный поступок, иными словами – гражданский подвиг.

Да что говорить?! Семья эта и в хорошие для себя времена жертвовала на нужды казачьей общины. На памятник героям Иканского боя 1864 года, на помощь погорельцам Иртецкого и Студеновского поселков.

Казак Сладков и после смерти своей, в марте 1913 года, остался в народной памяти человеком широкой души. Своей предсмертной волей он завещал 200 тыс. рублей на устройство богадельни в г. Гурьеве, с условием, что третья часть призреваемых там должна быть именно иногороднего сословия.

Оставив 100 тыс. рублей, на проценты от которых его жена Екатерина Павловна будет жить, Сладков указал, что эта сумма по ее смерти должна быть использована на строительство дома для душевнобольных в Уральске.

Ровно на два года пережил отец свою дочь, а сколько доброго успел сделать! Не знаю, под каким камнем или крестом упокоен этот благодетель, но широта его души стала примером, перетекла в такие же дела и поступки других людей, с которыми каждого из нас иногда сводит Судьба.

19 апреля 1911 года в день поминовения усопших – Радоницу, согласно распоряжению по Казанскому военному округу, в церкви отслужена панихида по усопшим воинам. В панихиде приняли участие генералы, штаб- и обер-офицеры, врачи и чиновники военного ведомства. При холодном оружии прибыл взвод местной команды и нестроевые нижние чины Уральского гарнизона.

Журнальным постановлением Войскового хозяйственного правления от 21 февраля 1912 года «для заведования новым христианским кладбищем в г. Уральске (даже спустя 33 года после своего основания, это кладбище продолжало именоваться «новым», т.к. существовали еще небольшое кладбище при Успенско-Богородицкой и при Пророко-Ильинской церквях – В.К.) и для поддержания чистоты и опрятности на нем, а также для отвода мест под могилы, памятники и склепы» образован постоянный кладбищенский комитет с председателем в лице старшего чиновника для поручений при Войсковом хозяйственном правлении, старосты церкви и двух прихожан. Для удовлетворения расходов по содержанию кладбища принято решение взимать плату под погребение площадью в одну квадратную сажень в размере, в зависимости от места, от 10 до одного рубля. Также определен участок кладбища, где места предоставлялись бесплатно.

3 апреля 1912 года традиционно отслужена панихида по усопшим воинам. Автор заметки по этому поводу в «Уральских войсковых ведомостях», отметив присутствие большого числа горожан среди могил, сообщил, что хождение на кладбище в день Радоницы «у нас началось не особенно давно – 6-7 лет тому назад, раньше же такого наплыва, какой замечается в последние годы, не было, туда ходили только люди постарше, теперь же туда идут и стар, и мал».

Табличка на южной стене храма над могилами Рахмановых. Фото автора

В ХХ веке храм расширили. Под полом оказался склеп, где упокоились ростовские купцы братья Рахмановы – Иван и Александр. К сожалению, неизвестно время перестройки, но по характеру кладки стен и исполнению надгробной доски Рахмановых внутри церкви можно предположить, что работы выполнялись в досоветский период, вероятно, незадолго до Гражданской войны.

В Гражданскую, несмотря на то, что храм находился в зоне боевых действий и артиллерийских обстрелов, он не пострадал. Но не обошла беда советских репрессий священнослужителей, служащих и некогда служивших в нем.

Первым в скорбном списке стал о. Николай (Николай Варфоломеевич Балалаев).

Николая семнадцатилетним юношей определили к храму сверхштатным псаломщиком в 1895 году, «для обучению церковному уставу, чтению и пению без права на получение доходов» – так начертано в распоряжении Оренбургской духовной консистории. В 1907 году, уже состоя в диаконовском сане, он вновь начал служить здесь, вплоть до самого рукоположения во священника к Благовещенской церкви Круглоозерновской станицы. В конце зимы 1919 года убит красноармейцами в числе других жителей станицы.

Кабанов Василий Антонович. С 1894 года служил в храме диаконом. В августе 1920 года арестован по обвинению в антисоветской агитации. В конце ноября того же года освобожден по амнистии. Продолжал службу священником и жил при храме с 1932 года.

Иванов Михаил Кузьмич. В 1921 году служил диаконом. 16 апреля 1921 года арестован Уральской Губернской Чрезвычайной Комиссией. Обвинен в контрреволюционной деятельности и клевете на ВКП(б). 9 мая 1921 года постановлением Уральской ГубЧК приговорен к двум годам лишения свободы. 30 октября 1921 года досрочно освобожден.

Емелин Георгий Фаддеевич. В самом начале XX века служил священником. В 1922 году, будучи священником Михайло-Архангельского собора, осужден Уральским губревтрибуналом к пяти годам лишения свободы за сокрытие церковных ценностей. 7 мая 1923 года умер в тюрьме Уральска.

Голованичев Сергей Виссарионович. Начал служение в храме диаконом в начале 1889 года. Впоследствии, в 1913 году, был рукоположен во священника в приход Долинного поселка Уральской области. 2 декабря 1937 года расстрелян по решению Тройки при УНКВД по Западно-Казахстанской области в числе группы уральских священнослужителей.

(Продолжение следует)

Владимир КУТИЩЕВ

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top